Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
На
основе анализа сложившейся в
науке международного права концепции
безъядерных зон и самих
Глава
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ
ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
2.1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1961 году многосторонние дипломатические усилия привели к принятию Генеральной Ассамблеей ООН «Ирландской резолюции» (инициатива Ирландии), где все государства, в особенности, обладающие в данное время ядерным оружием, призывались сделать все возможное, чтобы обеспечить заключение международного соглашения, содержащего положения, согласно которым ядерные государства взяли на себя обязательства воздерживаться от утраты контроля под ядерным вооружением и от передачи необходимой для его производства информации государствам, не располагающим таким оружием, а также положения, в соответствии с которым государства, не обладающие ядерным оружием, приняли бы на себя обязательства не производить и не получать иным способом контроль над таким вооружением. По этой инициативе в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия20, ставший краеугольным камнем глобального режима нераспространения. За последующую четверть века Договор, вступивший в силу 5 марта 1970 года, получил широкую международную поддержку. В течение одного лишь 1992 года к Договору присоединились Эстония, Латвия, Словения, Узбекистан, Азербайджан, Намибия, Нигер и Мьянма (Бирма), а также ядерные державы - КНР (9 марта) и Франция (3 августа). Число участвующих государств достигло свыше 156, включая все пять держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим.
К
сожалению далеко не все государства
вошли в этот Договор. Ирак, Корейская
Народная Демократическая Республика,
Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие
достаточный потенциал для
Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства”21. В этом заметно определенное отличие от Устава МАГАТЭ (статья III.A.5), не разрешающего аналогичного переключения на любые военные цели.
Главные статьи Договора о нераспространении (I и II) запрещают ядерным державам “передавать кому бы то ни было” ядерное оружие, а неядерным - “принимать передачи от кого бы то ни было” этого оружия и контроля над ним ни прямо, ни косвенно. Для целей Договора государством, обладающим ядерным оружием, является то, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года (статья IX.3), то есть США, СССР Англия, Франция, КНР.* Формула “кому бы то ни было” исключила возможность передачи контроля над ядерным оружием не только неядерным государствам, но и отдельным лицам, группам, партиям, организациям, прежде всего - многонациональным ядерным силам НАТО, создание которых планировалось в 60-е годы.
Вторая
часть статьи I вызывает вопросы
в настоящее время, поскольку
обязывает лишь ядерные державы
“никоим образом не помогать, не
поощрять и не побуждать” неядерные
государства к производству или
приобретению ядерного оружия и контроля
над ним. Между тем сегодня
на мировом рынке активно
Статья IV.2 Договора обязывает участников “способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях”22. Этот раздел воспринимался как “пряник”, стимулирующий присоединение к Договору о нераспространении новых участников, особенно из числа развивающихся государств.
Ряд
положений Договора (статья V и два
абзаца преамбулы) затрагивают проблему
ядерных взрывов в мирных целях.
Участники Договора обязались обеспечить
неядерным государствам при соблюдении
соответствующих условий “
Сердцевиной Договора о нераспространении является соглашение между государствами, обладающими ядерным оружием, и неядерными государствами. Ядерные державы обязуются:
В свою очередь, неядерные государства соглашаются:
Договор
о нераспространении занимает центральное
место в режиме нераспространения,
многие элементы которого сложились
в ходе реализации положений этого
документа. Вслед за вступлением
Договора в силу в 1970 была разработана
полномасштабная система
Проведенный
анализ рассматриваемой проблемы дает
основание утверждать, что главным
пробелом существующих соглашений о
зонах, свободных от ядерного оружия,
является отсутствие в них положений,
запрещающих транзит через
2.2
Международные конвенции
в области нераспространения
ядерного оружия.
Международная
Конвенция о ядерной
Наряду
с соглашениями о гарантиях МАГАТЭ
и других региональных агентств, а
также Международной конвенцией
о ядерной безопасности, существует
один очень важный инструмент, специально
созданный для предотвращения незаконного
переключения ядерного материала. Конвенция
о физической защите ядерного материала
накладывает на государства-участников
обязательства принимать
Положения ДНЯО25 (пункт 2 статьи III) обязывают государства-участников не предоставлять оборудование для подготовки, использования или производства расщепляющегося материала, если страна-получатель не приняла гарантии МАГАТЭ. Тем самым был поднят вопрос о том, на какие технологии должны распространяться ограничения в соответствии с определением в данной статье «оборудования или материалов, специально разработанных или подготовленных к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов». В 1971 году группой государств-участников ДНЯО был создан Комитет Цангера, который сделал попытку придти к согласию по вопросу о единообразном трактовании терминов «оборудование и материалы, специально разработанные или подготовленные к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов»26. Комитет Цангера трактовал статью III (2) как требующую от стран-экспортеров обеспечить, чтобы импортер устанавливал гарантии безопасности на определенные материалы, имеющие отношение к производству ядерной энергии или к исследовательским лабораториям. Комитет осуществляет обмен информацией между своими членами о соответствующих экспортных лицензиях, которые были выданы, и о тех, в выдаче которых было отказано. Комитет информирует МАГАТЭ о своей деятельности.
Группа
поставщиков ядерных материалов
(«Лондонский клуб»). В 1975 году была
предпринята еще одна попытка
для защиты ядерных материалов от
возможного использования не в мирных
целях. Неформальная группа государств-поставщиков
ядерных материалов, заседания которой
проходили с 1975 по 1977 годы в Лондоне
и которая позднее стала
2.3
Роль МАГАТЭ в вопросах
нераспространения
ядерного оружия.
Еще в начале 50-х годов выяснилось, что государствам-импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ)28, основанное в 1957 году как организационный центр Программы Эйзенхауэра “Атом за мир”. МАГАТЭ является в настоящее время наиболее значимой в мире межправительственной ядерной организацией, насчитывающей 122 государства-участника.
Устав агентства был принят 26 октября 1956 года на международной конференции в Нью-Йорке и вступил в силу после ратификации его 18 государствами-участниками 29 июля 1957 года. Устав МАГАТЭ - международный договор суверенных государств, заключенный независимо от их членства в ООН и других обязательств.* Вместе с тем по соглашению МАГАТЭ и ООН от 14 ноября 1957 года Агентство заняло положение, во многом сходное с положением специализированных учреждений ООН.