Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа
Институт президентства сегодня привлекает пристальное внимание юристов, политологов, философов и общественности вообще. Не последнюю роль играет и широкий ареал распространения института президентства, принятие его всеми странами всего мира.
Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Институт президентства: понятие и сущность. Роль президента в различных зарубежных странах………………………………… …..стр.6
2. Способы избрания президента в зарубежных странах…………стр.11
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента………стр.17
Заключение……………………………………………………………….стр.24
Список литературы……………………………………………………...стр.26
Приложение………………………………………………………………стр.28
Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов–лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).
Однако главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними.
Таким образом, институт президентства – это властный институт, то есть совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления.
Он прошел долгий путь становления и развития и в данный момент существует и успешно функционирует во многих зарубежных странах.
Президент как глава государства выступает в различных качествах, выполняет различные функции и имеет различный объем полномочий в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В президентской республике положение наиболее выигрышное для президента (он наделяется широким кругом полномочий, стоит во главе исполнительной власти и т.д.), но не для народа (фактически не играет никакой роли в политической жизни).
2. СПОСОБЫ ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Практически во всех странах, где существует пост президента, конституционно введены нормы с требованиями, которым должен соответствовать кандидат в президенты. Большинство из них вполне оправданы [9, c. 289].
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии - не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США - 14, в Грузии - 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. По ст.80 Конституции РБ Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Среди требований, предъявляемых кандидатам в президенты, встречается и требование принадлежности к определенной религии. Это требование является одним из основных в мусульманских странах (Афганистан, Иран, Пакистан, Тунис).
Во многих странах кандидат в президенты должен быть гражданским лицом и не состоять на действительной военной службе. В европейских государствах эта норма конституционно не закреплена, но стала частью политической культуры этих стран [11, c. 732].
В подавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина, Филиппины). В настоящее время женщины являются президентами в Ирландии, Исландии, Шри-Ланке.
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвижения кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута политическими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Венгрии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, то большинством).
Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции).
Существуют различные способы избрания президента. Чаще всего президент избирается путем прямых выборов (Франция, Польша ( п.1. ст.127 Конституции: «Президент Республики избирается Нацией путем всеобщих, равных, непосредственных выборов и тайным голосованием») [15, c.42], Румыния (согласно ч.1 ст.81 Конституции «Президент Румынии избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и свободно выраженным голосованием»), большинство стран Латинской Америки и Африки) [7, c.374]. Всеобщие и прямые президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе (как правило, абсолютного большинства) чаще всего в два тура.
Законодательство некоторых государств предусматривает избрание президента парламентом. Двухпалатный Парламент на совместном заседании палат избирает президентов в Греции, Венгрии, Чехии, Турции, Израиле и др.
Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.
Существует также избрание президента специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления. Например, согласно п.6 ст.54 Конституции ФРГ, избранным на должность президента считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального собрания [17, c. 90]; ст.83 Конституции Италии, президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов [14, с.68].
Для некоторых стран характерно избрание президента коллегией выборщиков. Так, в США избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии, выборщики же, подают свои голоса за определенного кандидата в президенты. При этом способе результаты выборов становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия).
Избрание президента возможно путем референдума (плебисцита). В таких странах, как Сирия, Египет (до 2005 г.), проводятся не выборы, а голосование избирателей только по одной кандидатуре на пост президента, предложенной парламентом.
Важнейшим элементом статуса президента республики является срок полномочий, на который он избирается. Впервые ограничение срока полномочий президента – 4 года - было введено в Конституции США 1787 года. Сроком на 4 года избираются президенты в таких странах, как Венгрия, Румыния, Исландия, Чили и др. Срок полномочий может составлять 3 года - в Латвии, 5 лет – ФРГ, Португалия, Греция, Израиль, Болгария, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Азербайджан, Пакистан, Индия, Бразилия и др.; 6 лет – в Египте, Австрии, Финляндии, Мексике и др.; 7 лет – Италия, Турция, Казахстан, Сирия и др. [5, c. 88 ].
Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы [7, c. 41].
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок: нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные ограничения призваны воспрепятствовать возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некоторых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятый срок.
После подведения итогов президентских выборов и официального объявления об их результатах избранный президент готовится к вступлению в должность – инаугурации.
Инаугурация (от лат. inauguro - посвящать) представляет собой торжественную процедуру вступления в должность главы государства – президента. Это процедура символизирует преемственность власти. Она включает принесение присяги, текст которой определен конституционно, содержит клятву высшего должностного лица добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, защищать конституцию страны, часто носит религиозную окраску [4, c. 711].
Также возможно замещение должности президента. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. В ряде стран (США, Индия, Сирия, Бразилия) предусмотрен пост вице-президента. В тех странах, где пост вице-президента отсутствует, обязанности главы государства в период вакансии поста президента исполняют либо председатель верхней палаты парламента (Франция, Италия, ФРГ), либо председатель парламента, если парламент однопалатный (Венгрия), либо глава правительства (Финляндия, Австрия). В Арабской Республике Египет временное осуществление полномочий президента возлагается на председателя Верховного Конституционного Суда [13, c. 61].
В большинстве стран независимо от причины вакансии установлен единый порядок замещения поста президента. По конституции Италии «функции Президента Республики во всех случаях, когда он не в состоянии их выполнять, осуществляются председателем Сената» (ст.86).
Прекращение президентского мандата в обычном порядке наступает по истечении срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента. Как правило, выборы нового президента происходят в течение заранее определенного срока, предшествующего окончанию срока мандата. Одновременно конституции предусматривают и досрочное прекращение полномочий президента: в результате досрочной отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия, в случае смерти.
Таким образом, существует множество способов избрания президента. Чаще всего президент избирается путем прямых выборов.
Чтобы иметь право баллотироваться на пост президента кандидат должен соответствовать определенным требованиям (цензам). Основные из них: гражданство данного государства и достижение определенного возраста. Но во многих странах существуют и иные специфические требования.
Важнейшим элементом статуса президента республики является срок полномочий, на который он избирается. В различных странах это также разные цифры.
Во многих зарубежных странах возможно переизбрание президента на следующий срок. Но существуют ограничения во избежание установления авторитаризма. Также возможно замещение должности президента. Прекращение президентского мандата в обычном порядке наступает по истечении срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента.
3. ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА
Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами [21, c. 150].
Конституция Италии (ст. 87) гласит: "Президент Республики является Главой Государства..." Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): "Главой государства Венгрия является Президент республики...", Чехии: «Президент республики является главой государства» (ст.54 Конституции). В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти. Согласно ст. II. разделу 1.1 Конституции США, "исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки". В том же духе сформулирована ст.80 Конституции Мексики: "Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое "Президент Мексиканских Соединенных Штатов" [8, c. 66].
Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.
Информация о работе Институт президентуры в зарубежных странах