Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть правовой статус Европейского Союза;
охарактеризовать правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза;
изучить конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза;
охарактеризовать особенности конституционного надзора за правами человека на труд и отдых в странах Европейского Союза;
проанализировать практику Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза;
наметить перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………..………….7
1.1. Правовой статус Европейского Союза...……………………………..7
1.2. Правовой статус человека и гражданина в странах Европейского Союза………………………………………………………………..……………16
1.3. Конституционное право на труд и отдых в странах Европейского Союза…..…………………………………………………………………………24
1.4. Европейская Социальная Хартия и ее влияние на право на труд и отдых в странах Европейского Союза………………………………………….34
Глава 2. Защита конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза….…………………………………………………………39
2.1.Конституционный надзор за правами человека на труд и отдых в Европейском Союзе…………………………………………………………......39
2.2. Практика Европейского Суда по правам человека по защите права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………...………………….45
2.3. Перспективы развития конституционного права на труд и отдых в странах Европейского Союза…………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………….77
Приложение……………………………………………………………….83

Файлы: 1 файл

Диплом-Конституционное право на труд и отдых в странах ЕС.doc

— 2.00 Мб (Скачать)

Согласно договорам  о ЕЭС и Евратоме Совет должен принимать решения об осуществлении  мер общего применения или же решения  определенного уровня значимости. Однако лишь в редких случаях этот орган может рассматривать те или иные вопросы без получения соответствующих рекомендаций Комиссии ЕС.

Согласно учредительным  договорам ЕС принятие решений в Совете осуществляется в соответствии с принципом большинства голосов. Единогласие необходимо лишь при решении вопросов особой политической важности (налогообложение, социальное обеспечение и др.). Обычно для принятия решений требуется квалифицированное большинство, при этом вес голоса каждого государства неодинаков. Так, Великобритания, Германия, Италия и Франция имеют по 10 голосов, Испания - 8, Нидерланды, Бельгия, Греция и Португалия - по 5, Дания и Ирландия - по 3 и Люксембург - 2 голоса8.

Комиссия ЕС состоит  из 17 членов, назначенных с общего согласия правительств государств-членов ЕС сроком на 4 года. Возглавляет Комиссию Председатель, которому помогают 6 вице-председателей. В нее входят по 2 представителя от Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции и по одному от других стран.

Решающая роль Комиссии в ЕС определяется ее возможностями  воздействовать на политику ЕС в целом. Именно Комиссия обязана представлять предложения и проекты нормативных актов Совету, направленные на дальнейшее развитие политики ЕС. Комиссия также осуществляет мониторинг и обеспечивает надлежащее применение (выполнение) норм и мер, предусмотренных договорами и органами ЕС. Если они нарушаются, Комиссия обязана встать на их защиту как объективный и независимый орган и в случае необходимости передать дело в Суд ЕС.

Комиссия играет важную роль медиатора между интересами ЕС и интересами государств-членов ЕС, а также между интересами последних. Она призвана обеспечивать приоритет интересов ЕС, учитывая при этом интересы других стран ЕС и добиваясь в итоге компромиссных решений. На Комиссию возложены определенные исполнительские функции - исполнение бюджета ЕС, норм, регулирующих конкуренцию. Комиссия осуществляет представительство ЕС в международных организациях.

Одновременно с организацией ЕС был создан Суд ЕС. Основная задача Суда ЕС - контроль за выполнением договоров в соответствии с правовыми нормами в интересах единого применения права ЕС в государствах-членах. Иными словами, Суд ЕС должен обеспечить должное соблюдение права ЕС при толковании и применении учредительных договоров и иных актов, принимаемых Советом и Комиссией.

Суд ЕС наделен компетенцией формулировать принципы, на которых формируется и действует правопорядок ЕС, тем самым обеспечивая прочный фундамент процесса европейской интеграции9.

Суд ЕС состоит из 13 судей  и 6 юридических экспертов (генеральных  адвокатов), назначаемых с общего согласия правительств государств-членов ЕС сроком на шесть лет.

В октябре 1988 года решением Совета ЕС был создан Суд первой инстанции. К компетенции этого Суда относится рассмотрение исков, касающихся норм, регулирующих деятельность служащих ЕС, права конкуренции, антидемпингового законодательства, а также иски по действию Договора о Европейском объединении угля и стали. Суд состоит из 12 судей, которые в соответствии с правилами процедуры могут также выполнять обязанности юридического эксперта (генерального адвоката)10.

Суд ЕС совместно с Судом первой инстанции является верховным и  единственным судебным органом, который  вправе решать все вопросы права  ЕС. Это одновременно и совещательный  орган - он может высказывать мнения по договорам, которые ЕС намерен заключить с государствами или международными организациями. При этом мнение Суда обязательно к исполнению.

Как судебный орган Суд ЕС рассматривает  следующие виды исков:

      • иски к государствам, которые не выполняют свои обязательства по учредительным договорам или праву ЕС. Инициатива в подаче исков может принадлежать государствам-членам ЕС, но, как правило, это Комиссия ЕС. При удовлетворении Судом иска государство-ответчик обязано немедленно принять меры для выполнения решения Суда;
      • иски против бездействия органа ЕС или отмены принятых им мер. В первом случае иски могут быть возбуждены против Совета или Комиссии, если эти органы не приняли решения в соответствии с императивными нормами договора или акта ЕС, основанного на договоре;
      • иски о внедоговорной ответственности ЕС;
      • иски о пересмотре решения Комиссии о наложении штрафа в связи с определенными нарушениями нормативных актов ЕС. Здесь Суд ЕС выступает в качестве апелляционного суда;
      • иски, касающиеся споров между ЕС и его должностными лицами11.

В ряде случаев Суд  ЕС может выступать как арбитражный  суд, когда специальный договор  прямо наделяет его таким правом.

Суд ЕС обязан обеспечивать единообразное  толкование права ЕС. В этой связи  национальные суды стран ЕС могут  обращаться в Суд ЕС с просьбой разъяснять любой вопрос о праве ЕС путем принятия предварительного постановления. Хотя предварительные постановления Суда ЕС носят консультативный характер, они юридически обязательны.

Широкий круг полномочий Суда ЕС показывает, что он совмещает в себе различные виды юрисдикции - консультационную, административную, гражданскую, трудовую.

Суд ЕС выступает как конституционный  при толковании договоров ЕС, в  случаях толкования права ЕС национальными  судами. Суд выполняет функции  административного суда, когда он определяет законность решений, принятых органами ЕС по конкретным делам. По искам о нанесении ущерба и действиях должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей, он действует как гражданский суд или суд по трудовым спорам.

Юридические акты, которые принимаются органами ЕС, можно разделить на следующие виды.

Актами ЕС, оказывающими наиболее сильное воздействие на национальные правовые системы, являются регламенты (договоры о ЕЭС и Евратоме) и  общие решения (договор о ЕОУС). Они обладают одинаковой юридической силой на всей территории ЕС и применяются без изменений и полностью во всех странах ЕС и являются актами прямого применения. Хотя акты права ЕС обязательны и должны исполняться так же как и национальные законы, они не являются законами в строгом смысле слова, поскольку они не принимаются Европарламентом.

Вторым видом общеобязательных актов ЕС являются директивы (договоры о ЕЭС и Евратоме) и рекомендации (договор о ЕОУС). В отличие  от первого вида актов ЕС они не образуют нового унифицированного права, обязательного для всего ЕС, так как требуют от адресата только принять меры, которые могут быть необходимыми для достижения целей ЕС. Директивы (рекомендации) устанавливают задачи, которые адресаты должны реализовать в указанные сроки. Но как именно реализовать - решает адресат. Тем самым государствам-членам ЕС, предоставляется свобода в выборе путей и средств исполнения актов ЕС с учетом специфики национальных правовых систем. В итоге достигается оптимальность реализации права ЕС - необходимое единство при сохранении многообразия национальных особенностей.

Как правило, при выполнении директив (рекомендаций) ЕС государства-члены  изменяют действующее национальное законодательство: принимают новые  законы, отменяют старые, либо вносят изменения в акты исполнительной власти. В итоге происходит гармонизация права ЕС и национального права стран ЕС.

К третьему виду актов  ЕС можно отнести решение (договоры о ЕЭС и Евратоме) и индивидуальные решения (договор о ЕОУС). Речь идет об актах органов ЕС, обязывающих государства-члены, компаний, индивидов совершить определенные действия или воздержаться от них, либо наделяющих правами или возлагающих обязанности как на государство, так и на индивида. Эти акты служат органам ЕС как юридическое средство («административные меры»), предписывающее предпринять определенные действия в конкретном случае12.

Наряду с обязательными  органы ЕС могут принимать не обязывающие акты - заключения и рекомендации. Такие акты позволяют органам ЕС выражать свои взгляды государствам-членам, а в некоторых случаях и отдельным гражданам, например, отношение ЕС к сложившейся на данный момент ситуации или определенному событию в ЕС или отдельной стране-члене. Воздействие заключений и рекомендаций на страны ЕС имеет скорее политический и моральный характер, чем юридический, поскольку они не обязывают своих адресатов13.

ЕС в последние годы стремится все активнее развивать  сотрудничество с остальным миром. Он заключает соглашения в соответствии с нормами международного права  с государствами - не членами ЕС и другими международными организациями. Среди них выделяются два основных вида соглашений - соглашения об ассоциации и сотрудничестве.

К первым относятся соглашения, которые поддерживают особые связи  между определенными государствами-членами ЕС и странами - не членами ЕС (например, Бельгия, Франция, Голландия со своими заморскими странами и территориями), а также соглашения, которые могут рассматриваться как подготовка к вступлению в ЕС или к установлению таможенного союза.

Соглашения о сотрудничестве не имеют целью сближение экономик стран-участников соглашения, но направлены исключительно на интенсивное экономическое сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Правовой  статус человека и гражданина  в странах Европейского Союза

 

Права человека на труд и отдых касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Их целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Однако не представляется возможным рассмотреть права человека на труд и отдых без характеристики правового статуса человека и гражданина.

Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов – человека и гражданина.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например, право на использование достижений культуры или благоприятную природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями14.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д.15

Не существует непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях стран ЕС, должны обеспечиваться государством, его органами.

Конституции стран-членов ЕС различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным.

Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные  и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные  от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду.

Многие права и обязанности  человека и гражданина возникают  только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Конституционное право  стран ЕС раздельно, дифференцированно регулирует правовой статус человека, личности и гражданина.

Правовой статус человека закрепляется в основном нормами  международного права, и конституции  практически всех европейских стран считают международное право, в части прав и свобод граждан, составляющей внутригосударственного конституционного права16.

Во Франции конституционно закрепляются индивидуальные права: право на равенство, на сохранение личного статуса, свобода личности. К правам гражданина относятся избирательное право, в том числе и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представленными в Сенате, право объединяться в политические партии, которые способствуют выражению мнений в ходе выборов. Существенную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина во Франции играет правозащитный механизм. Юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина является возможность беспрепятственного обращения в суд.

Информация о работе Конституционное право на труд и отдых в странах европейского союза