Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) или (ОЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Файлы: 1 файл

Индивидуальная (Свободные эконом. зоны).docx

— 71.70 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) или (ОЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

В России настоящие особые экономические зоны образовались сравнительно недавно, но уже показывают положительные результаты.

В данной работе будут рассмотрены основные виды, сущность и  характеристика СЭЗ, а также современное состояние особых экономических зон в России.

 

 

  1. Свободные экономические зоны.

    1.   Понятие, сущность и основная характеристика.

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.1

Свободные экономические зоны (СЭЗ) получили широкое распространение во многих странах. В начале 90-х годов 20 века функционировало более 1 тысячи таких зон. Транснациональные корпорации рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить прибыль.

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».2 Единого определения СЭЗ действительно не существует.

СЭЗ - сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Однако термин "свободная экономическая зона" (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 1/3 мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

Характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

  • внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовых, которые включают различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.3

Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

Для большинства развивающихся стран эти зоны по своей реальной сути являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям и уровню жизни населения зоны, концентрации производственного и кадрового потенциала и т.п. В силу этого, такие зоны правильнее называть «специальные экономические зоны».4

К созданию свободных экономических зон в России прибегают как к средству подъема экономики. Но недостаток применяющейся стратегии формирования российских свободных зон заключается в стремлении к расширению территорий, что ведет к снижению эффективности решения задач, которые ставятся при их создании. Локальные, небольшие по масштабам свободные зоны более эффективны, но ограниченность их территории приходит в противоречие с желаниями многих регионов России стать свободными зонами.

Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления5:

  • таможенное регулирование;
  • налогообложение;
  • лицензирование;
  • визовое оформление;
  • банковскую деятельность;
  • имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю);
  • предоставление концессий;
  • управление свободной зоной.

Согласно разным источникам информации, в мире насчитывается до 2500 свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования.

К ним относятся:

     Принцип управленческого  и предпринимательского риска. Сущность  этого принципа заключается в  подчеркивании остроты проявления  различных аспектов бизнеса, предпринимательской  деятельности,  конкурентности, которые  по своей сути содержат ситуацию  неопределенности и риска и  усиливают её.

     Принцип конкурентных  преимуществ – создание таких  предпочтений активизации предпринимательской  деятельности на территориях  СЭЗ, которые обладают обусловленными  организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

     Принцип равноправного  партнерства определяет в первую  очередь форму отношений в  бизнесе. Данный принцип требует  создания новой системы руководящих  правил ведения бизнеса.

     Принцип рефлексивного  поведения определяет и корректирует  поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение  хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации  необходима прежде, чем сделать  капиталовложения и сформировать  законы, портфель ценных бумаг  и т.д.

     Принцип информативной  достаточности. Динамически изменяющаяся  рыночная среда СЭЗ порождает  особую необходимость в анализе  информационных потоков для достижения  целей, поставленной фирмой и  зоной в целом.

     Принцип согласования  по целям основываясь на информации  о внешней рыночной среде, окружающей  СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих  её стратегию развития, данный  принцип позволяет уточнить позиции  разных экономических институтов  СЭЗ и её организационно-правовых  норм.

     Принцип прибыльности  и эффективности для СЭЗ реализует  основную целевую функцию управления  данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации  закона спроса и предложения.6

 

    1. Классификация СЭЗ

СЭЗ получили широкое распространение во многих странах со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, в котором товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.

Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.7

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1. По характеру деятельности.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3. По отраслевому признаку.

4. По характеру собственности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. По характеру деятельности.

Торговые зоны создаются для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны – на таможенную территорию страны на экспорт.

Промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами.

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий.  Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений, научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.8

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.

  1. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.
  • СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).
  • СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
  1. По отраслевому признаку.

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.9

  1. По характеру собственности.
  • государственные; частные; смешанные

 

  1. Свободные экономические зоны в экономике России

    1.   Типы СЭЗ, организуемых в России

В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Особые экономические зоны начали развиваться с 22 июля 2005 года, когда был принят Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В 2006 году для реализации законопроекта было создано ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций которого принадлежат государству.10

Информация о работе Свободные экономические зоны