Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7
1.1. Правовой статус Европейского Союза...……………………………..7
1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24
1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34
Глава 2. Защита конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39
2.1.Конституционный надзор за правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39
2.2. Практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………...………………….45
2.3. Перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………….77
Приложение……………………………………………………………….83

Файлы: 1 файл

Диплом-Конституционное право на труд и отдых в странах ЕС.doc

— 2.00 Мб (Скачать)

Одним из направлений  реформирования Европейского союза  стала разработка проекта и последующее принятие Конституции ЕС.

Необходимость изменения  принципов управления Европейским  союзом и институционального реформирования особо остро возникла после крупномасштабного  расширения в 2004 году.

По сути, сама идея создания общей европейской конституции стала изобретением политических элит ЕС.

Уже в конце 1990-х годов европейские парламентарии заявили о том, что существование такого альянса, как Европейский союз, на основе набора соглашений и договоров является некорректным, поэтому разработка единого основного закона представлялась необходимой и способствующей координации работы в рамках ЕС84.

Изначально главной  целью создания основного закона было сделать ЕС понятным для граждан.

1 декабря 2009 года в силу вступил так называемый Лиссабонский договор, который еще называют европейской конституцией. Этот договор впервые создал Европейский Союз как единое целое с юридической точки зрения.

Принятие Конституции  ЕС стало качественно новым этапом европейской интеграции, значительно усилило институты ЕС и логически продолжило кампанию расширения ЕС. Кроме того, Конституция вобрала в себя все ранее подписанные договоры, и тем самым единый документ значительно упрощает понимание законодательной базы ЕС

Одним из наиболее противоречивых предложений общеевропейской Конституции  явилось включение в ее состав Хартии основных прав Евросоюза, настолько всеобъемлющей, что она «охватывает широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права на отдых и получение достойного медицинского обслуживания»85.

В связи с этим предполагалось основать Агентство по основным правам в Вене в 2007 году с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».

Хартия гарантирует  уважение человеческого достоинства, право на жизнь, запрет пыток и  нечеловечного, жестокого обращения, право на свободу и защиту, уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, сознания и вероисповедания, право на самовыражение и доступ к информации, право на получение образования, свободу ведения бизнеса, право на отдых, право на собственность, равенство перед законом, уважение культурного, религиозного и лингвистического разнообразия, вовлечение в общественную жизнь людей с ограниченными способностями, право доступа к судебным органам и право на справедливый суд, презумпцию невиновности и т. д.

Конституция ЕС – это  нечто новое в истории человечества. Это первый конституционный документ, вышедший на уровень глобального мышления.

Весь язык Конституции  пронизан универсализмом, обращая внимание не на народ, или территорию, или  нацию, а скорее на весь человеческий род и населенную им планету.

Отделяя человеческие права  от территории, Европейский Союз выходит  на новый, неведомый ранее, политический уровень, причем с далеко идущими  последствиями для всего человечества. Европейская конституция, отстаивая человеческое разнообразие, включение людей в общество, права человека, качество жизни, устойчивое развитие, свободу духа, мир и глобальное мышление является поистине уникальным документом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В конституциях большинства стран ЕС труд прямо признается фундаментальной основой общества; среди социально-экономических прав конституции стран ЕС называют также право на отдых.

Правам на труд и отдых отведена важная миссия - быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в конституциях стран Европейского Союза социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участник трудового процесса.

Ввиду значимости прав на труд и отдых в Европейском Союзе и необходимости дальнейшего исследования теоретических и практических аспектов этих прав, было проведено исследование, по итогам которого были получены такие результаты.

1. Рассмотрен правовой статус Европейского Союза.

Для характеристики правовой природы ЕС обычно используется термин «наднациональность», т. е. это такая ассоциация государств, которая наделена независимыми полномочиями со своими суверенными правами и правопорядком, независимым от государств-членов. При этом страны и их граждане подчиняются правопорядку ЕС в сферах действия компетенции последнего.

Наднациональная компетенция  ЕС реализуется его органами, которыми являются: Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд.

2. Охарактеризован правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза.

Понятие «права человека»  подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну, труд, отдых, и т. д. Принято считать, что данные права человека государственная власть не может даровать или отчуждать своими подзаконными актами и действиями.

Внутреннее конституционное  законодательство европейских государств-членов ЕС включает определенный объем обязательных основных прав и свобод каждого человека и гражданина, проживающего на данной территории, основанный на общепринятых международных стандартах.

3. Изучено конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Конституции большинства стран ЕС серьезное внимание уделяют принципам государственной политики в области трудовой деятельности. В конституциях некоторых стран труд прямо признается фундаментальной основой общества.

Право на труд и свобода  труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение.

Среди социально-экономических  прав конституции стран ЕС называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов, ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом Европа смогла заложить фундамент эффективной системы защиты прав человека на труд и отдых.

4. Дана характеристика  конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Конституционный надзор – это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся  в проверке соответствия законов  и иных нормативных актов конституции  данной страны.

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Орган, осуществляющий конституционный  надзор, может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, в результате чего эти нормы теряют свою юридическую силу и перестают применяться судами и другими государственными органами. В странах ЕС таким надгосударственным органом является Европейский Суд по правам человека.

5. Проанализирована практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Европейский суд рассматривает  не любые нарушения прав человека, а только те, которые предусмотрены Конвенцией с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции – ведущего документа о защите прав человека и основных свобод, включившего весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права.

Право на труд в Конвенции находит отражение в статье 4,  а отдельной статьи, посвященной праву на отдых, в Конвенции нет. Поэтому человек, считающий, что данное право нарушено, может обратиться в Европейский Суд, ссылаясь на статьи 1, 11, 13, 14 Конвенции и статью 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» от 16 сентября 1963 года с изменениями от 11 мая 1994 года.

Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским  Судом, человек должен исчерпать  судебные средства защиты своего права внутри государства. Европейский Суд рассматривает конкретные жалобы и устанавливает, действительно ли были допущены нарушения Конвенции.

Если нарушения установлены, Европейский Суд вправе присудить государству «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. Это значит, что человек получает от государства денежное возмещение за то, что были нарушены его права.

За всю многолетнюю  практику не было ни одного случая неисполнения государствами решений Европейского Суда. Если бы такое произошло, то над государством нависла бы угроза исключения из состава Совета Европы.

6. Намечены перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

С момента образования ЕС наращивает свои институциональные возможности решать проблемы защиты прав человека, наряду с внутригосударственными. ЕС продвигал и самым активным образом продвигает проблематику прав человека на международной арене, в двусторонних отношениях и международных организациях.

Перспективными направлениями  деятельности ЕС являются:

    • принятие Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции;
    • разработка правового порядка, в соответствии с которым высшей судебной инстанцией является Суд Европейских сообществ в Люксембурге, следящий за единообразным толкованием и соблюдением правил и норм, принятых в ЕС, а также регулирующий связанные с их применением споры;
    • присоединение ЕС к Конвенции для укрепления защиты прав человека в Европе в той же степени, в какой они в настоящее время защищены в государствах-членах ЕС.

Таким образом, практика Европейского Суда и функционирование европейской системы защиты прав человека в значительной степени научили современное государство, каким образом можно пользоваться и развивать права человека. Соответственно, они по-новому поставили вопрос о соотношении обязательств, принимаемых современным государством в отношении как других государств, так и своих собственных граждан.

В этой связи родились и продолжают развиваться новые перспективные подходы к конституционным правам человека, в том числе на труд и отдых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

I. Нормативные документы

 

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
    2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.).
    3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
    4. Европейская конвенция о социальном обеспечении ETS № 078 (Париж, 14 декабря 1972 г.)
    5. Европейская Социальная Хартия 1965 года.
    6. Испанская Конституция от 29 декабря 1978 года.
    7. Конвенция Международной Организации Труда № 117 об основных целях и нормах социальной политики (Женева, 6 июня 1962 г.).
    8. Конвенция Международной Организации Труда № 168 о содействии занятости и защите от безработицы (Женева, 1 июня 1988 г.).
    9. Конвенция Международной Организации Труда № 97 о трудящихся-мигрантах (Женева, 8 июня 1949 г.).
    10. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года.
    11. Конституция Венгерской Республики от 18 августа 1949 года.
    12. Конституция Греческой Республики от 11 июня 1975 года.
    13. Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года. 
    14. Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 года
    15. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года.
    16. Конституция Республики Мальты 1964 года.
    17. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года.
    18. Конституции Румынии от 21 ноября 1991 года.
    19. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 года.
    20. Конституция Финляндии от 11 июня 1999 года.
    21. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 года.
    22. Постановление от 17.03.1981 г. Европейского Суда по правам человека. Ван дер Месселе против Бельгии. //Бюллетень европейского Суда по правам человека. -2000. - № 2. – 310 с.
    23. Постановление от 20.06.2006 г. Европейского Суда по правам  
      человека. Зарб Адами против Мальты: //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2007. - № 1. – 355 с.
    24. Постановление от 15.07.2002 г. Европейского суда по правам человека. Калашников против России. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2003. - № 7. – 267 с.
    25. Постановление от 09.06.1998 г. Европейского суда по правам человека. Макгинли и Иган против Соединенного Королевства. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2000. - № 2. – 224 с.
    26. Постановление от 30.06.2008 г. Европейского суда по правам человека. Гефген против Германии. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2009. - № 1. – 307 с.
    27. Постановление от 11.10.2007 г. Европейского суда по правам человека. Канеллопулу против Греции. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2008. - № 4. – 280 с.
    28. Постановление от 11.09.2007 г. Европейского суда по правам человека. Терен Аксакал против Турции. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2008. - № 1. – 274 с.
    29. Постановление от 14.10.2008 г. Европейского суда по правам человека. Петрина против Румыни. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2009. - № 1. – 307 с.
    30. Постановление от 24.02.2009 г. Европейского суда по правам человека. Бен Хемаис против Италии. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2010. - № 1. – 265 с.
    31. Постановление от 10.05.2007 г. Европейского суда по правам человека. Бенедиктов против Российской Федерации. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2008. - № 4. – 280 с.
    32. Ван Хутен против Нидерландов (Van Houten v. the Netherlands): Постановление Европейского Суда по правам человека об исключении жалобы из списка подлежащих рассмотрению дел от 29 сентября 2005 года (жалоба N 25149/03)
    33. Постановление от 19.04.2007 г. Европейского суда по правам человека. Вильхо Эскелинен и другие против Финляндии. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2008. - № 4. – 280 с.
    34. Постановление от 16.09.1996 г. Европейского суда по правам человека. Гайгюсюз против Австрии. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2000. - № 2. – 224 с.
    35. Постановление от 25.04.1996 г. Европейского суда по правам человека. Гюстафсон против Швеции. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2000. - № 2. – 224 с.
    36. Постановление от 18.06.1971 г. Европейского суда по правам человека. Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2000. - № 2. – 224 с.
    37. Постановление от 20.12.2007 г. Европейского суда по правам человека. Эль Маджауи и Фонд Туба Моск против Нидерландов. //Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2008. - № 4. – 280 с.
    38. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» от 16 сентября 1963 года.

Информация о работе Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза