Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;

- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;

- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.

Оглавление

Введение

1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции

1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

2. Экономическая интеграция в Западной Европе

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2007.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 2007 

Введение

1. Теоретические  концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

1.1 Понятие, объективная  необходимость и историческая  неизбежность международной экономической  интеграции

1.2 Основные условия  и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

1.3 Основные теоретические  концепции и школы международной  экономической интеграции

2. Экономическая  интеграция в Западной Европе

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления

3. Современные  проблемы и перспективы развития  ЕС

Заключение

Список использованных источников

 

      Введение 

     Исторически интеграционные процессы наиболее четко  проявились в Западной Европе –  своеобразной «лаборатории» моделей  и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

     Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров («Триаду») глобальной системы рыночной экономики. На начало 2007 года население ЕС составило 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

     Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурными  темпами. Отношения, первоначально  установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из 27 стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.

     Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы  создать благоприятные условия  для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

     Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность  и суверенитет. Вместе с тем, некоторую  часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается «Единая Европа». В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.

     В настоящее время система международных экономических отношений в рамках ЕС претерпевает значительные изменения, связанные с обострением глобальных противоречий мировой экономики и противоречий внутреннего развития, ускорением процессов интернационализации хозяйственных связей, совершенствованием систем управления на макро и микроуровнях, появлением новых социально-экономических проблем развития мировых и национальных рынков, что подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

     Задачи курсовой  работы:

     - охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;

     - рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;

     - определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

     Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.

     В первой части рассматриваются теоретические  концепции международной экономической  интеграции, определяется её понятие, необходимость и историческая неизбежность, основные условия и предпосылки, а также основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции.

     Во  второй части характеризуется экономическая  интеграция в Западной Европе: сущность и причины возникновения ЕС, этапы интеграции и механизм её осуществления.

     В третьей части определяются современные  проблемы и перспективы развития ЕС.

     Теоретической и методологической основой работы послужили работы отечественных  и зарубежных авторов, тематические материалы периодических изданий, а также информационные источники сети Интернет.

 

      1. Теоретические  концепции и объективные  предпосылки международной экономической интеграции

     1.1 Понятие, объективная  необходимость и  историческая неизбежность  международной экономической интеграции

 

     В условиях интернационализации мировой  экономики растет зависимость развития каждой национальной экономики от внешних  факторов. Это подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. Очевидно, это проистекает из того, что внешнеэкономические факторы смягчают (или даже устраняют) часть противоречий в национальных экономиках, позволяя более рационально сочетать внутренние и внешние возможности для эффективного хозяйствования и экономического развития.

     Последнее ведет к углублению международного разделения труда (МРТ) и усилению взаимозависимости  национальных экономик, выходящих за пределы своих национальных территориальных  границ и становящихся все более открытыми. Как следствие формируются разнообразные и устойчивые хозяйственные связи (прежде всего производственные, финансовые, внешнеторговые и т.д.), которые выводят воспроизводственный процесс за пределы национальной экономики и в результате переплетения с факторами производства других экономик, позволяют повысить их экономическую эффективность.

     Этот  процесс протекает в условиях рынка, само существование которого предполагает наличие конкуренции, постоянное обновление конкурентообразующих факторов и обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта, источники сырья и другие факторы и условия производства. В результате появляются новые формы хозяйствования, позволяющие превратить реальных и потенциальных конкурентов на современном рынке в партнеров, с которыми можно согласовывать меры по реализации экономических и социальных программ, решать задачи, которые невозможно выполнить в полном объеме без объединения, интеграции усилий и ресурсов нескольких стран.

     Подобное  объединение происходит на уровне предприятий (фирм, корпораций и т.д.) - фирменная интеграция, и на уровне государств – международная (межгосударственная) экономическая интеграция (МЭИ). В отдельных источниках ее называют региональной экономической интеграцией (РЭИ), что является по смыслу синонимом МЭИ. Таким образом, в самом общем смысле МЭИ – объединение государств.

     В подходах к определению понятия  «МЭИ» существуют различия. Одна группа авторов [11,с.11,16,575] определяет МЭИ как процесс сближения, взаимопроникновения, сращивания национальных экономик в рамках интеграционных группировок в общих территориальных границах объединившихся государств. Другая группа авторов рассматривает интеграцию как создание единой многонациональной экономики с единым воспроизводственным процессом взамен национальных экономик, т.е. как результат процесса [10,с.257]. Третьи считают, что интеграцию надо рассматривать в двух аспектах: как экономическую категорию и как процесс [12,с.572].

     Представляется, что последний подход наиболее продуктивен. Однако, рассматривать интеграцию следует не как процесс сближения, сращивания и т.д., а как процесс создания государством условий для повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет их сближения, взаимодействия, сращивания. Справедливость такого подхода доказывается эволюцией форм интеграции, которая будет рассмотрена ниже.

     Как экономическая категория МЭИ  – это «особого рода международные  экономические отношения региональной экономической группировки и  каждого ее участника между собой  и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера внутри национальных экономик, между национальными экономиками и интеграционной группировкой, и, наконец, между национальными экономиками, группировкой в целом и третьими странами» [24,с.7].

     Однако, и этот предложенный подход к определению  МЭИ как экономической категории  возможно не бесспорный, тем более  что, как отмечает Р.И. Хасбулатов: «… международная экономическая интеграция как экономическая категория все еще имеет довольно абстрактный характер, так как нигде в мире не достигнуто полной интеграции…» [25,с.502], предполагающей образование единого хозяйственного комплекса (ЕХК).

     Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

     Первой  и простейшей формой интеграции считаются  зоны свободной торговли (ЗСТ). Государства  образуют их для того, чтобы расширить рынки товаров, капиталов, рабочей силы за счет либерализации их перемещения на территории вошедших в зону государств, в частности, во внешней торговле снимаются таможенные формальности и таможенные пошлины. Однако это касается только товаров, произведенных на территории ЗСТ. По отношению к товарам третьих стран каждый из участников ЗСТ осуществляет самостоятельную внешнеторговую политику. Именно поэтому таможенные границы между участниками объединения сохраняются (НАФТА, ЛАИ) [3,с.18].

     Вторая  форма МЭИ – таможенный союз (ТС). В ТС государства проводят общую  внешнеторговую политику, а также  политику движения капитала и рабочей  силы по отношению к третьим странам, что позволяет им снять таможенные границы между собой. В результате формируется относительно единое экономическое пространство. В его пределах развертывается более свободная конкуренция, складывается более эффективная территориальная и отраслевая структура разделения труда. Единый внутренний тариф заменяется согласованным внешним тарифом (Андская группа, ЦАОР, Кариком и др.).

     Все участники получают выигрыш в  виде роста производительности труда, экономию на масштабах производства и на ликвидации таможенных издержек и иного контроля над внешнеэкономическими связями. Партнеры по региональной интеграционной экономической группировке (РЭГ) могут выступать на международной арене как единый блок. В структуре производства и потребления наступают прогрессивные изменения. В ТС коллективно регламентируются товарные потоки, результирующие цены, переориентируются ресурсы с учетом эффективности их использования в соответствии с классической теорией сравнительных преимуществ. При данной форме интеграции уже появляется необходимость в создании межгосударственных органов, которым передается часть внешнеэкономического суверенитета во внешнеэкономической политике, пересматривается промышленная политика в каждой стране, координируется развитие отдельных отраслей на макроэкономическом уровне. Соответственно происходят более или менее существенные изъятия из национального суверенитета [27,с.40].

     Ассоциация  государств – наиболее диверсифицированная  по сферам и отраслям по сравнению  с ЗСТ и ТС форма межгосударственной интеграции. Примером такой региональной группировки может служить АСЕАН. Здесь в области промышленности реализуются совместные международные проекты и создаются средние по размеру отрасли, в которых 60% собственности концентрируется страной-хозяйкой, а 40% - остальными членами АСЕАН. По подобному проекту были построены заводы минеральных удобрений в Индонезии и Малайзии. В АСЕАН создаются СП, причем произведенная на них продукция при ее экспорте попадает под льготные пошлины. В рамках АСЕАН нет ЗСТ, но предпринимаются коллективные усилия по снижению тарифов [24,с.9].

     Общий рынок (экономический союз - ЭС) – еще одна форма МЭИ. Она предполагает устранение всех скрытых барьеров на пути движения товара, капитала, рабочей силы, инфляции, которые неизбежно возникают в связи с различиями в структуре национального производства и в механизмах реализации национальной экономической политики. На данной стадии интеграции происходит унификация налогового, финансового, трудового законодательства всех стран-участниц. Как показывает международный опыт создание общего рынка – процесс весьма длительный и не заканчивается, а только начинается с его провозглашением. Его цель состоит в том, чтобы унифицировать рынок, гармонизировать систему норм и стандартов в производстве товаров, создать общие правила регулирования рынка и выработки совместной промышленной, налоговой политики, позволяющие сблизить экономики и обеспечить их взаимопроникновение и сращивание.

Информация о работе Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции