Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7
1.1. Правовой статус Европейского Союза...……………………………..7
1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24
1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34
Глава 2. Защита конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39
2.1.Конституционный надзор за правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39
2.2. Практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………...………………….45
2.3. Перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………….77
Приложение……………………………………………………………….83

Файлы: 1 файл

Диплом-Конституционное право на труд и отдых в странах ЕС.doc

— 2.00 Мб (Скачать)

Таким образом, конституции стран ЕС закрепляют параллельно с правом на труд право на оплату труда. При этом часто говорится о праве на такой уровень оплаты труда, который необходим для поддержания социально определенного уровня жизни работника и его семьи.

Труд не только и не столько экономическая, но прежде всего социальная категория. Поэтому социальные аспекты трудовой деятельности также находят отражение в конституциях стран ЕС. Так, в тесной связи с правом на труд конституции стран ЕС рассматривают право на социальное обеспечение, в которое входит право на пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинский уход, материальное обеспечение по инвалидности и потере кормильца, по болезни, воспитанию детей.

В большинстве конституций стран ЕС фиксируется право на социальное обеспечение и задача помощи и защиты слабых общественных групп. Еще в действующей преамбуле Конституции Французской Республики 1946 г. говорилось, что «всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению неспособно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования»43. Такие средства государство чаще всего выплачивает в виде пенсий.

Пенсия – это денежное пособие, которое регулярно выплачивается  лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность, потерявшим кормильца. Пенсии могут быть трудовыми и социальными.

Трудовые пенсии выплачиваются государством по достижении определенного возраста (обычно 60-65 лет для мужчин и 55-60 лет для женщин) и при наличии трудового стажа (20-25 лет для женщин и 25-30 лет для мужчин); при неполном трудовом стаже выплачиваются частичные пенсии. Для выплаты пенсий создается пенсионный фонд из бюджетных средств, отчислений предприятий, а часто и из добровольных налоговых отчислений от зарплаты.

Социальные пенсии предназначены  для инвалидов, воспитания малолетних детей, в случае потери кормильца и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время во Франции проводится пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста с 60 до 62 лет, и против которой выступают миллионы жителей страны. Основная идея данной реформы состоит в том, что возраст выхода французов на пенсию будет увеличиваться постепенно, начиная с 1 июля 2011 года, на четыре месяца в год. Предполагается, что пенсионный возраст составит 62 года в 2018 году Увеличение пенсионного возраста коснется работников, которые родились не ранее 1951 года.

Возраст выхода на пенсию будет увеличен во Франции и для льготных категорий. Полицейские, которые в настоящее время выходят на пенсию в 50 лет, будут уходить на два года позже, в 52. Пожарным также придется работать на два года дольше: до 57 лет вместо 55. Лица, достигшие 67 лет (вместо 65 в настоящее время), смогут пользоваться пенсией в полном объеме, даже в том случае, если они не выплатили необходимого количества взносов. То же относится к лицам, которые подорвали свое здоровье к моменту достижения пенсионного возраста. Такие случаи будут рассматриваться индивидуально. В настоящее время речь идет о 10 тысячах человек, занятых на вредных производствах.

Кроме того, правительство Франции намерено в 2012 году повысить требования к трудовому стажу для получения полного объема пенсионных выплат до 41 года против нынешних 40 лет. А с 2013 года срок выплаты пенсионных взносов будет увеличен до 41 года и трех месяцев. Эта мера затронет людей 1953-1954 годов рождения. При этом французы, которые начали работать до 18 лет, смогут выйти на пенсию по истечении установленного законом срока выплат пенсионных взносов плюс два года. Эта мера не имеет прецедентов в Европе.

Необходимость в таких  решениях объясняется нагрузкой  на бюджет стареющего населения страны, дефицитом государственного бюджета и пенсионного фонда. Правительство Франции утверждает, что повышение пенсионного возраста уже в краткосрочной перспективе позволит сэкономить до 50% бюджетных средств. Авторы реформы рассчитывают, что благодаря повышению пенсионного возраста и росту налоговых поступлений к 2015 году дефицит бюджета пенсионного фонда будет снижен; к 2018 году бюджет фонда полностью стабилизируется, а к 2020 г. возможен и легкий профицит бюджета с излишками средств.

В настоящее время  возраст выхода на пенсию во Франции - один из самых низких в Европе. Большинство европейцев выходят на пенсию в 65 лет.

Данная пенсионная реформа вызвала недовольство среди населения. Начиная с сентября 2010 года, во Франции регулярно проходят общенациональные акции протеста, в которых участвуют до 3,5 миллионов человек. Однако несмотря на многочисленные акции протеста, Сенат Франции 22 октября 2010 года проголосовал за пенсионную реформу. Реформу поддержали 177 сенаторов, против - 153, девять воздержались. 27 октября 2010 года Национальное собрание Франции проголосовало за законопроект реформы пенсионной системы. На повторное рассмотрение нижней палаты парламента был вынесен текст, прошедший через согласительную комиссию палат и уже одобренный в окончательном виде в Сенате. В Национальном собрании он получил поддержку 336 голосов при 233 «против».

Таким образом, пенсионная реформа во Франции считается свершившейся.

Следует отметить, что в последние годы возраст выхода на пенсию повышают во многих государствах Европы. В Германии в 2007 году было принято решение о постепенном повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. В Греции в рамках плана экономии правительство объявило об увеличении пенсионного возраста до 63 лет к 2015 году. В Литве пенсионный возраст будет постепенно повышаться с 2012 года и к 2026 году литовцы будут выходить на пенсию в 65 лет (пока же в Литве женщины уходят на пенсию в 60, а мужчины — в 62,5 года). В Италии правительство одобрило предложение о повышении с 2012 года пенсионного возраста для женщин-госслужащих с 61 до 65 лет.

Исходя из права на социальное обеспечение, конституции стран ЕС закрепляют место и роль государства в этой области. Так, Испанская Конституция от 29 декабря 1978 года в статье 41 определяет: «Государственные власти поддерживают государственную систему социального страхования для всех граждан, обеспечивающую помощь и необходимые социальные услуги в случае необходимости, прежде всего при безработице»44.

Статья 50 Испанской Конституции гласит: «Государственные власти гарантируют посредством предоставления пенсий, достаточных размеров и периодически индексируемых, минимальный экономический уровень граждан в старости. Власти способствуют также их благополучию, независимо от семейных обязанностей, посредством системы социальных служб, предназначенных для разрешения их специфических проблем в области здоровья, жилья, культуры и досуга»45.

Статья 38 Конституции Итальянской Республики, в частности, указывает: «Каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и социальное обеспечение. Трудящиеся имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие их жизненным потребностям, на случай несчастья, болезни, инвалидности, старости и не зависящей от них безработицы»46.

Конституция Португальской Республики в статье 63 устанавливает: «Все имеют право на социальное обеспечение. Государство должно организовывать, координировать и субсидировать единую и децентрализованную систему социального обеспечения с участием профсоюзных и иных организаций, представляющих трудящихся, и объединений, представляющих других лиц, пользующихся социальным обеспечением. Система социального обеспечения будет защищать граждан в случае болезни, старости, инвалидности, вдовства и сиротства, так же как при безработице и во всех других обстоятельствах при потере или уменьшении средств к существованию или снижении трудоспособности.

Все время работы будет учтено, согласно закону, при расчете пенсий по возрасту и инвалидности независимо от сектора, в рамках которого осуществлялась трудовая деятельность»47.

Помимо этого Конституция Португальской Республики определяет основы политики государства по отношению к инвалидам (ст. 71) и престарелым (ст. 72). В последнем случае речь идет о том, что престарелые имеют право на материальную обеспеченность и на такие условия жизни, проживания в семье и местном сообществе, которые позволяли бы избегать и преодолевать изоляцию и социальную отверженность; что политика в отношении престарелых включает меры экономического, социального и культурного характера, направленные на предоставление престарелым возможностей личной самореализации путем активного участия в жизни сообщества.

Среди социально-экономических  прав конституции стран ЕС называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов, ежегодный оплачиваемый отпуск, праздничные дни.

Конституция Итальянской  Республики предусматривает «право на отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска»48, Конституция Французской Республики – «право на отдых и досуг»49.

Статья 13 Конституция  Республики Мальты 1964 года определяет, что «максимальное число часов работы в день должно быть установлено законом. Работник имеет право на еженедельный день отдыха и на ежегодный оплаченный отпуск; он не может отказаться от этого права»50.

По Конституции Итальянской Республики (статья 36) «трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться»51.

Конституция Португальской Республики в части обеспечения права на отдых гарантирует обеспечение государством отдых, на который трудящиеся имеют право. В части 2 статьи 59 говорится: «Государство обязано установить единую для всей страны продолжительность рабочего дня; систематически расширять сеть центров отдыха и проведения отпусков в сотрудничестве с общественными организациями»52.

Конституция Венгерской Республики от 18 августа 1949 года в §70/В определяет: «У каждого есть право на отдых, свободное время и систематический оплачиваемый отпуск»53.

Статья 38 Конституции  Румынии устанавливает продолжительность  рабочего дня: «Нормальная продолжительность рабочего дня не превышает в среднем 8 часов»54.

Согласно статье 36 Конституции Словацкой Республики от 1 сентября 1992 года, « Работники имеют право на максимально допустимую продолжительность рабочего времени; соразмерное время отдыха после работы; минимально допустимую продолжительность оплачиваемого отпуска для отдыха»55.

Статья 66 Конституции Республики Польша от 2 апреля 1997 года гласит: «Работник имеет право на определенные в законе дни, свободные от работы, и на ежегодные оплачиваемые отпуска; максимальные нормы рабочего времени определяет закон»56.

Таким образом, право  на отдых, являясь естественным и неотъемлемым правом каждого человека, конституционно закреплено в странах ЕС.

 

1.4. Европейская  Социальная Хартия и ее влияние  на право на труд и отдых  в странах Европейского Союза

 

Учитывая возрастающее значение прав на труд и отдых, Совет Европы принял в 1961 году Европейскую Социальную Хартию, которая вступила в силу в 1965 году.

Европейская Социальная Хартия представляет собой документ, предусматривающий систему экономических и социальных прав (19 прав) и международное сотрудничество в деле поощрения и развития социально-экономических прав.

Основные группы прав, закрепленных в Хартии, включают в  себя:

    • право на труд (статья 1);
    • право на справедливые условия труда (статья 2);
    • право на безопасные и здоровые условия труда (статья 3);
    • право на справедливое вознаграждение (статья 4);
    • право на профессиональную ориентацию (статья 9);
    • право на социальное обеспечение (статья 12) и др.57

Право на отдых Хартия регламентирует в контексте права на справедливые условия труда (статья 2 Хартии), которая гласит: «Считается неразумной рабочая неделя продолжительностью 60 часов (включая сверхурочную работу); подвергается сомнению и обоснованность 50-часовой рабочей недели. С другой стороны, нынешняя тенденция к переходу на 5-дневную 40-часовую рабочую неделю становится источником новых социальных проблем»58.

Государства-участники  в соответствии с этой статьей  берут на себя обязательство установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей  недели в той мере, в какой это позволяют рост производительности труда и другие связанные с этим факторы; обеспечить предоставление как минимум 4-недельного ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 3 статьи 2 Хартии), обеспечить еженедельный период отдыха, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха (пункт 5 статьи 2 Хартии).

В Комментариях к Хартии отмечается, что обязательство постепенного сокращения рабочего времени увязывается с фактором разумной его продолжительности. Вместе с тем пункт 4 Статьи 2 Хартии обязывает «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах»59.

В 1990 году по инициативе Комитета Министров начался процесс совершенствования Хартии, который привел к принятию в 1991 году Протокола о внесении поправок в Хартию.

Информация о работе Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза