Экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:21, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современные условия жизни и функционирования рынка, а также предприятий в конкурентной среде, ведут к использованию эффективных методов управления, что уже подразумевает под собой внедрение определенной системы инноваций в системе менеджмента.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цель и задачи менеджера в инновационной сфере.
2. Категории инновационного менеджмента, их роль во внутрифирменном планировании инновационной деятельности
3. Профессиональные требования к менеджерам, работающим в области инноваций
4. Модели менеджеров в инновационной сфере
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.39 Кб (Скачать)

Менеджеру необходимо уметь  определять области применения научно-технических  идей и разработок, оценивать коммерческий потенциал разработок и технологий инновационного проекта, определять стратегию  защиты интеллектуальной собственности, то есть владеть рядом специфических  навыков управленческой деятельности.

 

 

 

4. Модели менеджеров  в инновационной сфере

Различают таких типичных носителей ролевых функций в процессе нововведений, как антрепренер, интрапренер, информационный вратарь, администратор, свободный сотрудник.

Антрепренер — ключевая фигура инновационного управления. Это энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, не боится повышенного риска и неопределенности, способный к поиску нестандартных решений. Для антрепренера характерные личные качества: интуиция, инициативность, решительность, высокая активность, коллегиальность.

 Антрепренер ориентируется на решение заданий внешнего характера: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы из внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды. Поэтому антрепренер занимает почти всегда руководящие должности подразделов из создания новой продукции, нового проекта, новой технологии, руководителя инновационного предприятия.

Интрапренер  - это специалист и руководитель, ориентированный на решение внутренних инновационных проблем. Его задание — организация поиска идей, используя, например, метод «мозгового штурма», создание атмосферы творчества, привлечения сотрудников, к инновационному процессу. Интерапренеры, как правило, творческие личности с разносторонними знаниями и широким кругом интересов. Человек, который стремится создать процветающее предприятие, должен также обладать чертами вдохновенного лидера, быть личностью, одержимой большими замыслами. Среди многих существующих определений руководителя есть одно, которое, на наш взгляд, наилучшим образом характеризует лидерство интрапренера: «Лидер подобен садовнику. Если вы хотите помидор, вы берете семя, опускаете его в плодородную почву, заботливо поливаете его и нежно ухаживаете за ним. Вы не производите помидоры, вы выращиваете их». Мартин Лютер Кинг говорил: «У меня есть мечта», — и тысячи людей следовали за ним, несмотря на неимоверные препятствия. Итак, чтобы создать новое предприятие, которое будет иметь успех, руководитель-интрапренер должен иметь мечту и работать ради ее достижения, невзирая ни на какие препятствия и воодушевляя своей мечтой окружающих.

Далее, интрапренер должен проявлять гибкость и быть способным разрабатывать альтернативные управленческие решения. Интрапренер не отвергает апробированные варианты решений, но он склонен к игре и непредсказуем. Делая вызов устоям и принципам корпорации, интрапренер имеет шанс создать что-то новое. Интрапренер должен поощрять работу в команде, состоящей из специалистов разных профилей. Такой подход противоречит теории и практике администрирования, которая преподается в большинстве школ бизнеса и находит воплощение в устоявшихся корпоративных структурах. При создании любой компании требуется привлечение широкого круга специалистов по таким направлениям, как проект-но-конструкторские работы, производство, маркетинг и финансы. Для того чтобы обеспечить успешную работу этих направлений в новом предприятии, обычно необходимо отойти от устоявшегося подхода к жесткому делению на подразделения и к системе отчетности. Кроме того, важно устранить возникающие при этом несогласования и неувязки, а для этого интрапренеру необходимо быть искусным дипломатом.

Подбирая хорошую команду  для создания чего-либо нового, необходимо поощрять открытый обмен мнениями. Многие менеджеры из корпораций забыли о том, насколько полезны свободные  и широкие дискуссии, и о том, что в спорах рождается истина. Вместо этого они попусту тратят время, воздвигая барьеры на пути проникновения новых идей в святая святых их корпоративных империй. Успех нового предприятия, ориентированного на интрапренерство, может быть обеспечен только при условии, что команда людей ощущает себя вправе не соглашаться и не принимать идею до тех пор, пока не будет выработано наиболее приемлемое решение. Степень открытости, которая достигается в компании, напрямую зависит от степени открытости самого интрапренера.

Открытость позволяет  сформировать сильную группу единомышленников и вдохновителей. Интрапренер должен поощрять и оказывать всяческую поддержку каждому члену команды, особенно если он испытывает затруднения. Такая поддержка имеет принципиальное значение, поскольку традиционные стимулы в виде возможностей продвижения по службе или гарантий занятости не срабатывают при создании нового предприятия. Хороший интрапренер добивается того, чтобы каждый участник чувствовал себя героем.

Наконец, о последнем, но не менее важном — о целеустремленности. Как известно, на пути создания нового предприятия стоит немало препятствий, подстерегают разочарования и неудачи. И только благодаря целеустремленности интрапренера возможно все это преодолеть и добиться коммерческого успеха.

Информационный  вратарь - специалисты из аккумулирования информации, контролируют потоки научно-технической, коммерческой, специализированной информации. Они должны иметь широкое образование, умение накапливать и распространять новейшие знания и передовой опыт, подпитывать информацией творческий поиск на разных этапах создания инновации или проведения организационно экономических изменений на предприятии.

Зарубежные специалисты  в группу «вратарей» советников относят:

  • пропонентов, т.е. лиц, которые непосредственно предлагают выбор специфических товаров и услуг (учителя, врачи, архитекторы, инженеры). Они, как правило, навязывают другим свой собственный выбор как специалисты;
  • собственно советников, которые не навязывают своего выбора, но их рекомендации как профессионалов и знатоков большое значение для других. Такими советниками могут быть торговые посредники;
  • лидеров, которых пытаются подражать или благодаря их социальному статусу (влиятельные лица, «звезды»), или потому, что хотят войти в той социальной группы, которую эти лидеры представляют;

Администратор – координирует и контролирует реализацию инновационных программ или проектов. Должен способности оценивать эффективность работы, внедрения нововведений. Склонный к активному поведению. Это — выдержка, воля, мобилизация сил, эмоциональная зрелость.

Свободный сотрудник –  статус новатора. Это люди творческие, мечтатели «диваки» и гении. Свободный сотрудник имеет полную свободу действий для генерации идей из разных направлений деятельности фирмы. Его главное задание — «потрясти» систему организации фирмы новыми идеями независимо от конкретных проблем.

Инновационные менеджеры  принадлежат к креативным менеджерам, то есть менеджеров исследовательского типа. Их особенность — это усиленное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем. С этой точки зрения выделяются такие общие черты инновационных менеджеров:

  • Проблемное виденье мира, способность распознавать проблемы там, где для других все понятно.
  • Умение превентивно, то есть предварительно ставить проблемы (когда они еще только зарождаются).
  • Умение воспринимать, понимать и использовать взгляды, которые отличаются от личных или противоположные им, то есть антиномичность.
  • Развитая психологическая саморегуляция, которая определяет отношение к проблемам и их оценке.
  • Способность к имитации функций разных членов коллектива.
  • Инновационность мышления, способность выйти за пределы формального, традиционного, привычного.
  • Атрактивность — способность притягивать людей к совместной деятельности, прибегая к средствам административного или материального принуждения.
  • Способность делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
  • Способность быстро психологически адаптироваться к изменениям условий деятельности или к решению принципиально новых заданий.
  • Способность к латентному (скрытого) руководству, которое предусматривает привлечение людей к деятельности не на формальной субординационной основе, а путем коммуникационного взаимодействия.

Все эти черты существуют не каждая сама по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в  системе взаимодействия. Менеджеры  инновационной сферы создают  управленческую подсистему (субъект  управления), которая с помощью  разных методов неординарного мышления и приемов осуществляет целеустремленное функционирование объекта управления. Методы охватывают также разработку стратегии и тактики управления и специфические организационные формы их осуществления.

Стратегия означает общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому методу отвечает определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Приемы — это средства влияния управляющей подсистемы на объект управления (инновации, инновационный процесс, реализация инноваций).

 Методы и приемы  инновационного управления —  это система правил и процедур  выполнения разных заданий инновационной  деятельности, которые используются  с целью разработки и принятия  рациональных управленческих решений.

 Передовой опыт ведущих  фирм мира, которые успешно осуществляют  инновационную деятельность, дают  возможность сформировать достаточно  общий круг управленческих заданий  инновационного менеджера. Это:

  • создание и стимулирование инновационного климата на предприятии;
  • развитие творческого мышления, творческой активности разработчиков инноваций;
  • создание гибких организационных структур;
  • подготовка выбранных сегментов рынка к инновационному продукту;
  • обеспечение эффективности и экономичности инновационных процессов;
  • подготовка производства и продвижение на рынки инновационного продукта.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение необходимо сказать, что тема данного реферата является и будет продолжать являться весьма актуальной, потому как – в инновационной среде постоянно происходят различные изменения, которые надо не только изучить не только с точки зрения науки, но и с точки зрения практического применения, а это, в свою очередь, означает, что появятся новые типы комбинаций организационных структур, их функционирование в новых условиях, и значит – новая система производства и управления. Таким образом, данный реферат может быть использована не только для изучения материала по инновационному менеджменту, но и может быть применена для практической деятельности в сфере предпринимательства.

 

 


Информация о работе Экономическая интеграция