Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель данной работы – изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7
1.1. Правовой статус Европейского Союза...……………………………..7
1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24
1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34
Глава 2. Защита конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39
2.1.Конституционный надзор за правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39
2.2. Практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………...………………….45
2.3. Перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………….77
Приложение……………………………………………………………….83
Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 года открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Подобная структура не случайна. Создатели Основного закона, подчеркивая особую значимость основных прав, исходили из идеи официального признания не отчуждаемости основных прав человека и их непосредственного действия.
Конституционными гарантиями выступают следующие положения:
Основной закон Федеративной Республики Германии различает «права немцев» и «права человека». Понятие «немец» практически означает наличие у лица гражданства Германии17.
В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германии немцем является тот, кто имеет немецкое гражданство или был принят на жительство в качестве беженца либо изгнанного лица немецкой национальности, а также в качестве супруга (супруги) или потомка данных лиц. Бывшие граждане Германии, утратившие немецкое гражданство в период с 30 января 1933 года по 8 мая 1945 года по политическим, расовым или религиозным причинам, и их потомки подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданство с самого начала, если поселились на постоянное место жительства в Германии после 8 мая 1945 года и не отказались от данного права.
Закрепляя принцип равноправия и равенства всех перед законом, Основной закон Федеративной Республики Германии в статьях 2-6, 13, 14, 17 провозглашает равные для всех права на:
Действующая Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года, по мнению теоретиков конституционного права, относится к числу самых демократических18.
Закрепляя широкий перечень основных прав и свобод, в части 2 статьи 3, Конституция Итальянской Республики провозглашает главную задачу Республики: «устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны»19.
К числу основных конституционных начал в Италии отнесены принципы равноправия и свободы. Причем принцип свободы рассматривается в качестве обязательного условия самовыражения человека.
В соответствии со статьей 3 Конституции Итальянской Республики «все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, вероисповедания, политических убеждений, личного и общественного положения»20.
Таким образом, конституционное право большинства современных государств-членов ЕС исходит из теории естественных и неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему в силу рождения. Перечень данных прав имеет постоянную и ясно различимую тенденцию к расширению. Одновременно растет и перечень конституционно закрепленных обязанностей человека и гражданина. Из сказанного видно, что современный законодатель обычно рассматривает права и обязанности личности в их единстве.
Однако в то же время законодатели европейских государств-членов ЕС по-разному толкуют порядок определения объема прав, свобод и обязанностей личности. Многие государства (например, Бельгия, Нидерланды, Швеция) традиционно применяют в сфере конституционного права разрешительный порядок определения объема прав и свобод личности («можно делать все, что разрешено»). Меньшая же часть государств (например, Великобритания) долгое время формировали объем прав и свобод личности при помощи запретительного (негативного) способа, при котором «можно делать все, кроме того, что запрещено»21.
Современным европейским конституционным нормам присуще закрепление и регулирование растущего количества обязанностей личности. Например, к обязанностям личности, регулируемым конституцией, современный законодатель иногда относит знание государственного языка страны и умение им пользоваться (Испания). Вместе с тем часть конституций стран-членов ЕС толкует некоторые аспекты правового статуса личности - например, право на труд одновременно и в качестве обязанности индивидуума (Италия)22.
В отношении натурализации индивидуума большинство европейских государств-членов ЕС применяют различные комбинации норм «права почвы» (следует родиться на территории данного государства) и «права крови» (следует родиться от граждан данного государства)23.
Большинство стран ЕС допускает в настоящее время возможность наличия у личности множественности гражданств.
В отношении иностранцев и лиц без гражданства практически все европейские государства-члены ЕС проводят сходную и традиционную политику - объем прав таких лиц заметно меньше, чем объем прав и свобод граждан данной страны. Разрыв этот в настоящее время имеет тенденцию к сокращению, главным образом за счет расширения законодателем прав иностранцев и лиц без гражданства в таких областях, как получение работы, учебы и др.
Правовой статус человека и гражданина в странах ЕС закреплен в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее – Конвенция).
Конвенция была в значительной степени подготовлена британскими юристами и, в частности, лордом Килмьюиром. Главными поборниками Конвенции на ранних стадиях являлись Уинстон Черчилль, Макмиллан и Джон Фостер24.
Конвенция была принята 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года. Ныне ее участниками являются практически все государства – члены Совета Европы. Этот документ иногда называют Конституционным Законом Европы25.
Конвенция имеет статус международного договора. Это означает, что нормы Конвенции действуют во всех государствах, которые её подписали. Однако некоторые подписавшие Конвенцию государства (Великобритания и скандинавские страны) до сих пор не инкорпорировали ее в национальное право. В результате Конвенция не имеет для судов этих государств обязательной силы.
Конвенция – уникальная правозащитная система, выступающая в качестве международного общего права. Конвенция защищает гражданские и политические, а не социальные, экономические и культурные права.
В Европейскую Конвенцию вошло относительно небольшое количество прав – «скелет» прав первого поколения:
Помимо закрепления этих прав человека на европейском уровне, Конвенция впервые создала действенный механизм их защиты.
С 1959 года в Страсбурге (Франция) работает Европейский суд по правам человека. Его работа совершенствовалась десятилетиями, и сейчас он является наиболее эффективным органом защиты прав человека.
Европейский Суд рассматривает дела отнюдь не по всем признанным сегодня правам человека. Рассматриваются только те дела, которые связаны с нарушением прав, закрепленных в Конвенции.
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза
Конституции большинства стран ЕС серьезное внимание уделяют принципам государственной политики в области трудовой деятельности. В конституциях некоторых стран труд прямо признается фундаментальной основой общества.
Так, в Конституции Итальянской Республики 1947 года уже в первой статье Италия определяется как «демократическая республика, основывающаяся на труде»27.
В Статье 22 Конституции Греческой Республики от 11 июня 1975 года сказано: «Труд - это право, находящееся под охраной государства, которое заботится о создании условий для обеспечения занятости всех граждан и повышении уровня трудящегося сельского и городского населения»28.
Среди основных принципов Конституция Итальянской Республики признает за всеми гражданами право на труд и способствование созданию условий, которые делают это право реальным: «Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному и духовному прогрессу общества»29 (статья 4).
Кроме того, статья 35 Конституции Итальянской Республики определяет защиту права на труд государством: «Республика охраняет труд во всех его формах и применениях. Она заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации трудящихся. Она содействует и поощряет международные соглашения и организации, имеющие цель закрепить и упорядочить трудовые права»30.
По Конституции Румынии от 21 ноября 1991 года «право на труд не может ограничиваться»31.
В Конституции Финляндии от 11 июня 1999 года также право граждан на труд находится под особой защитой государства: «Государственные органы должны заботиться о защите рабочей силы»32 (§18).
Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 года устанавливает: «В целях содействия общественному благу государство должно предпринять усилия к тому, чтобы работа была предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях, обеспечивающих его существование»33.
Право на труд закрепляется также в статье 58 Конституции Португальской Республики от 2 апреля 1976 года: «Все имеют право на труд»34 и в статье 23 Конституции Бельгии от 17 февраля 1994 года: «Каждый имеет право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности»35.
Нередко в конституциях стран ЕС говорится не только о праве на труд, но и о праве на свободный выбор профессии или рода деятельности, места работы, на справедливые условия труда, о запрете принудительного труда, о праве на забастовку, на отдых и об ограничении продолжительности рабочего дня и т.д. Важное место при этом отводится обеспечению справедливого вознаграждения за труд.
Например, в статье 12 Основного закона Федеративной Республики Германии сказано: «Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы»36.
Статья 36 Конституции Итальянской Республики определяет: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и во всяком случае достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования»37.
Конституция Финляндии в §18 закрепляет: «Каждый имеет в соответствии с законом право получать свой доход путем найма на работу, ремесленничества или предпринимательства, которые он свободно выбирает»38.
В статье 35 Испанской Конституции написано: «Все испанцы обязаны трудиться, и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе, а также на заработную плату, достаточную для покрытия своих потребностей и потребностей своей семьи, не допуская ни в коем случае дискриминации по полу»39.
В Конституции Греческой Республики в статье 22 говорится: «Все трудящиеся, независимо от пола или иных различий, имеют право на равную оплату за равноценную выполняемую работу»40.
Статья 59 Конституции Португальской Республики закрепляет: «Все трудящиеся независимо от возраста, пола, расы, гражданства, места происхождения, вероисповедания, политических или идеологических убеждений имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству, характеру и качеству труда, при этом соблюдается принцип равной оплаты за равный труд, с тем чтобы обеспечить каждому трудящемуся достойное существование»41. Этим целям также служит признание обязанности государства установить и индексировать единую для всей страны минимальную заработную плату, единую для всей страны продолжительность рабочего дня и т.д.
Немало внимания уделяется и выравниванию уровня доходов и уровня жизни. Статья 130 Испанской Конституции, например, устанавливает, что «Государственные власти заботятся о модернизации и развитии всех отраслей экономики, в частности, земледелия, животноводства, рыболовства и различных ремесел в целях выравнивания уровня жизни всех испанцев»42.
Информация о работе Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза