Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) или (ОЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Файлы: 1 файл

Индивидуальная (Свободные эконом. зоны).docx

— 71.70 Кб (Скачать)

На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

  • Портовые зоны

  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Промышленные ОЭЗ –  обширные территории, которые располагаются в крупных промышленных регионах страны. Основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества: близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область). В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    • Автомобилей и автокомпонентов
    • Строительных материалов
    • Химической и нефтехимической продукции
    • Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные (технико-внедренческих) ОЭЗ располагаются в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы. Эти зоны открывают большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область). Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    • Нано - и биотехнологии
    • Медицинские технологии
    • Электроника и средства связи
    • Информационные технологии
    • Точное и аналитическое приборостроение
    • Ядерная физика

Туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ, располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов. Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу. 2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.11

 

 

    1.   Современное состояние СЭЗ

На сегодняшний день, помимо Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который, по сути дела, является главным правовым фундаментом строительства особых экономических зон, разработано и принято свыше семидесяти и нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений закона.

Отработана технология создания и развития особых экономических зон. Это очень непростой процесс, в котором участвует много игроков всех уровней власти и частного бизнеса. В настоящее время сформирована система управления. Четко определено, кто занимается управлением данным процессом, отсутствует дублирование функций у этих участников, что является очень важным достижением. Ну и самое главное – жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана.12

На территории особых экономических зон земельные отношения осуществляются в рамках федерального законодательства. Данные отношения на территории РФ регулируются Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, но при этом существуют определенные особенности. Система оформления земельных отношений происходит следующим образом: когда статус резидента предприятием получен, он вносится в реестр резидентов и подписывается соглашение. После этого ему предоставляется земельный участок для строительства своего объекта. Данный земельный участок дается на праве аренды. Т.к. государство вкладывает большие средства, подводит инфраструктуру, при создании ОЭЗ земля находится в собственности государства. Затем, когда инвестор построил свои объекты и приступил к их эксплуатации, он платит налоги в бюджет. Таким образом, окупаются бюджетные инвестиции. Собственник, созданной на территории ОЭЗ недвижимости имеет право выкупить земельный участок. При этом правовой режим собственности в ОЭЗ ничем не отличается от общего режима. В границах особых экономических зон распространяются все те же преференции, обязательства, гарантии, что и для любого объекта собственности на любой другой территории РФ. Что касается пробелов действующего законодательства, то сейчас сложно назвать какие-то серьезные пробелы, потому что в настоящее время принято значительное количество нормативно-правовых документов.

Особые экономические зоны предлагают резидентам значительные льготы. В создание комфортных условий для ведения бизнеса в ОЭЗ государство вкладывает существенные средства   и вправе рассчитывать, что этими условиями воспользуются добросовестные компании. Компании, которые внесут свой вклад в формирование конкурентоспособной экономики, проекты которых направлены на создание новых продуктов и услуг, имеющих импортозамещающую направленность и экспортный потенциал.

Сначала на региональном, а далее на федеральном уровне проводится экспертиза бизнес-планов потенциальных инвесторов. В составе советов собраны авторитетные эксперты из различных отраслей, оценивающие как финансовую состоятельность заявителя и наличие у него ресурсов для реализации заявленных планов, так и роль и значение проекта для развития реального сектора экономики, социально-экономические эффекты от его деятельности.

В соответствии с федеральным законом резидентом ОЭЗ может стать любая компания или индивидуальный предприниматель, юридически-оформленные на территории субъекта Федерации, в границах которого расположена особая экономическая зона. Исключение составляют унитарные предприятия.

В настоящее время ОАО «ОЭЗ» через создание дочерних обществ, филиалов и участие в составе наблюдательных советов управляет  17  особыми экономическими зонами четырех типов фактически являясь крупнейшим девелопером индустриальных и инновационных парков в России.

  • 4 специализируются на развитии промышленного производства (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Псков»);
  • 4 на технологических инновациях (ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск»);
  • 7 на развитии туристско-рекреационного бизнеса (ОЭЗ «Алтайская Долина» ОЭЗ  «Байкальская гавань» ОЭЗ  «Бирюзовая Катунь» ОЭЗ «Ворота Байкала» ОЭЗ «Гранд СПА Юца» ОЭЗ «Остров Русский»);
  • 2  на развитии портово-логистических и транспортных узлов (ОЭЗ «Ульяновск-Восточный», ОЭЗ «Советская гавань»).13

В Управляющей компании "Особые экономические зоны" отмечают, что ОЭЗ, как механизм государственно-частного партнерства, преобразуют инфраструктурный ландшафт страны. В каждой особой экономических зоне УК "ОЭЗ" создает плотную сеть современной инфраструктуры - инженерной, транспортной, коммунальной. А затем уже частные инвесторы в режиме налогового, таможенного и административного благоприятствования разрабатывают на основе инфраструктуры ОЭЗ новые технологии, производят и выводят на рынок конкурентоспособную продукцию. Представители УК "ОЭЗ" называют этот алгоритм развития "двойным инфраструктурным рычагом". Эффективность инфраструктуры и создаваемого на ее основе бизнеса очевидна: на сегодняшний день соотношение "государственные деньги - деньги инвесторов" в ОЭЗ достигло один к пяти. Это очень высокий показатель. Налицо качественный рост.14

По состоянию на 1 января 2011 года, в особых экономических зонах были зарегистрированы 257 инвесторов. Объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд. рублей, объём заявленных частных инвестиций — более 200 млрд. рублей. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд. рублей.

С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России пришло более 300 инвесторов из 22 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic, NSN, Arkray и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 360 миллиардов рублей или порядка $ 12 миллиардов.15

По оценке ОАО «Особые экономические зоны», наиболее успешно функционирующими особыми экономическими зонами в Российской Федерации являются зоны «Липецк» и «Алабуга».

В начале 2011 года экономист Сергей Приходько высказал мнение, что наиболее жизнеспособными в РФ являются технико-внедренческие зоны, затем портовые, затем промышленно-производственные. Результат деятельности курортных зон, по мнению Приходько, «фактически нулевой». Основными проблемами зон Приходько считает недостаточный уровень налоговых преференций и государственных инвестиций в их инфраструктуру.

Особые экономические зоны как действенный механизм государственно-частного партнерства регионы уже оценили и, по данным руководства УК "ОЭЗ", рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон. Сейчас находятся несколько заявок от регионов на создание новых особых экономических зон, и они проходят экспертизу в Управляющей компании и в Министерстве экономического развития РФ. Как только заявки будут рассмотрены и одобрены, можно ожидать создания новых особых экономических зон.

По сути, речь идет о "масштабировании" проекта ОЭЗ, для чего созданы все необходимые условия: законодательная база, управляющая компания и интерес инвесторов к развитию проектов в формате особой экономической зоны.

По данным УК "ОЭЗ", сейчас объем заявленных инвестиций инвесторов в 5 раз превышает средства, потраченные государством на развитие инфраструктуры зон.

Деятельность ОЭЗ показывает высокую экономическую и социальную эффективность. По оценкам РосОЭЗ, в 16-ти особых экономических зонах к 2025 году будет привлечено свыше 1 тысячи компаний (резидентов), которые вложат инвестиций более 510 млрд. рублей, создадут свыше 140 тысяч новых рабочих мест, выпустят продукции на 5 трлн. рублей и заплатят налогов более 1,2 трлн. рублей.

Следует отметить, что указанные прогнозные цифры могут быть существенно превышены, так как уже по состоянию на начало февраля 2009 года количество резидентов в ОЭЗ составляет 154 компании, объем заявленных ими инвестиций – 112 млрд. рублей, планируемый объем выпуска продукции и услуг – 1,7 трлн. рублей, количество рабочих мест – 30 тысяч. Уже к 2015 году налоговые поступления от деятельности ОЭЗ превысят сумму бюджетных затрат на строительство их инфраструктуры, то есть будет достигнута окупаемость бюджетных инвестиций. К этому же году в 16-ти ОЭЗ будет создано свыше 50 тысяч новых рабочих мест, что является особенно актуальным в период мирового финансового кризиса.16

Информация о работе Свободные экономические зоны