Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа
Институт президентства сегодня привлекает пристальное внимание юристов, политологов, философов и общественности вообще. Не последнюю роль играет и широкий ареал распространения института президентства, принятие его всеми странами всего мира.
Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Институт президентства: понятие и сущность. Роль президента в различных зарубежных странах………………………………… …..стр.6
2. Способы избрания президента в зарубежных странах…………стр.11
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента………стр.17
Заключение……………………………………………………………….стр.24
Список литературы……………………………………………………...стр.26
Приложение………………………………………………………………стр.28
30
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Курсовая работа
на тему: Институт президентуры в зарубежных странах
студентки 2 курса
гр. 08ПР-1
Руководитель
Новополоцк, 2010г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Институт президентства: понятие и сущность. Роль президента в различных зарубежных странах………………………………… …..стр.6
2. Способы избрания президента в зарубежных странах…………стр.11
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента………стр.17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Институт президентства сегодня привлекает пристальное внимание юристов, политологов, философов и общественности вообще. Не последнюю роль играет и широкий ареал распространения института президентства, принятие его всеми странами всего мира.
Но в то же время, институт президентства в различных зарубежных странах имеет различные периоды существования, играет различную роль: сам статус главы государства, его полномочия, функции, роль в жизни общества. Ведь этот институт в каждой стране имеет свои характерные черты, особенности, плюсы и минусы.
Несомненную общественно-политическую и научную актуальность представляет изучение специфики президентства, требующее, в свою очередь, систематизации знаний о зарубежных системах с сильной президентской властью.
Роль президентства как центрального института политико-административной системы возрастает по мере углубления проводимых в стране модернизационных реформ, нуждающихся для своего осуществления в постоянных и целенаправленных усилиях со стороны высшей государственной власти. Любое государство требует стратегически и тактически сильного президентства, способного не только провести радикальную модернизацию, но и нейтрализовать деструктивные процессы в обществе, быть реальным гарантом демократических прав и свобод граждан. В этой связи актуальной научной проблемой становится исследование сущности и политико-административных практик института президентства в республиках президентского типа, выявление возможностей дальнейшей эффективизации его функционирования.
Основная цель работы состоит в том, чтобы исследовать институт президентуры во всех его аспектах в различных зарубежных странах.
Объектом исследования выступает институт президентства в республиках президентского типа, понимаемый как институт главы государства, избираемого на определенный срок.
Предметом исследования являются основные концепции института президентства, политико-административные реалии функционирования важнейших элементов механизма президентской власти в зарубежных странах.
Задачи: раскрыть сущность института президентства, проследить становление и развитие в мире, рассмотреть этот институт в различных зарубежных странах: роль президента, способы избрания, полномочия, обязанности и ответственность.
Достижение выше поставленных задач возможно с помощью следующих методов: логического (выявление закономерностей становления и развития института), анализа и синтеза (взаимосвязь между ролью президента и объёмом его полномочий), функционального (определение роли института президентства в политической жизни общества в различных зарубежных странах).
Таким образом, институт президентства представляет большой интерес и открывает перспективы изучения.
В научной литературе проблеме функционирования института президентства уделяется достаточно много внимания. Наибольшее количество работ принадлежит перу американских ученых, поскольку институт президентства в США имеет самую долгую историю своего существования. В этой стране исследуются различные аспекты института президентства: причины его учреждения, место в системе разделения властей, взаимоотношения между Президентом и Конгрессом, нормативные акты Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента. Много материала посвящено личностям американских президентов.
В ходе исследования по преимуществу рассматривались труды В.Вильсона, А.Гамильтона, Дж.Джея, К.Диринга, М.Мези, Дж.Мэдисона, Дж.Уилсона, С.Уэйна, А.Шлезингера, Л.Фишера. Основным недостатком американской литературы является то, что крупные и фундаментальные труды в основном посвящены только президентству в США.
Среди российских учёных хотелось бы отметить следующих авторов, в чьих работах рассматриваемая проблематика нашла свое отражение: И.Н.Игнатовича, М.А.Крутоголова, Н.С.Мерзлякова, А.А.Мишина, Ю.Н.Ныперко, В.Н.Плешкова, Б.Л.Полунина, В.З.Пульянова, Т.Н.Рахманину, Н.Рожкова, Г.Л.Решетникова, С.В.Рябова, В.А.Савельева, С.М.Самуйлова, А.А.Сергунина, В.П.Серебренникова. Эти и многие другие авторы весьма обстоятельно исследовали различные аспекты становления и эволюции президентской власти в зарубежных странах, институциональные характеристики президентских систем, источники формирования президентской власти, роль президента как общенационального лидера и ряд других аспектов функционирования президентской власти.
В белорусской научной литературе институт президентства является
недостаточно исследованным. Отдельные аспекты этой проблемы получили освещение в работах ряда белорусских юристов: Г.А.Василевича, И.А.Горнака, А.П.Дербина, В.И.Реута, А.Г.Тиковенко и М.Ф.Чудакова. В основном вопросы, связанные с президентством, рассматривались при анализе таких общих проблем, как, например, конституционное право Республики Беларусь.
1. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Институт президентства для Беларуси достаточно новый и малоисследованный. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения некоторых теоретических вопросов, способствующих уяснению сущности президентства.
Само понятие "президент" определяется как выборный глава государства. Поэтому понятие "глава государства" является родовым по отношению к понятию "президент" и общим для глав государств, как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия "президент" являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как "глава государства" (Беларусь, Россия), "глава исполнительной власти" (США), "арбитр" (Франция), "высшее должностное лицо" (Россия с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус президента не определен (ФРГ) [6, c. 213].
Особый интерес при рассмотрении этого вопроса представляют научные работы российских ученых, в которых дается определение института президентства с выявлением основных характеристик.
Российский юрист И.Д.Хутинаев с целью определения понятия "институт президентства" проводит анализ более широкого понятия - "социальный институт", в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые. Институт президентства - один из них. Он является предметом исследования различных отраслей общественных наук, в которых сложились различные подходы к самому понятию "президент", а, следовательно, и различные акценты в его содержательной характеристике [23, c. 13].
Другой российский юрист Б.П.Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти.
В юридических науках понятие "президент" проецируется на понятие "институт президента", который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти [10, c. 576].
В политической науке институт президентства должен рассматриваться в первую очередь как властный институт, то есть как совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента.
Институт президентства прошёл долгий и тернистый путь развития и явился результатом, как определенной эволюции политической мысли человечества, так и совокупности исторических, политических, правовых и других предпосылок [1, c. 23].
До начала 1990-х годов институт президентства существовал в Чехословакии с 1918 г., в Польше в 1921-1952 гг., в Венгрии в 1919 и в 1946-1958гг., в Румынии с 1974 г., в Эстонии в 1938-1940 гг., в Литве и Латвии в 1918-1940 гг. [22, c. 65].
В настоящее время США - родина современного института президентства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт президентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации американского общества, а изобретенная отцами-основателями страны президентская форма правления способствовала становлению и развитию феномена западной демократии.
Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт президентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.
Принципиально новый для Беларуси институт президентства был введен в 1994 г. в контексте кризиса советской политической системы, завершившегося распадом государства, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов. Конституционное оформление белорусского института президентства является, в значительной степени, результатом заимствования зарубежного институционального опыта.
Президент как глава государства выступает в различных качествах в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В парламентской республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины, Бразилия) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер–министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер–министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу).
Таким образом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия, Молдова, ФРГ). Это – «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.
Иная ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажутся против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).
Информация о работе Институт президентуры в зарубежных странах