Экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:21, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современные условия жизни и функционирования рынка, а также предприятий в конкурентной среде, ведут к использованию эффективных методов управления, что уже подразумевает под собой внедрение определенной системы инноваций в системе менеджмента.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цель и задачи менеджера в инновационной сфере.
2. Категории инновационного менеджмента, их роль во внутрифирменном планировании инновационной деятельности
3. Профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций
4. Модели менеджеров в инновационной сфере
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.39 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие, цель и задачи менеджера в инновационной сфере.

2. Категории инновационного менеджмента, их роль во внутрифирменном планировании инновационной деятельности

3. Профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций

4. Модели менеджеров в инновационной сфере

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций  является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций. А управление, то есть менеджмент, в организации в формирующейся ситуации также играет важнейшую роль. В нем же, в свою очередь, значительное место занимает проектирование организационной структуры, в зависимости от успешности которого, предприятие будет или же не будет эффективно функционировать, создавая не только благоприятные условия для его работы, но и определяя дальнейшее развитие и перспективы.

Таким образом, целью данного реферата является раскрыть понятие менеджмента в инновационной среде, а также определить основные положения проектирования организационной структуры. Для этого нам, в данном реферате, необходимо решить следующие задачи:

• раскрыть понятие менеджера в инновационной среде;

• определить основные понятия и категории инновационного менеджмента;

• описать профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций.

Объектом исследования  данного реферата, является менеджеры  в инновационной среде.  Предметом  исследования – использование менеджмента  в инновационной сфере и механизмы  выбора организационной структуры  на предприятиях.

Актуальность выбранной  темы обуславливается тем, что современные  условия жизни и функционирования рынка, а также предприятий в  конкурентной среде, ведут к использованию  эффективных методов управления, что уже подразумевает под  собой внедрение определенной системы  инноваций в системе менеджмента. Таким образом, благодаря проведению исследования в этой сфере, появляется возможность четко определить механизмы  управления предприятием в формирующихся  новых условиях. С другой стороны, для эффективной работы предприятия  необходимо спроектировать структуру  организации, с учетом всех изменений  и веяний времени инновационных  разработок не только в производственной сфере, но и в сфере услуг. Соответственно, изучение механизмов выбора организационной  структуры предприятиями на современном  этапе развития предприятий в  дальнейшем позволит определить наиболее выгодное построение фирмы, при котором  будет обеспечиваться возможность  максимально быстрой, эффективной  и продуктивной работы; при котором  фирма будет функционировать  как единый организм.

 

 

 

 

1. Понятие, цель и задачи менеджера в инновационной сфере

Инновационная деятельность является одним из важнейших способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности и обеспечивается путем качественного  изменения характера используемых продуктов, обновления средств и  способов деятельности. Однако качественные изменения возможны лишь на основе фундаментальных знаний, которые, пройдя стадию технических нововведений, переходят  в сферу производства, вызывая  в нем прогрессивные изменения. Исследования в этой области показывают, что за счет реализации продуктов  инновационной деятельности в промышленно  развитых странах обеспечивается около 20% прироста национального дохода. А  управление этими процессами, то есть менеджмент, в условиях инновационной  среды приобретает свои особенности, получив название «инновационного».

Инновация - форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный  продукт доводится до стадии практического  применения и обеспечивает рыночный успех.

Исследования, проводимые в  области оценки конкурентоспособности  стран, показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использованием политики управления, основанной на следующих  принципах:

  • рациональное использование природных климатических ресурсов;
  • использование накопленного богатства;
  • привлечение инвестиций;
  • поддержка инноваций.

Функции инновационного менеджмента  осуществляются только через деятельность особенной категории специалистов, которые называются менеджерами. Менеджер — это специалист, что профессионально занимается управленческой деятельностью в конкретной сфере функционирования инновационного процесса. Это значит, что специалист занимает постоянную должность и уполномоченный принимать управленческие решения.

 В условиях ускорения  научно-технического прогресса резко  растет роль инновационных менеджеров-инноваторов, способности которых, их квалификация и профессиональное умение, фактически определяют судьбу компании. Это положение неоднократно подтверждалось примерами деятельности выдающихся менеджеров-новаторов, таких как А. Морита, Ли Якокка, Б. Гейтс и др.

К менеджерам инновационной  сферы принадлежат:

  • руководители творческих групп исполнителей;
  • руководители лабораторий, отделов и функциональных служб; «руководители производственных подразделов;

 

  • менеджеры разного уровня, которые координируют деятельность разных подразделов инновационной деятельности и внешних партнеров;
  • руководители инновационных предприятий, фирм, в целом.

 Специфика инновационных  процессов, которые охватывают  много участников и заинтересованных  организаций и которые являются  объектом управления, определяют  особенный характер труда менеджеров  в этой сфере и очерчивают  выполнение определенных ролей  и соответствующие им требования.

К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая  предполагает:

  • разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;
  • обоснование методов решения существующих в этой области проблем;
  • выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы.

Это объясняется тем, что  инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической  системы и формирует специфику  и характер факторов, влияющих на содержание проблем.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение состояния внешней среды предопределили необходимость развития эффективных форм и методов управления, позволяющих сохранять стабильность и финансовую независимость производителей в различных ситуациях. Безусловный приоритет в этой области принадлежит инновационному менеджменту - управленческой деятельности, ориентированной на получение продукции с новым положительным качеством различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого, экологического и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Категории  инновационного менеджмента, их  роль во внутрифирменном планировании  инновационной деятельности

Инновации являются центральной  категорией теории нововведений, определяют суть и специфику инновационных  процессов. Существующие особенности  инновационной деятельности задают условия и ограничения на процедуры  управления инновационными объектами. Поэтому важно рассмотреть вопросы  классификации нововведений в практике применения инновационного менеджмента.

Несмотря на значительное количество понятий и определений элементов инновационного процесса, отправным пунктом для возможных классификаций служит классификация Й.Шумпетера, составившая основу его теории экономического развития.

В общем виде инновации  подразделяются на следующие категории:

  • технологические инновации, определяющие интенсивность развития производства;
  • нетехнологические - инновации организационного, управленческого, правового, социального и экологического характера.

Помимо того, существует деление в зависимости от уровня новизны Г. Менша и Х. Фримена (на базисные, улучшающие или модифицирующие и комбинаторные нововведения), в зависимости от отрасли происхождения инновации Кляйнкнехта и Кумбса, в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные инновации), в зависимости от социального последствия (отрицательные и положительные), по типу механизма осуществления новшества (единичные и диффузные), а также в зависимости от успеха инноваций (успешные и неуспешные).

Таким образом, инновационный  процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление  инновационных изменений, складывающихся из взаимосвязанных и взаимообусловленных  отдельных элементов, которые образуют единое целое. Результатом является инновация.

Рассмотрение структуры  инновационного процесса показывает наличие следующей схемы:

  • наука исследование разработка производство,
  • продажа потребление обмен.

Каждая стадия имеет свои особенности, определяющие необходимость  применения различных форм и методов  управления. Но тем не менее эти стадии взаимообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса лишь при интеграции их в единое целое.

Необходимо отметить, что  совершенствование механизма управления на отдельной стадии не обязательно  повышает результативность инновационного процесса в целом. Передовые результаты на отдельных стадиях утрачивают свою ценность на других и мало способствуют совершенствованию всего общественного  производства, поэтому весьма важна  стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса. Большое значение в повышении  эффективности инновационного процесса оказывают ранние маркетинговые  исследования и диагностика рынка, сопровождающие все стадии инновационного процесса и позволяющие корректировать его осуществление с учетом изменяющихся потребностей.

В целом анализ состояния  теории инноваций и существующих проблем организации управления инновационными процессами на предприятии  показал, что эффективность инновационной  деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно она организована.

Результатами инновационной  деятельности являются различные новшества  и нововведения, позволяющие улучшать производственную инфраструктуру экономического объекта и достигать его цели деятельности с большей эффективностью.

Сформулируем следующие  определения отдельных категорий инновационного менеджмента.

Новшество - это результат  фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности последней.

Новшества могут оформляться  в виде изобретений, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный  продукт или технологию, ноу-хау, научных подходов и принципов, результатов  маркетинговых исследований и т.д.

Главное - внедрить новшество, превратить его в форму инновации, то есть завершить инновационную  деятельность и получить положительный  результат, а затем продолжить диффузию инновации.

Нововведение - сложный комплекс различных видов деятельности, начиная  с возникновения идеи и последующих  стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления итогового образца, анализа  рынка сбыта и до поступления новой продукции в сферу сбыта.

Инновация - это результат  внедрения нововведения с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Так  инновации выступают результатом инновационной деятельности.

Для полного представления  инновационной деятельности следует  развернуть определение этого понятия по нескольким аспектам: во-первых, это процесс взаимосвязанного поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;

 

во-вторых, это использование  комплекса элементов, составляющий инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области высококвалифицированных  научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера  на базе широкого использования существующего  производственного потенциала, управленческого  персонала, а также меры организационного, социального, экологического, правового  плана, обеспечивающую реальную заинтересованность работников различных категорий  в масштабах и результатах  инновационной деятельности предприятия.

Информация о работе Экономическая интеграция