Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
ВВЕДЕНИЕ
На
протяжении последних десятилетий
проблема ядерного разоружения неизменно
стоит среди наиболее неотложных
и назревших международных
Необходимо отметить, что данная проблема никогда не была и не будет независима от политических условий, существующих в данный момент истории, более того, можно смело утверждать, что никакие другие процессы так не связаны с общей политической обстановкой, как разоружение. Являясь же наряду с обеспечением безопасности ключевой проблемой мировой политики, разоружение представляет собой область международных отношений, где политические и юридические вопросы переплетаются.
После
Второй мировой войны и создания
ядерного оружия разоружение приобрело
огромный, можно сказать символический,
смысл. В период «холодной войны»
оно рассматривалось как
В этих условиях возросло значение усилий государств, ядерных и неядерных, принадлежащим к военным союзам и стоящим вне их, для того, чтобы добиваться определенных сдвигов в деле обеспечения международной безопасности и ограничения процесса расползания ядерного оружия. В этой связи одним из первых практических предложений, направленных на избежание распространения ядерного оружия по земному шару и обеспечение региональной безопасности стало создание зон, свободных от ядерного оружия в различных регионах мира.
Процесс
создания безъядерных зон
Все эти преобразования диктуют необходимость изучения проблемы создания и дальнейшего функционирования зон, свободных от ядерного оружия, что представляет собой не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет выявить некоторые тенденции развития современных международных отношений. Это в свою очередь поможет разработать наиболее эффективные правовые механизмы решения основной проблемы современности - разоружения2.
Актуальность работы состоит в том, что ядерное оружие по-прежнему одно из самых опасных видов вооружений в мире. И не смотря на то, что его разработка и использование стоит под жестким международным контролем, возможность появления такого оружия в политически нестабильном регионе или государства по-прежнему сохраняется.
Объектом исследования являются международные отношения государств и международных организаций по созданию и функционированию режима зон, свободных от ядерного оружия.
Предметом исследования выступает правовой статус безъядерных зон с момента их возникновения по сегодняшний день, включая характеристику как уже существующих договоров, так и новых проектов.
Целью исследования является комплексный анализ правовой концепции безъядерных зон, раскрытие их правового режима, прогнозирование дальнейшего развития данного международно-правового института.
Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Исследование процесса возникновения концепции безъядерных зон в различных регионах мира;
2. Обоснование правовой природы института безъядерных зон в международно-правовой и политической сферах;
3. Характеристика правового статуса безъядерных зон на основе анализа действующих международных соглашений;
4. Раскрытие неразрывной связи между Договором о нераспространении ядерного оружия как правовой основы всей системы нераспространения и соглашениями о безъядерных зонах;
5. Определение международно-правовых аспектов контроля, обеспечивающего выполнение государствами принятых на себя обязательств по соглашениям о безъядерных зонах.
В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.
Глава 1 “Исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия” раскрывает историю, понятие и правовой статус безъядерных зон.
Глава 2 “Муждународно - правовые акты и международные организации по решению проблем нераспространения ядерного оружия ” раскрывает оценку таких международно – правовых актов, конвенций, деятельность международных организаций.
В
качестве теоретической основы исследования
особое значение имели работы таких
ученых, занимающихся изучением вопросов,
связанных с безъядерными зонами,
разработкой их правовой концепции,
как Ю.М. Прусаков, Г.Г. Петушко, В.Ф. Давыдов,
М.П. Шелепин, И.А. Ахтамзян, В.А. Романов.
Исследованиям проблем
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
1.1 Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия.
В
40-е годы ХХ века процесс овладения
секретами атома привел человечество
к практическому применению ядерных
технологий. Пуск первого ядерного
реактора 2 декабря 1942 года и первое
испытание атомной бомбы 16 июля 1945
года в Аламогордо (США) в равной
мере могут рассматриваться как
точка отсчета ядерного века. Грани
его противоречий обозначились резко:
триумф науки - трагедия Хиросимы и
Нагасаки в августе 1945 года; могущество
человека, поставившего себе на службу
атомную энергию, - бессилие человечества
перед угрозой ядерной
Вслед за США ядерным оружием овладел Советский Союз (первое испытание - 29 августа 1949 года), затем Англия (3 октября 1952 года), Франция (13 февраля 1960 года), КНР (16 октября 1964 года). Обладание сверхбомбой воспринималось как признак геостратегической полноценности, закреплявшей статус великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако по сходным причинам к ядерному оружию стремился и ряд других стран.
Многие государства (от Швеции до ЮАР и от Бразилии до Японии) в разные годы осуществляли секретные ядерные программы в военной области. Перед мировым сообществом встал вопрос: как максимально использовать мирный потенциал атомной энергии, сведя при этом к минимуму угрозу его военного применения? Чем больше стран получало доступ к ядерному оружию после возникновения ситуации «взаимного сдерживания» США и СССР, тем выше был риск ядерной войны и тем сложнее становилось контролировать его распространение. Оптимальным было бы полное запрещение ядерного оружия с последующим уничтожением его запасов. Такое решение устранило бы угрозу ядерной войны и дискриминацию государств по признаку обладания сверхоружием. Поскольку реалии «холодной войны» блокировали этот путь, ядерные державы избрали более сложный вариант. Суть его - в облегчении доступа к мирным ядерным технологиям всех государств при условии гарантий ненаправления получаемых материалов и оборудования в военную сферу, отказа от бесконтрольного реэкспорта и т.д.
Еще в начале 50-х годов выяснилось, что государствам - импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), Устав которого вступил в силу 29 июля 1957 года.
В
60-х годах происходила
После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия3, который стал символом установившегося режима нераспространения.
Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153), начал работу Комитет ядерных экспортеров («Комитет Цангера»), представивший первые рекомендации к концу 1974 года.
Еще до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, 14 февраля 1967 года был открыт для подписания Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке4, или Договор Тлателолко.
Другим региональным договором группы государств для «обеспечения полного отсутствия ядерного оружия» на их территории является Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана5, или Договор Раротонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 года.
События
середины 70-х годов дали обильную
пищу для размышлений инициаторам
создания режима нераспространения. Испытание
ядерного взрывного устройства в
Индии, готовность ФРГ (ратифицировавшей
ДНЯО в 1975) помогать строительству в
Бразилии (не участвовавшей в ДНЯО)
целого комплекса предприятий ядерного
цикла, включая установку для
обогащения урана, заинтересованность
Пакистана в получении из Франции
(не участвовавшей в ДНЯО до 1992 года)
завода по переработке облученного
ядерного топлива - все это подтолкнуло
основных поставщиков ядерных
Начиная с ноября 1974 года в Лондоне проходили переговоры СССР, США, Англии, Франции, Канады, ФРГ и Японии (Группа ядерных поставщиков или «лондонская группа») по выработке единых правил регулирования ядерного экспорта. 27 января 1976 года участники переговоров обменялись письмами, в которых были одобрены руководящие принципы ядерных поставок.
К началу 1978 года число участников Группы ядерных поставщиков возросло до 15: добавилась Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария и Швеция. 11 января 1978 года они направили в МАГАТЭ письма, к которым прилагался текст «Руководящих принципов ядерного экспорта». МАГАТЭ распространило их как свой официальный документ (INFCIRC/254) в целях информирования всех государств-членов.
События
августа-декабря 1991 года, появление
на политической карте 15 независимых
государств вместо ядерной державы
- Советского Союза - остро поставили
ряд вопросов, связанных с нераспространением
ядерного оружия. Государства-участники
Содружества Независимых
23
мая 1992 года США, Россия, Украина,
Беларусь и Казахстан
В ходе минской встречи в верхах стран СНГ 26 июня 1992 года восемь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Росси, Таджикистан, Узбекистан и Украина) подписали два соглашения: об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии7 и о координации работ по вопросам экспортного контроля8.
В
первой половине 90-х годов были достигнуты
впечатляющие результаты в предотвращении
ядерного распространения. Очаг его, образовавшийся
в результате распада СССР, был
погашен - Украина, Беларусь и Казахстан,
на территории которых дислоцировались
советские ядерные вооружения, стали
участниками ДНЯО. Северная Корея, пытавшаяся
выйти из него, взяла на себя обязательство
перепрофилировать свои ядерные
объекты с тем, чтобы их было невозможно
использовать в военных целях. Южная
Африка отказалась от обладания ядерным
оружием и демонтировала