Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:12, реферат
В конце 20 века результатом повсеместной глобализации мировых хозяйственных связей становится создание интеграционных объединений (группировок государств) различных по форме и экономической роли. Для образования взаимовыгодного интеграционного объединения его участники должны отвечать такому ряду экономико-географических и политических требований, как интенсивный товарооборот, схожесть правовых систем, географическая близость, взаимовыгодная природно-ресурсная и научно-техническая совместимость.
В конце 20 века результатом повсеместной глобализации мировых хозяйственных связей становится создание интеграционных объединений (группировок государств) различных по форме и экономической роли. Для образования взаимовыгодного интеграционного объединения его участники должны отвечать такому ряду экономико-географических и политических требований, как интенсивный товарооборот, схожесть правовых систем, географическая близость, взаимовыгодная природно-ресурсная и научно-техническая совместимость.
Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет одну из форм международной экономической интеграции. Форма, объединяющая группы стран в торговых отношениях через устранение тарифов, квот и преференций на определенные товары и услуги в торговле между этими странами. При этом члены зоны свободной торговли не имеют общей системы внешних тарифов, и единой таможенной политики в отношениях третьих стран, не состоящих в ЗСТ.
В ряде источников рассматривающих сущность института ЗСТ, определяются две основные цели создания зон свободной торговли.
Первая и главная цель ЗСТ - это улучшением благосостояние участников путем увеличения товарообмена между ними через сокращение таможенных барьеров внутри ЗСТ.
Вторая немаловажная цель зоны свободной торговли – укрепление специализации каждого государства на определенные рынках в рамках ЗСТ. Данная идея основывается на теории сравнительных преимуществ Давида Рикардо, согласно которой по принципу международного разделения труда государства-участники зоны свободной торговли должны специализироваться на производстве тех товаров и услуг, в которых они имеют более предпочтительные условия и дешёвые факторы производства.
Зону свободной торговли сравнивают со стаей птиц, которые работают единой командой для достижения желаемой цели. У одной птицы нет нужного количества сил и выносливости, для совершения длительного перелета, однако, полет в стае позволяет всей группе добиться желаемого результата. Стаи птиц могут мигрировать за тысячи километров, и чем больше стая, тем дальше они могут путешествовать. Зона свободной торговли является региональным двигателем экономического роста и прогресса. Каждое государство использует сравнительное преимущество для укрепления собственной специализации внутри интеграционного объединения. Тем самым увеличивается общий размер экспортного рынка ЗСТ, повышается эффективность и конкурентоспособность государств-участников.
ЗСТ можно считать первым этапом в процессе экономической интеграции государств. В отличие от таможенного союза, члены зоны свободной торговли не имеют единого внешнего тарифа и единой торговой политики в отношении государств нечленов ЗСТ. Данное обстоятельство можно считать преимуществом зоны свободной торговли над другими формами интеграции, так как эффективность механизма ЗСТ для достижения целей конкретного государства–члена не обусловлена экономической политикой других участников. Соответственно каждое государство в рамках ЗСТ может защищать свои ключевые отрасли производства от импорта протекционистскими мерами, сохраняя их доинтеграционный уровень, и при этом оставаться конкурентом на внешних рынках со своими партнерами по ЗСТ.
Нельзя не учитывать, что факт нулевой тарифной ставки в зоне свободной торговли между членами и их различная тарифная политика, создает соблазн для импортеров выплачивать тариф в государстве с наименьшей ставкой, а затем перемещать товар в нужную точку, но уже в рамках ЗСТ. Результат – в зоне свободной торговли нарушается баланс тарифных доходов в пользу государств с наименьшими торговыми барьерами. Этот способ обхода большего тарифа приносит убыток остальным членам ЗСТ и носит название отклонение торговли (trade diversion). Инструментом борьбы c торговым отклонением (реэкспортом) служат правила происхождения товара (rules of origin).
Правила происхождения товара (ППТ) предусматривают перемещение товаров по нулевой тарифной ставке в рамках зоны свободной торговли, если они полностью произведены или получены в государстве–члене ЗСТ. Если же товар произведен с использованием импортных компонентов из третьих стран, то необходимо определять содержание этих компонентов в перевозимом товаре, а также устанавливать степень переработки импортных материалов при его производстве (уровень существенной трансформации). Соответственно для получения нулевой ставки по тарифу перевозчику товара в рамках ЗСТ необходимо получить информацию о товаре от всех поставщиков в цепочке поставок для определения соответствия товара критериям правил происхождения. Данное обстоятельство служит гарантией адресности преференций, предоставляемых в рамках ЗСТ.
Можно выделить три основных критерия определения существенной трансформации товара:
1. Изменение в тарифной классификации. Данный критерий требует, чтобы тарифная классификация конечного (обработанного) товара отличалась от классификации компонента или материала использованный в его производстве и полученных из третьих стран не членов зоны свободной торговли. То есть для прохождения товара необходимо условие изменения кода тарифной позиции товара согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
2. Минимальный порог по добавленной стоимости. Данный критерий устанавливает минимальную величину добавленной стоимости для производства товаров, осуществляемого внутри зоны свободной торговли.
Соответственно, цена товара перемещаемого в рамках ЗСТ должна быть увеличена до определенного порогового значение без учета каких-либо внешних факторов (эффективность производства, курсовая разница, ставка кредита т.п.)
3. Использование специфического технологического процесса или определенных компонентов в производстве товара. Данный критерий в сравнении с двумя предыдущими носит общий характер, так как он не в состоянии учесть степень и эквивалент специфичности технологического процесса для всей совокупности товаров.
В завершении характеристики следует отметить, что данные критерии определения существенной трансформации применительно к правилам прохождения в каждом ЗСТ видоизменяются и дополняются, так как на сегодняшний день не существует гармонизированной системы правил происхождения товаров. При этом благодаря неоднозначности критериев правила происхождения зачастую становятся эффективным инструментом протекционизма, в борьбе членов ЗСТ с внешними конкурентами в каких-либо отраслях производства.
Важность правила происхождения товара как ключевого звена для благополучия все зоны свободной торговли аргументируется рядом исследований (Panagariya and Krishna). Ученые, доказали что соответствующий выбор правил происхождения, в сочетании с возможностью каждого государства-члена ЗСТ самостоятельно определять свои внешние тарифы, приводит к замораживанию уровня торговля с внешними для ЗСТ участниками на доинтеграционном уровне, при этом увеличивается торговлю внутри организации по принципу trade creation (создание торговли). В ходе дальнейшего изучения институтов зоны свободной торговли (Grinols and Silva), было доказано, что тарифные доходы, полученные каждым членом ЗСТ от прохождения товаров через их внешние границы способны обеспечить благосостояние этого участника без предоставления компенсационных трансфертов внутри зоны свободной торговли. Помимо этого Гринолс и Силва показали, что переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу способствует укреплению благосостояния участников, однако обратный переход бесполезен.
Следует отметить, что страны участники ЗСТ выбирают данную форму экономической интеграции, если их экономические структуры взаимно дополняют друг друга. Если же экономические структуры государств являются конкурентоспособными, они не получат должной отдачи от образования ЗСТ. Приведенного положение нельзя считать неоспоримым, так как преференции в зоне свободной торговле между участниками могут быть предоставлены и на узкую группу товаров, тем самым экономическая выгода от создания ЗСТ может быть получена и равнозначными по экономической статусу субъектами. При этом необходимо отметить, что зона свободной торговли типа «Север–ЮГ» позволяет получить выгоду всем сторонам соглашения по причине различия в природно-ресурсном потенциале и научно–техническом прогрессе между странами «Севера» и странами «Юга». Так страны «Юга», к примеру, получают приток прямых иностранных инвестиций и более крупные рынки сбыта, а страны «Севера» - сравнительно дешевую рабочую силу и сырье.
В качестве
подтверждения вышеуказанных
На сегодняшний день НАФТА включает три государства: США, Канада и Мексика. Три члена НАФТА представляет чуть более 5% населения земного шара, около 23% мирового ВВП и около 18% мирового экспорта. Каждая из трех стран участниц получает значительную выгоду от участия в соглашении. Соединенные Штаты нуждаются в ресурсах из Канады и Мексики, а также в новом рынке сбыта своего экспорта. Канада – промышленно-развитое государство, богатое природными ресурсами и квалифицированными рабочими кадрами, но при этом небольшой численностью населения и внутренним рынком. Мексика богата месторождениями нефти и природного газа, быстро растущим населением и большим количеством дешевой полуквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. Мексика нуждается в рынках США и Канады, чтобы расширить свой экспорт и увеличить количество рабочих мест.
Главную роль в системе наднациональных органов управления в НАФТА играет Комиссия по свободной торговле, состоящая из трех министров торговли стран участниц. Данная комиссия выступает наблюдательным руководящим органом ЗСТ. Следующим звеном в структуре органов выступает Секретариат НАФТА – орган, выполняющий роль исполнительной группы при Комиссии. В секретариате работают канадская, американская и мексиканская национальные секции. Главы соответствующих секции назначаются правительствами государств-членов НАФТА, а расходы на содержание секции каждая страна несет самостоятельно. Функции секретариата выражаются в обеспечении реализации договоренностей стран участниц, а также в своевременном и беспристрастном разрешение торговых споров между правительствами стран участниц и/или отраслями бизнеса. Споры между частными субъектами могут разрешены как судебными инстанциями, так и альтернативными регуляторами (медиация, арбитраж), при этом Соглашением НАФТА регламентируется механизм разрешения отдельных категорий споров (инвестиции, нетарифное регулирование). В рамках секретариата осуществляется выработка путей совершенствования зоны свободной торговли, в частности нормы правил происхождения товаров, таможенные режимы, регламентируются государственные поставки и порядок трансграничного передвижения физических лиц.
В соответствии с правилами происхождения товаров, установленных частью 2 главы 4 Североамериканского соглашения о свободной торговле, при перемещении в пределах НАФТА по нулевой тарифной ставке облагаются товары, полностью произведенные, либо полученные из компонентов государств-участников НАФТА. Товар же с импортным контентом, облагается нулевой тарифной ставкой, если отвечает ряду квалификационных критериев.
Первым критерием ППТ в НАФТА является изменения тарифной классификации исходных материалов товара в конечном продукте. Данное условие используется дифференцированно для каждой группы товаров. Так при определении происхождения отдельных товаров, перемещаемых в рамках НАФТА, классификация может быть детализирована вплоть до конкретной товарной позиции в Гармонизированной системе.
Вторым основным критерием при определении происхождения товара является процентное содержание в нем региональных компонентов. К примеру, для перемещения по нулевому тарифу автомобилей внутри НАФТА, они на 62,5% должны состоять из местных материалов, произведенных в государствах-членах зоны свободной торговли. Для вычисления регионального компонента в товаре определяется минимальной пороговое значение добавленной стоимости.
Помимо вышеперечисленных, существует ряд уточняющих критериев ППТ для режима НАФТА. В целом можно отметить значительную избирательность правил происхождения товаров тех или иных отраслей производства относительно интересов стран участниц.
В завершении анализа зоны свободной торговли, как формы международной интеграции и НАФТА, как наиболее яркого представителя данной формы, стоит отметить, не смотря на явные научно-обоснованные преимущества свободной торговли, невозможно однозначно и объективно определить последствия экономической глобализации для государств и бизнеса в будущем.
Библиографический список.
1 L. Grinols and Peri Silva Free Trade Areas, Policy Independence,
and Industrialization Targets [электронный ресурс]
<http://www.wallis.rochester.
2. OAS Overview of the Northern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 2004. [электронный ресурс] <http:// www.nafta-sec-alena.org>
3. Pravin Krishna .Arvind Panagariya On Welfare-Enhancing Free Trade
Areas[электронный ресурс] <http://www.columbia.edu/~
4. Gerrit Faber Free Trade Areas as a Model for Future EU-ACP
Relations [электронный ресурс] <http://www2.weed-online.org/
5. Grinols, Earl L. and Peri Silva An Enhancement of Modern Free Trade
Area Theory,[электронный ресурс] <http://www.wallis.rochester.
6. Free trade area From Wikipedia, the free encyclopedia[электронный
ресурс] <http://en.wikipedia.org/wiki/