Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;

- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;

- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.

Оглавление

Введение

1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции

1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

2. Экономическая интеграция в Западной Европе

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2007.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     1985-1992 гг. – третий этап эволюции  экономической интеграции Западной  Европы. На этом этапе Сообщество  приступило к завершению строительства  общего рынка. Понятие «общий  рынок», зафиксированное в Римском  договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции [24,с.45].

     В этот период Комиссия ЕС рассматривала  два проекта, имевших целью придать  новый импульс «европейскому  строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итоге был выбран менее амбициозный вариант – выработка плана по завершению формирования ЕВР. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, проект единого внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе, представлял меньшую угрозу национальным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, и поэтому не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств и населения. Во-вторых, проект ЕВР не требовал дополнительных расходов, напротив, ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.

     Для успешного решения проблемы формирования ЕВР Комиссия подготовила подробную  программу практических действий, опубликованную в 1985 г. в виде Белой книги. Она была рассчитана на семь лет и содержала около 300 конкретных мероприятий и шагов, охватывавших все направления экономической политики, с указанием сроков их выполнения [24,с.45].

     Правовой  базой этого курса стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 г. и вступивший в силу 1 июля 1987 г. [24,с.46]. Он внес изменения в основополагающие договоры, учредившие три Европейских сообщества. В частности он содержал положение о голосовании квалифицированным большинством по вопросам гармонизации национальных законодательств, повысив тем самым эффективность процедур принятия решения в Сообществе. Также был введен новый подход к гармонизации нормативных актов и технических стандартов, основанный на их взаимном признании. На уровне Сообщества устанавливался лишь нижний допустимый предел стандарта.

     Принятая  программа завершения формирования единого внутреннего рынка имела  своей целью устранить все  технические, налоговые, правовые и  административные препятствия свободному движению товаров и обеспечить свободное движение не только товаров, но также и услуг, лиц и капиталов. Тем самым предполагалось устранить фрагментацию рынка Сообщества и, следовательно, стимулировать реструктуризацию европейской промышленности и образование крупных «панъевропейских» компаний, способных составить конкуренцию корпорациям США и Японии. Кроме того, в программе большое внимание уделялось активизации деятельности Сообщества в таких сферах, как регулирование конкуренции, региональная, социальная и валютная политика.

     За  некоторыми исключениями принятая программа  была выполнена к намеченному  сроку – 1 января 1993 г., хотя реализация многих законодательных актов и  решений ЕЭС потребовала более  длительного времени. Тем не менее, в целом создание единого внутреннего рынка в рамках Сообщества стало свершившимся фактом, что открыло возможность для перехода к новому этапу углубления интеграционного процесса. Этому способствовал динамизм экономического роста, который приобрела экономика Сообщества во II-ой половине 80-х гг.

     1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное  его событие – создание единого  экономического, валютного и политического  союза. Это потребовало внесения  изменений в положения ранее  принятых регламентов ЕС [24,с.47].

     Задачи  и комплекс мер по реформированию ЕЭС были сформулированы в программе Делора («пакет Делора»), который конкретизировал решения Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три основных направления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов внутри ЕС, объединение финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний с последующей заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы. Формально же она была санкционирована Договором о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте [24,с.48].

     Маастрихтский договор открыл новый этап в развитии европейской интеграции. Его основной целью, согласно статье В, является создание Экономического и валютного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по не зависящим от них причинам, например, вследствие стихийных бедствий (ст.103а). Для проведения общей валютной политики создается Европейская система центральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являются введение европейского гражданства, расширение полномочий Европарламента, переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а также существенное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.

     Однако  полностью решить проблемы реформирования ЕЭС Маастрихтскому договору не удалось, поэтому в 1996 г. была созвана Межправительственная конференция (МПК), целью которой  являлся пересмотр некоторых  положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей N, пункт 2). Итогом конференций в Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) стало утверждение новой редакции Договора о Европейском Союзе, получившей название Амстердамский договор. В него внесен ряд положений, предусматривающих:

     - осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;

     - активизация социальной политики  ЕС;

     - повышение роли Европарламента  в развитии законодательства  ЕС [24,с.50].

     В Амстердамском договоре не нашла отражения идея институциональной реформы, разработка которой вновь была отложена на будущее. Тем не менее, на Амстердамских саммитах была подтверждена ранее установленная дата создания Экономического и валютного союза и подписан Пакт стабильности и роста. Строительство ЭВС является ключевым направлением современной интеграционной стратегии Европейского Союза.

     В концу рассматриваемого периода (2000г.) в мире функционировало 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществлялась такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК [15,с.521]. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинало набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имели недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.

     Развитие  интеграционных процессов в мире за последние два десятилетия 20-го века характеризуют показатели табл. 1.  

     Таблица 1

     Динамика  интеграционных процессов в мировой  экономике [15,с.522]

Интеграционная группировка (год образования) Число стран  в груп-пировке Числен-ность  населения, на 1995г., млн.че-ловек Территория, тыс.кв.км. Доля  в мировом ВВП (числитель) и мировом  экспорте (знаменатель)
1985 1990 1995 2000
ЕС (1957) 15 6,5 2,4 19,0

32,0

21,0

39,6

22,9

39,6

26,0

41,0

НАФТА (1992) 3 6,7 8,3     25,5

16,5

27,5

17,4

ОПЕК (1960) 12 8,1 9,2 5,3

7,5

5,2

5,4

5,6

4,1

5,6

4,3

МЕРКОСУР (1991) 4 3,8 9,3     4,3

1,8

4,4

2,1

МАГРИБ 5 1,2 0,9   1,0

0,9

0,9

0,6

1,0

0,8

СНГ (1991) 12 5,0 16,3     2,9

2,2

3,5

2,3

АСЕАН (1967) 10 7,0 3,6 3,5

3,8

4,1

4,35

5,4

6,47

6,2

7,5

Всего   38,3 50,0 27,8

43,3

31,3

50,3

67,5

71,3

74,2

75,4

 

     Из  данных табл. 1 видно, что процесс  интеграции в мире шел весьма активно  и достаточно эффективно. Кроме того, можно сделать вывод, что в 2000г. по доле в мировом ВВП ЕС уступает НАФТА (показатель соответственно 26,0% и 27,5%), тогда как по доле в мировом экспорте ЕС – безусловный лидер, на его долю приходится 41% мирового экспорта (у НАФТА лишь 17,4%).

     С 2001 г. – современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в Экономический Валютный Союз (ЭВС) [17].

     Таким образом, логически завершилась  программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

     ЭВС входит в компетенцию сохраненного в рамках Европейского Союза Сообщества, решающего на централизованном, или  коммунитарном, уровне большинство  вопросов. Иначе говоря, участники ЭВС добровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая валютную, эмиссионную, бюджетную и налоговую политику.

     Внутри  ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны  и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика необходима, чтобы сформировать на территории всех государств-членов единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности. Для этого необходимы общая валютно-финансовая политика и денежная единица. С другой стороны, сам валютный союз невозможен без общей экономической политики, т. к. единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственного долга и т.д. Внутренний рынок ЕС должен стать как можно более однородным и приблизиться по своим характеристикам к мононациональному. В ЭВС входят 12 стран отвечающих определенным критериям. Для них с 1 января 2002 г. ЕВРО вводится в наличный оборот [24,с.47].

     Анализ  этапов развития европейской интеграции позволяет сделать вывод, что  на протяжении всего периода существования  ЕС происходило углубление интеграционного  процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу.

     В процессе эволюции интеграции Сообщество претерпело количественные изменения  по составу стран, входящих в него. Как известно, начиналось оно с 6 стран, называемых до сих пор «ядром ЕС»: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В 1973 году к Европейскому Союзу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, в 1995 году – Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году в ЕС были приняты 10 новых членов: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Чешская Республика и Эстония [32].

     Расширяясь  в восточном направлении, в 2004г. Европейский  Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: его территория увеличивается на 34%, а население – на 104,9 млн. человек, или 29%. Таким образом, в 2004г. ЕС становится крупнейшим в мире рынком с 500 миллионами потребителей [24,с.47].

     В политическом отношении складывается гегемония ЕС на основной части территории Европы, что придает ему качественно новый международный вес, статус и позиции. Включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский Союз, начинает играть гораздо более активную роль при принятии глобальных решений и укрепляет свои позиции в таких международных организациях, как ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО.

     Вместе  с тем нельзя не видеть, что географические, демографические и политические последствия не совпадают с экономическими (табл. 2). 

     Таблица 2

     Социально-экономические последствия отдельных

     этапов  расширения ЕС, (%) [24,с.49]

Этап  расширения Прирост территории Прирост населения Прирост ВВП Изменение ВВП  на душу населения (в среднем по ЕС) Средний по ЕС ВВП  на душу населения 

(ЕС-6=100)

С 6 до 9 стран 31 32 29 -3 97
С 9 до 12 48 22 15 -6 91
С 12 до 15 * 43 11 8 -3 89
С 15 до 26 34 29 4 -16 75

Информация о работе Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции