Безъядерные зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.

Файлы: 1 файл

Курсач по МП.docx

— 70.58 Кб (Скачать)

     В соответствии с Уставом целями МАГАТЭ являются: стремиться к достижению более быстрого и широкого использования  атомной энергии для поддержания  мира; способствовать мирному использованию  ядерной энергии; помочь оградить от переключения гражданских ядерных  материалов в область военного применения; содействовать и развивать то, что может дать ядерная энергетика для поддержания мира, здоровья и  благосостояния.

     Во  исполнение своего мандата МАГАТЭ разработало  гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования  в мирных целях на создание ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства представления в  МАГАТЭ для анализа:

     проектную документацию, касающуюся его ядерных  объектов, как уже имеющихся, так  и планируемых;

     правильную  и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;

     специальные доклады при возникновении необычных  событий или нештатных ситуаций, предусматриваемых соглашением  о гарантиях.

     Чрезвычайно важным является положение о том, что государства, заключившие всеобъемлющее  соглашение о гарантиях, должны создать  национальную организацию, отвечающую за учет ядерных материалов и контроль за их использование. На руководителей  объектов это накладывает обязанность  через соответствующие органы своего государства представлять отчеты в  соответствии с требованиями МАГАТЭ. Это к тому же способствовало развитию национального законодательства в  части, касающейся ядерного материала  и его учета. Еще одним моментом, свойственным всей системе гарантий МАГАТЭ, является требование предоставления официальным представителям Агентства  доступа на объекты для проведения инспекций.

     Политические  цели гарантий по ДНЯО29 заключаются в том, чтобы обеспечить мировому сообществу уверенность в том, что государство-участник Договора соблюдает взятые на себя обязательства по мирному использованию ядерной энергии и недопущению посредством угрозы раннего обнаружения переключения с мирных целей или использования не по назначению ядерного материала или объектов. Техническими целями гарантий МАГАТЭ в связи с ДНЯО является обеспечение способности Агентства своевременно обнаружить переключение государством ядерного материала с мирных целей, а также обеспечение того, чтобы весь ядерный материал, подпадающий под гарантии в конкретном государстве, был бы заявлен МАГАТЭ. Гарантии являются одной из форм международной транспарентности ядерной деятельности и служат углублению доверия, что достигается посредством проверок.

     Первоначальная  система гарантий, разработанная  МАГАТЭ, была изложена в документе, который дважды дополнялся и который  известен как INFCIRC/66/Rev.2. Как было решено при разработке, документ должен был  регулировать деятельность отдельных  заводов, что могло составлять лишь одно из звеньев производства материалов, пригодных к использованию для  создания ядерного оружия. В отличие  от него, разработанное соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО является подлинно всеобъемлющим и  охватывает весь топливно-ядерный цикл государств, не обладающих ядерным  оружием, в отношении которых  оно действует. Известное как  документ МАГАТЭ INFCIRC/15330, оно является результатом совместных усилий 45 государств, участвовавших в подготовке Соглашения о гарантиях.

     На  сегодня действует в общей  сложности 199 соглашений о гарантиях  МАГАТЭ со 118 государствами, охватывающих 800 объектов. Среди них 102 соглашения о всеобъемлющих гарантиях в  связи с ДНЯО. Таким образом, МАГАТЭ играет важную роль в претворении  в жизнь режима нераспространения  ядерного оружия.

     Другие  международные организации как  гарантия соблюдения режима нераспространения  ядерного оружия.

     Помимо  МАГАТЭ, в Западной Европе сходные  полномочия по контролю в области  безопасности получило Европейское  сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) в соответствии с главой VII Римского договора от 25 марта 1957 года, вступившего в силу с 1 января 1958 года. МАГАТЭ с ЕВРАТОМ достигли соглашения 5 апреля 1973 года о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории неядерных стран, входящих в Европейское сообщество. При этом МАГАТЭ получает от ЕВРАТОМ сведения о движении ядерных материалов в этих странах, делает выводы из этой информации и сохраняет право осуществлять собственные наблюдения и подсчеты в сфере ядерной деятельности в ЕС. 28 апреля 1992 года между МАГАТЭ и ЕС был согласован “новый подход” к применению гарантий, который усилил роль ЕВРАТОМа и понизил контроль МАГАТЭ.

     С 1 февраля 1958 по 14 октября 1976 года полномочия по контролю в области безопасности имело Европейское агентство  по ядерной энергии, созданное в  рамках Организации европейского экономического сотрудничества. С 1972 года оно именуется  Агентством по ядерной энергии Организации  экономического сотрудничества и развития (АЯЭОЭСР). Полномочия по статье 6 Статуса  АЯЭОЭСР были приостановлены с целью  избежать дублирования гарантий МАГАТЭ и ЕВРАТОМа.

     ВСМ - международное движение за мир, которое  объединяет самые широкие слои населения  земного шара. ВСМ был создан на II Всемирном конгрессе сторонников  мира в 1950 году.

     ВСМ выступает инициатором и организатором  военных массовых мероприятий в  защиту мира, против гонки ядерного вооружения, за всеобщее и полное разоружение, предотвращение новой мировой войны, за укрепление дружбы и сотрудничества между народами; направляет и координирует свою деятельность с деятельностью  других миролюбивых международных  организаций.

     Особенно  необходимо подчеркнуть активную деятельность ВСМ в деле создания “зон мира”, т.е. зон свободных от ядерного и  другого оружия.

     Международная конференция за разоружение и  мир - основной деятельностью конференции  является координирование деятельности национальных организаций и движений, выступающих в защиту мира и за разоружение, создание безъядерных  и демилитаризованных зон, за мирное решение всех международных споров.

     Итак, рассматривая деятельность международных организаций, становится ясно, что обеспокоенность в связи с распространением в мире ядерного и иного оружия массового поражения очень велика. В мире создаются все больше и больше организаций, целью которых является сохранение международного мира и безопасности, прекращение гонки вооружений, расширение сотрудничества и взаимопонимания в мире.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     В своей исследовательской работе я попытался проанализировать исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия, международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения, а также некоторые аспекты создания безъядерных зон.

     Всем  мировым сообществом с интересом  и пониманием была встречена инициатива Республики Узбекистан по созданию в  Центральной Азии зоны, свободной  от ядерного оружия. В своих выступлениях на авторитетных международных форумах  Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов не раз затрагивал проблему обеспечения безопасности в нашем  регионе, четко и ясно изложив  позицию нашего государства, которая  направлена на ликвидацию ядерного оружия и других средств массового уничтожения.

     По  рассматриваемой проблеме в городе Ташкенте в сентябре 1997 года прошла конференция на тему «Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия», где авторитетные ученые и политики со многих стран изложили свое видение  проблемы. Там же был разработан комплекс мер по практической реализации идей создания безъядерной зоны в  Центральноазиатском регионе. Активное участие в работе научно-практической конференции принимали участие  и представители стран Центральной  Азии.

     Подводя итог настоящей исследовательской  работы, я хотел бы вкратце резюмировать основные аспекты, затрагиваемые мною в настоящей работе.

     Проблема  нераспространения ядерного оружия является одной из самых острейших  проблем современности. Пуск первого  ядерного реактора 2 декабря 1942 года и  первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года положили начало ядерному веку. Глава 1 данной работы посвящена  историческим предпосылкам нераспространения ядерного оружия, понятию нераспространения и рассмотрению правового статуса безъядерных зон, которые играют большую роль в укреплении режима нераспространения и обеспечения глобальной безопасности.

     На  сегодняшний день безъядерные зоны созданы или находятся в процессе создания в Латинской Америке, южной  части Тихого океана, Юго-Восточной  Азии. Кроме того, имеется предложения  о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове. Наконец, недавно была создана свободная зона от ядерного оружия в Центральной Азии.

     Далее в своей исследовательской работе я рассматривал международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения ядерного оружия. В 60-70-е года увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число государств, технически способных создать атомную бомбу. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения ядерного оружия в мире. После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который занимает центральное место в режиме нераспространения. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ, начал работу Комитет ядерных экспортеров - «Комитет Цангера».

     В главе 3 рассматриваются международно-правовые аспекты создания безъядерной зоны в Центральной Азии, что является приоритетным направлением в мирной внешней политике Республики Узбекистан и даются конкретные предложения  по реализации этой концепции.

     Заключение  международного договора, на мой взгляд стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной  зоны, основная цель которого будет  заключаться в запрещении в любой  форме присутствия ядерного оружия в Центральной Азии. Объявив Центральноазиатский  регион безъядерной зоной был сделан еще один шаг в деле укрепления международной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства.

     Таким образом, к настоящему моменту достигнуты определенные положительные результаты по укреплению режима нераспространения  ядерного оружия в мире: к Договору о нераспространении присоединились все пять ядерных держав и более 170 неядерных держав мира, в том  числе и Узбекистан в 1992 году. Вслед  за безъядерными зонами в Латинской  Америке и в южной части  Тихого океана появились безъядерные  зоны в Африке и в Юго-Восточной  Азии, в Центральной Азии.

     Вместе  с тем достигнутые результаты не могут быть поводом для благодушия и свертывания усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте  пока не просматриваются возможности  повернуть ядерное распространения  вспять на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и прекратить наращивание имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ИСТОЧНИКОВ 

  Международно-правовые  акты 

1. Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т.1. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С.7.33.

2. Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т. 4. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С. 664-668

3. Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,

4. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 44-50

5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.// Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 55 - 56

6. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор) от 23 июня 1996 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 77 - 85

Информация о работе Безъядерные зоны