Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7
1.1. Правовой статус Европейского Союза...……………………………..7
1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24
1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34
Глава 2. Защита конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39
2.1.Конституционный надзор за правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39
2.2. Практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………...………………….45
2.3. Перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………….77
Приложение……………………………………………………………….83

Файлы: 1 файл

Диплом-Конституционное право на труд и отдых в странах ЕС.doc

— 2.00 Мб (Скачать)


министерство образования и  науки 

российской федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный 

университет экономики и финансов»

 

Факультет юриспруденции

 

Кафедра теории и истории государства и права

«ДОПУСТИТЬ  К ЗАЩИТЕ»

Зав. кафедрой_____________________

________________________________

«___»_____________________20___г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД И ОТДЫХ В СТРАНАХ  ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  конституционного права на труд и  отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7

1.1. Правовой статус Европейского  Союза...……………………………..7

1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16

1.3. Конституционное право на  труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24

1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34

Глава 2. Защита конституционного права  на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39

2.1.Конституционный надзор за  правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39

2.2. Практика Европейского Суда  по правам человека по защите  права на труд и отдых в  странах Европейского Союза…………...………………….45

2.3. Перспективы развития  конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66

Заключение………………………………………………………………..72

Список литературы……………………………………………………….77

Приложение……………………………………………………………….83

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное право  является ведущей основополагающей отраслью правовой системы государства. Такая роль данной отрасли права обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами.

С конституционного права  начинается формирование всей системы  национального права, всех отраслей, и в этом проявляется его системообразующая роль. Ни одна отрасль права, той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им1.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные права граждан на труд и отдых, которые являются исходными для трудового права, регулирующего трудовые и социально-экономические отношения. Таким образом, конституционно-правовые нормы являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

Создание европейской  системы защиты прав человека и формирование прецедентного права в этой области  обогатили современное право  принципиально новыми представлениями  о нормах-целях, нормах, облаченных в форму программных предписаний. Наряду с этим, они продемонстрировали, насколько важен для современного государства постоянный, непрекращающийся поиск баланса интересов2.

Европейская система  защиты прав человека одной из первых запустила процесс создания интеграционного права и продемонстрировала, как такое право может работать. Сформированный ею механизм выглядит следующим образом. Физическое или юридическое лицо отстаивает в международных инстанциях свои права, которые ему не удалось защитить на национальном уровне3.

Европейский Суд по правам человека констатирует нарушение государством взятых на себя обязательств по правам человека. Исполняя вынесенное им постановление, государство-участник европейской системы предпринимает меры, необходимые для того, чтобы аналогичные нарушения не повторялись вновь. В результате шаг за шагом в национальную правовую и судебную систему вносятся изменения, направленные на ее совершенствование.

Это уникальный механизм, который обеспечивает удивительно гармоничное сочетание индивидуального и общественного интереса. Государства-участники системы предоставляют своим гражданам, всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, возможность эффективно отстаивать свои права. Эти права гарантируются всей мощью национальных судебных систем, помноженной на поддержку международных инстанций. Как следствие этого, европейская система проявляет заботу о каждом человеке, каждом потерпевшем или пострадавшем.

Выигрыш дел в Европейском  Суде – это победа справедливости, выигрыш конкретной личности. Вместе с тем, от каждой такой маленькой победы выигрывает и общество в целом. Ведь, благодаря настойчивости отдельной личности, опирающейся на юрисдикционную защиту со стороны Европейского Суда по правам человека и надзорную работу Комитета министров Совета Европы, общество получает новые, более совершенные законодательство, правоприменительную и административную практику, новое состояние правового порядка.

По определению, это  такой правовой порядок, в котором  устранены выявленные недостатки, такой  правовой порядок, который в большей степени выгоден и личности, и обществу в целом.

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования права на труд и отдых в странах Европейского Союза - их позитивных и негативных сторон, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями, и наоборот. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в России и других странах с учетом их конкретных условий.

Цель данной работы –  изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

      • рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
      • охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
      • изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
      • охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
      • проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
      • наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Методологической основой работы является применение следующих методов:

      • метод структурного анализа, необходимого для выяснения определенных закономерностей конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
      • сравнительный метод, позволяющий проводить аналогии при сравнении конституционного права на труд и отдых различных стран;
      • описательный метод, используемый для полноты воссоздания исследовательской работы.

При оценке степени разработанности  проблем конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза следует отметить, что этой теме посвящено достаточно мало трудов, при этом большинство современных исследований носит фрагментарный характер.

В публикациях авторов  рассматриваются вопросы конституционного права стран Европейского Союза в целом при недостатке комплексных исследований, рассматривающих конституционное право на труд и особенно конституционное право на отдых как отдельную категорию исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза

 

1.1. Правовой статус Европейского Союза

 

В последние два десятилетия в области защиты прав человека Европейский Союз шаг за шагом наращивает инструментарий, находящийся в его эксклюзивном распоряжении. Не стало исключением и конституционное право на труд и отдых. Однако, прежде чем перейти к освещению конституционных прав на труд и отдых в странах Европейского Союза, следует рассмотреть правовой статус Европейского Союза, историю его создания, и охарактеризовать его сущность.

Фундамент Европейского Союза (далее - ЕС) был заложен основополагающим Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в Париже 18 апреля 1951 года.4

В 1957 году были подписаны Римские договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии (Евратом). Государствами-членами этих сообществ стали Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды.

Дания, Ирландия и Великобритания присоединились к Сообществу 1 января 1973 года.

1 января 1981 года членом ЕС стала Греция, а 1 января 1986 года к ней присоединились Испания и Португалия.

С момента вступления в силу Римских договоров 1 января 1958 года существовало три различных Сообщества, каждое с самостоятельной правовой базой, в том числе учредительными документами. С юридической точки зрения это положение сохранилось и сегодня, поскольку до сих пор не произошло слияния этих Сообществ. В то же время есть все основания считать Сообщества единым целым с точки зрения их организационно-правовой и политической структуры. Именно это дало возможность Европейскому парламенту в его резолюции от 16 февраля 1978 года предложить именовать три Сообщества как «Европейское сообщество»5.

С подписанием Маастрихтских соглашений в 1993 году, которые определили критерии для принятия новых стран-членов, ЕС стал существенно отличаться от других международных организаций и напоминать конструкцию государства.

Компетенция ЕС не ограничена выполнением узкоочерченных технических задач, а охватывает ряд сфер деятельности, которые в совокупности образуют важнейшие признаки государственности.

Вместе с тем ЕС - это еще не государство, так как ему не хватает общей правоспособности, присущей государству, оно не вправе создавать новые сферы компетенции6.

В настоящее время  в состав ЕС входит 27 стран (см. Приложение 1).

Для характеристики правовой природы ЕС обычно используется термин «наднациональность», т. е. это такая  ассоциация государств, которая наделена независимыми полномочиями со своими суверенными правами и правопорядком, независимым от государств-членов. При этом страны и их граждане подчиняются правопорядку ЕС в сферах действия компетенции последнего.

Наднациональная компетенция  ЕС реализуется его органами, которыми являются: Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд.

Парламент, или Ассамблея, и Суд были с самого начала (с 1957 года) общими для всех трех Сообществ.

Договором 1967 года «О слиянии» были установлены единые Совет и Комиссия ЕС. С этого времени все три Сообщества имеют единую институционную структуру7.

Европейский парламент  с 1978 года избирается гражданами государств-членов прямым всеобщим голосованием. С июня 1994 года он состоит из 567 членов парламента. Парламентом руководит Президент, ему помогают 14 вице-президентов. Подготовку пленарных заседаний осуществляют 19 комитетов, образованных в рамках Европейского парламента. Члены парламента объединяются в политические группы независимо от национальной принадлежности.

Хотя с течением времени  Европейский парламент постепенно расширяет свои полномочия, тем не менее, он не является парламентом в обычном его понимании. Европейский парламент не избирает Совет или Комиссию, которые выполняют функции правительства. Парламентский контроль за Советом отсутствует, а Комиссия контролируется главным образом путем ее ежегодного отчета перед парламентом. При выражении парламентом недоверия Комиссии она в полном составе уходит в отставку. Однако парламент не влияет на состав Комиссии (и в принципе новая Комиссия, которая образуется правительствами государств-членов ЕС, может оказаться в прежнем составе).

Законотворческая компетенция Европейского парламента также ограничена. По ряду вопросов Совет ЕС при принятии решений обязан консультироваться с Европарламентом, но результаты консультаций для Совета не являются обязательными.

С 1975 года Европейский парламент наделен правом участвовать в процессе принятия решений по бюджету ЕС. Он совместно с Советом составляет бюджет и в определенных условиях и по определенным статьям вправе вводить поправки, которые даже Совет не может отменить. Единый европейский акт предоставил парламенту право решающего голоса при принятии решений о вступлении в ЕС новых членов и ассоциаций стран - не членов ЕС.

Совет состоит из представителей правительств стран ЕС, каждая из которых направляет в него по одному или более представителей. «Основными» представителями государств являются министры иностранных дел. В то же время в состав Совета могут входить и другие министры - сельского хозяйства, транспорта и т. п., в зависимости от вопроса, который ставится на обсуждение.

Информация о работе Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза