Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
В
соответствии с Уставом целями МАГАТЭ
являются: стремиться к достижению
более быстрого и широкого использования
атомной энергии для
Во исполнение своего мандата МАГАТЭ разработало гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования в мирных целях на создание ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства представления в МАГАТЭ для анализа:
проектную документацию, касающуюся его ядерных объектов, как уже имеющихся, так и планируемых;
правильную и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;
специальные
доклады при возникновении
Чрезвычайно важным является положение о том, что государства, заключившие всеобъемлющее соглашение о гарантиях, должны создать национальную организацию, отвечающую за учет ядерных материалов и контроль за их использование. На руководителей объектов это накладывает обязанность через соответствующие органы своего государства представлять отчеты в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Это к тому же способствовало развитию национального законодательства в части, касающейся ядерного материала и его учета. Еще одним моментом, свойственным всей системе гарантий МАГАТЭ, является требование предоставления официальным представителям Агентства доступа на объекты для проведения инспекций.
Политические цели гарантий по ДНЯО29 заключаются в том, чтобы обеспечить мировому сообществу уверенность в том, что государство-участник Договора соблюдает взятые на себя обязательства по мирному использованию ядерной энергии и недопущению посредством угрозы раннего обнаружения переключения с мирных целей или использования не по назначению ядерного материала или объектов. Техническими целями гарантий МАГАТЭ в связи с ДНЯО является обеспечение способности Агентства своевременно обнаружить переключение государством ядерного материала с мирных целей, а также обеспечение того, чтобы весь ядерный материал, подпадающий под гарантии в конкретном государстве, был бы заявлен МАГАТЭ. Гарантии являются одной из форм международной транспарентности ядерной деятельности и служат углублению доверия, что достигается посредством проверок.
Первоначальная система гарантий, разработанная МАГАТЭ, была изложена в документе, который дважды дополнялся и который известен как INFCIRC/66/Rev.2. Как было решено при разработке, документ должен был регулировать деятельность отдельных заводов, что могло составлять лишь одно из звеньев производства материалов, пригодных к использованию для создания ядерного оружия. В отличие от него, разработанное соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО является подлинно всеобъемлющим и охватывает весь топливно-ядерный цикл государств, не обладающих ядерным оружием, в отношении которых оно действует. Известное как документ МАГАТЭ INFCIRC/15330, оно является результатом совместных усилий 45 государств, участвовавших в подготовке Соглашения о гарантиях.
На сегодня действует в общей сложности 199 соглашений о гарантиях МАГАТЭ со 118 государствами, охватывающих 800 объектов. Среди них 102 соглашения о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО. Таким образом, МАГАТЭ играет важную роль в претворении в жизнь режима нераспространения ядерного оружия.
Другие международные организации как гарантия соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.
Помимо МАГАТЭ, в Западной Европе сходные полномочия по контролю в области безопасности получило Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) в соответствии с главой VII Римского договора от 25 марта 1957 года, вступившего в силу с 1 января 1958 года. МАГАТЭ с ЕВРАТОМ достигли соглашения 5 апреля 1973 года о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории неядерных стран, входящих в Европейское сообщество. При этом МАГАТЭ получает от ЕВРАТОМ сведения о движении ядерных материалов в этих странах, делает выводы из этой информации и сохраняет право осуществлять собственные наблюдения и подсчеты в сфере ядерной деятельности в ЕС. 28 апреля 1992 года между МАГАТЭ и ЕС был согласован “новый подход” к применению гарантий, который усилил роль ЕВРАТОМа и понизил контроль МАГАТЭ.
С 1 февраля 1958 по 14 октября 1976 года полномочия по контролю в области безопасности имело Европейское агентство по ядерной энергии, созданное в рамках Организации европейского экономического сотрудничества. С 1972 года оно именуется Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭОЭСР). Полномочия по статье 6 Статуса АЯЭОЭСР были приостановлены с целью избежать дублирования гарантий МАГАТЭ и ЕВРАТОМа.
ВСМ
- международное движение за мир, которое
объединяет самые широкие слои населения
земного шара. ВСМ был создан на
II Всемирном конгрессе
ВСМ
выступает инициатором и
Особенно необходимо подчеркнуть активную деятельность ВСМ в деле создания “зон мира”, т.е. зон свободных от ядерного и другого оружия.
Международная конференция за разоружение и мир - основной деятельностью конференции является координирование деятельности национальных организаций и движений, выступающих в защиту мира и за разоружение, создание безъядерных и демилитаризованных зон, за мирное решение всех международных споров.
Итак,
рассматривая деятельность международных
организаций, становится ясно, что обеспокоенность
в связи с распространением в мире ядерного
и иного оружия массового поражения очень
велика. В мире создаются все больше и
больше организаций, целью которых является
сохранение международного мира и безопасности,
прекращение гонки вооружений, расширение
сотрудничества и взаимопонимания в мире.
Заключение.
В своей исследовательской работе я попытался проанализировать исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия, международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения, а также некоторые аспекты создания безъядерных зон.
Всем
мировым сообществом с
По
рассматриваемой проблеме в городе
Ташкенте в сентябре 1997 года прошла
конференция на тему «Центральная Азия
- зона, свободная от ядерного оружия»,
где авторитетные ученые и политики
со многих стран изложили свое видение
проблемы. Там же был разработан
комплекс мер по практической реализации
идей создания безъядерной зоны в
Центральноазиатском регионе. Активное
участие в работе научно-практической
конференции принимали участие
и представители стран
Подводя итог настоящей исследовательской работы, я хотел бы вкратце резюмировать основные аспекты, затрагиваемые мною в настоящей работе.
Проблема нераспространения ядерного оружия является одной из самых острейших проблем современности. Пуск первого ядерного реактора 2 декабря 1942 года и первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года положили начало ядерному веку. Глава 1 данной работы посвящена историческим предпосылкам нераспространения ядерного оружия, понятию нераспространения и рассмотрению правового статуса безъядерных зон, которые играют большую роль в укреплении режима нераспространения и обеспечения глобальной безопасности.
На
сегодняшний день безъядерные зоны
созданы или находятся в
Далее в своей исследовательской работе я рассматривал международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения ядерного оружия. В 60-70-е года увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число государств, технически способных создать атомную бомбу. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения ядерного оружия в мире. После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который занимает центральное место в режиме нераспространения. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ, начал работу Комитет ядерных экспортеров - «Комитет Цангера».
В
главе 3 рассматриваются международно-
Заключение международного договора, на мой взгляд стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной зоны, основная цель которого будет заключаться в запрещении в любой форме присутствия ядерного оружия в Центральной Азии. Объявив Центральноазиатский регион безъядерной зоной был сделан еще один шаг в деле укрепления международной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства.
Таким
образом, к настоящему моменту достигнуты
определенные положительные результаты
по укреплению режима нераспространения
ядерного оружия в мире: к Договору
о нераспространении
Вместе
с тем достигнутые результаты
не могут быть поводом для благодушия
и свертывания усилий по укреплению
режима нераспространения. На горизонте
пока не просматриваются возможности
повернуть ядерное
СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
ИСТОЧНИКОВ
Международно-правовые акты
1. Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т.1. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С.7.33.
2. Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т. 4. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С. 664-668
3. Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,
4. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 44-50
5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.// Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 55 - 56
6. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор) от 23 июня 1996 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 77 - 85