Институт президентуры в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Институт президентства сегодня привлекает пристальное внимание юристов, политологов, философов и общественности вообще. Не последнюю роль играет и широкий ареал распространения института президентства, принятие его всеми странами всего мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Институт президентства: понятие и сущность. Роль президента в различных зарубежных странах………………………………… …..стр.6
2. Способы избрания президента в зарубежных странах…………стр.11
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента………стр.17
Заключение……………………………………………………………….стр.24
Список литературы……………………………………………………...стр.26
Приложение………………………………………………………………стр.28

Файлы: 1 файл

2курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штандарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц [20, c. 535].

В президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления. Рассмотрим общие полномочия Президента для многих зарубежных стран:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств (например, губернаторов штатов в Индии). Как должностное лицо, обязанное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран для этого необходимо квалифицированное большинство голосов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов однопалатного парламента или каждой из его палат). Как говорилось, президент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности государственных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента. Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство).

6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д. [12, c. 348].

Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным [24, c. 421].

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

Для лучшего уяснения правового положения президента, также необходимо рассмотреть выполняемые им функции.

Гарантийная функция. Президент - гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина. Во Франции Президент также является гарантом независимости судебных органов, а в Беларуси - экономической и политической стабильности.

Белорусский правовед И.А.Горнак полагает, что Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных случаях (когда они находятся  под  угрозой). Президент обязан обеспечить соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и  военного руководства. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя [20, c. 83].

Арбитражно-интегративная  функция. Наличие данной функции объясняется логикой разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства.

Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда.

Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в законодательный процесс в том случае, когда палаты парламента не смогли принять согласованного текста законопроекта. В данной ситуации Президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения [19, c. 79].

Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум или досрочного роспуска парламента, что позволяет цивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основе двойной демократической легитимности.

Контрольная  функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих Президенту по Конституции или установленных им фактически. В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно главе государства, отмены нормативных актов правительства.

В отношении парламента и суда - это фактически складывающиеся отношения. В России - оставление без рассмотрения законов, принятых парламентом, что не предусмотрено Конституцией; неподписание в течение длительного времени законов, преодолевших вето Президента; угрозы распустить Думу  при  непослушании. В Беларуси – приостановление Президентом действия решений Советов; постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Все это демонстрирует определенный фактический контроль главы государства в отношении законодательного органа [2, c. 138].

Что касается вопросов судебной деятельности, то на практике президенты иногда высказывались о виновности или невиновности тех или иных должностных лиц, оказывая тем самым влияние на следственные и судебные органы. Известно также, что Генеральный  прокурор России Ю.Скуратов, прежде  чем принять решение по "громким делам", нередко посещал Президента для проведения с ним соответствующих консультаций [3, c. 103].

Таким образом, президент как глава государства наделяется широким кругом полномочий. Его статус, роль, обязанности и ответственность определены, прежде всего, в соответствующих конституционных нормах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное представление о президенте основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Ее характерные черты - выборность и срочность полномочий главы государства.

Институт президентства должен рассматриваться в первую очередь как властный институт, то есть как совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента.

Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Обращение к институту президентства происходило в основном после приобретения страной независимости или установления республики. Однако в силу общественно-исторических и национальных особенностей отдельных стран и регионов в мире возникли различные модели президентства: североамериканская, латиноамериканская, европейская, афро-азиатская, восточноевропейская.

Институт президентства является неотъемлемым элементом политической системы общества в большинстве стран мира, имеющих республиканскую форму правления, поскольку необходимость существования этого института вытекает в первую очередь из потребности осуществления функций главы государства.

Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политической системы общества. 143 страны, из них 140 - члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства, что отражает масштабность распространения этого института в современном мире. В то же время важно отметить, что в этих странах президенты имеют различный статус и объем полномочий. Каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.

 

Институт президентства – сложный и многогранный. В каждой стране по-разному определен статус президента, его полномочия, функции, права и обязанности.

Президент может избираться различными способами: путем прямых выборов, может избираться Парламентом, специально избираемой коллегией, путем референдума.

Президент наделен широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности. Но в каждой стране объем этих полномочий варьируется в зависимости от типа республики и статуса президента. Президент может выполнять следующие функции: гарантийную, арбитражную, контрольную.

 

В целом можно утверждать, что к настоящему времени институт президентства в Европе и практически во всем мире устоялся и достаточно стабилен.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Арутюнян А.А. Становление и развитие института президентства в мире /А.А.Арутюнян; С.Н.Князев; С.Г.Паречина // Проблемы управления. – 2005. - №3. – С. 21-28.

2.     Божанов В.А. Верховная власть – власть созидать / В.А.Божанов// Беларуская думка. – 2003. - №8. – С. 137-142.

3.     Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности /Г.А.Василевич // Вестник Конституционного Суда РБ. - 2001. - №1. – С.184-185.

4.     Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник. / Г.А.Василевич. // Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882 с.

5.     Дегтев, Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе /Г.В. Дегтев // Государство и право. – 2005. - №2 – С.5-12

6.     История государства и права зарубежных стран: учебник / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А, Крашенниковой. – М., 1999. – 497 с.

7.     Конституции государств Европейского Союза. – М.: Юрист, 1997. –.879 с.

8.     Кондратович Н.М. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.А.Василевич, Н.М.Кондратович, Л.А.Приходько; под общ.ред. Г.А.Василевича. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480с.

Информация о работе Институт президентуры в зарубежных странах