Экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:21, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современные условия жизни и функционирования рынка, а также предприятий в конкурентной среде, ведут к использованию эффективных методов управления, что уже подразумевает под собой внедрение определенной системы инноваций в системе менеджмента.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цель и задачи менеджера в инновационной сфере.
2. Категории инновационного менеджмента, их роль во внутрифирменном планировании инновационной деятельности
3. Профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций
4. Модели менеджеров в инновационной сфере
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.39 Кб (Скачать)

Инновационная деятельность направлена на практическое использование  научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или  улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных  товарах или услугах с последующим  внедрением и эффективной реализацией  на внутреннем и зарубежных рынках. В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения, образующие сферу инновационной деятельности.

Управление инновационной  деятельностью большинства предприятий  реального сектора экономики  ориентируется на достижение будущих  результатов непосредственно через инновационный процесс.

Инновационный процесс - процесс  преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает  от идеи конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Инновационный процесс не заканчивается внедрением инновации, то есть первым появлением на рынке нового продукта или услуги, так как по мере распространения новшество совершенствуется и делается более эффективным.

Управление инновациями  охватывает совокупность шагов (циклов управления) от формирования научно-технической  идеи и до ее реализации на коммерческой основе. Период времени, охватывающий отдельные подциклы, стадии (этапы), которые проходит любое нововведение от момента зарождения идеи, создания, распространения новшества до его исполнения, называется инновационным циклом.

Эффективность протекания инновационных  процессов зависит от многих факторов, в том числе: качества и полноты  управления; слаженности работы каждого  отдельного звена в системе управления; информационно-методического обеспечения  и др. И лишь при полном взаимодействии всех перечисленных элементов системы  управления инновациями может быть обеспечена целостность и непрерывность  данного процесса, сокращение сроков получения и освоения научно-технических результатов.

Организация управления инновационной  деятельностью связывает в единую систему все указанные выше элементы процесса управления и должна формироваться  уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном  процессе. Возможность создания и  развития эффективных систем управления инновационной

деятельностью на предприятии  зависит от многих факторов, таких  как сложившийся ранее уровень  развития производства, состояние механизма  и системы управления в целом, тип и ориентация организационной  системы управления, тенденции хозяйственной и инновационной политики и пр.

При определении возможных  подходов к процессам управления вначале следует оценить практический задел предприятия в области  производства конкретных продуктов, научно-технический  потенциал, а затем - выявит специфику  наиболее важных аспектов его инновационной  деятельности. Это поможет в решении  такой важной задачи, как обеспечение  рационального межфункционального взаимодействия всех подразделений предприятия в осуществлении инновационной деятельности.

В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые  могут рассматриваться как некоторый  обобщенный принцип осуществления  управления инновационной деятельностью. Данные подходы реализуются в  виде следующей совокупности этапов:

  • разработка концепции нового продукта;
  • разработка целесообразных альтернатив;
  • испытание альтернативных вариантов;
  • выбор наилучшего варианта;
  • оценка связанного с ним риска;
  • переопределение целей и повтор анализа описанной схемы, если получена негативная оценка риска;
  • реализация проекта;
  • продвижение нового продукта на рынок.

Управление инновационной  деятельностью должно быть нацелено в первую очередь на обеспечение  роста инновационной активности предприятий. В связи с этим своевременное  решение методологических и практических проблем управления инновациями  применительно к каждому конкретному  предприятию является одной из наиболее важных предпосылок эффективного управления инновациями.

Готовность и способность  того или иного инновационного процесса осуществить впервые и воспроизвести  нововведение характеризует его  инновационный потенциал.

Инновационный потенциал (государства, отрасли, предприятия) представляет собой  совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, научно-технические и  другие ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности. Показателем инновационного потенциала является уровень инновационной активности.

Инновационная активность - наиболее гибкий индикатор состояния  и конкурентоспособности экономики. Когда эта активность угасает, национальное хозяйство региона теряет позиции  на рынках, быстро стареет производство, разрастаются инвестиционный, технологический  и экономический кризисы. Инновационная  активность предприятия оценивается  тремя основными характеристиками:

  • наличием завершенных инноваций;
  • степенью участия предприятия в разработке инноваций;
  • наличием на предприятии специализированных подразделений, выполняющих исследования и разработки.

Инновационная стратегия  промышленных предприятий, занимающихся данной деятельностью на современном  этапе, ориентируется на освоение инноваций, позволяющее перейти к новой  технологической структуре производства и обеспечить конкурентоспособность  инновационно-активных предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Стратегия инновационной деятельности промышленных предприятий предусматривает меры по повышению эффективности, перечень индикаторов и участников реализации, то есть предприятий, занимающихся инновационным предпринимательством.

Под инновационным предпринимательством понимается разновидность предпринимательской  деятельности, направленной на создание и комплексное использование  нововведений, способствующих в условиях повышенного риска инвестированию получению прибыли и увеличению научно-технического потенциала за счет развития пионерных производств, трансферта технологий двойного назначения, повышения  конкурентоспособности продукции.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции и развитой инфраструктуры.

В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, охватывающие весь цикл осуществления инновационной  деятельности, начиная с генерации  новых научно-технических идей и  их обработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга систем и соответствующих  им организационных элементов. Примерами  элементам такой инфраструктуры являются инновационные центры, технопарки, инкубаторы и др.

Делая общий вывод по данной главе необходимо сказать, что несмотря на то, что инновационный менеджмент - явление для Беларуси сравнительно новое, он довольно быстро начинает внедряться предприятиями в работу. Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем. Так, инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение продукции с новым положительным качеством различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого, экологического и т.д.). Для того, чтобы оперировать возможностями инновационного менеджмента, правильно их использовать необходимо знать его отдельные категории:

  • новшество;
  • нововведение;
  • инновация;
  • инновационный процесс;
  • инновационный потенциал;
  • инновационная активность;
  • инновационная стратегия;
  • инновационное предпринимательство;
  • инновационная сфера.

Таким образом, на сегодняшний  день предприятия больше и чаще используют возможности внедрения инновации, опираясь на исследования и познания в сфере инновационного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций

Труд менеджеров-инноваторов имеет творческий характер, нуждается в разнообразных знаниях, склонности к аналитической деятельности, умению концентрироваться в определенное время на очерченных проблемах. Поскольку основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы есть знание современной научной парадигмы относительно информационной технологии, морально-этических, экологических и социальных проблем. Как подчеркивает академик В. Фортов «наука должена руководствоваться моральными законами».

В инновационном менеджменте [92, 133] различают три категории требований к профессиональной компетенции менеджера-инноватора:

  • знание теории и практики в сфере управления;
  • коммуникабельность и умение работать с людьми;
  • компетентность в отрасли специализации инновационного процесса или инновационного предприятия.

 Первая категория требований  предусматривает наличие у менеджеров  специальной подготовки в отрасли  теории управления, знаний основ  современной, макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих  решений, умения применять экономико-математические методы и модели для оптимизации инновационных решений. Необходимые теоретические знания в области менеджмента приобретаются в системе специального профессионального образования. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми требуют  от менеджера, адекватно ситуациям, оптимально взаимодействовать с  коллегами, подчиненными, высшими руководителями, с целью достижения целей инновационной  деятельности; объективно оценивать  эффективность работы каждого субъекта и коллектива в целом. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в большой мере зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятии.

Требования, связанные с  компетентностью менеджера, предусматривают  наличие знаний по вопросам технологии инновационных процессов, теоретических  и практических аспектов осуществляемых инноваций, их влияния, на состояние  развития как фирмы, так и общества, в целом, экологию региона. Это нуждается от менеджера в определенной ответственности за разработку инновационных процессов, внедрения инноваций.

Пополнение профессиональных знаний осуществляется в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих  работников. Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой системой разделения труда и специализации управленческих кадров.

В структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. с закреплением за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных планово-диспетчерских служб и стратегического управления. Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых инноваций, масштабной инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий, принимаемых на каждом уровне управленческих решений, возрастают по мере перехода от низшего менеджмента к высшему. Высший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (производству, сбыту и т.п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений и административных органов и включает до 60% всей численности менеджмента на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п. Характер решений менеджера зависит от разновидности инновационной сферы его деятельности, а также от предметной области функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций менеджера в инновационной сфере существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации в соответствии со схемой. Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции целеполагания, стратегического планирования и системной организации инноваций.

Информация о работе Экономическая интеграция