Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;
- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;
- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.
Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.
Введение
1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции
1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции
1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции
1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции
2. Экономическая интеграция в Западной Европе
2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции
2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления
3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС
Заключение
Список использованных источников
В толковании главных категорий, характеризующих интеграционный процесс, традиционно существуют разные подходы. Это проистекает из сложности, неоднозначности самого предмета изучения и усугубляется идеологическими причинами, а также конкретными задачами, которые ставит перед собой исследователь.
Многообразие взглядов и трактовок интеграционного процесса, интеграции в целом и отдельных его категорий, элементов, взаимосвязей в специальной литературе объединяют в ряд направлений (школ): неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. В основном они представляют собой осмысление и систематизацию конкретных путей и форм развития интеграционных образований, как правило, на примере практики европейской интеграции, а также методы согласования различных областей хозяйственной, социальной и внешней политики, механизмы взаимодействия стран и субъектов хозяйствования и разногласия между ними.
Представители раннего неолиберализма (1950-1960 гг.) — швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей [5,с.316].
Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого - американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие [5,с.317].
Представители структурализма - шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого - американский экономист Ричард Купер и др. - в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый - интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй - интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон [3,с.417].
Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном [5,с.317].
Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран [26,с.3].
Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени - кредитно-финансовая. Ю.В. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем [27,с.18].
В
настоящее время в связи с
расширением ЕС за счет вступления
в него новых стран разработан
ряд моделей дальнейшего
Модель
«дифференцированной
Итак, МЭИ – это особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера. Формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); ассоциация государств; общий рынок (экономический союз - ЭС). В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.
Эффективность МЭИ зависит от выполнения следующих условий: относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции.
Основные теоретические
2. Экономическая интеграция в Западной Европе
Идея
европейской экономической
Это
предложение оставило глубокий след
в истории европейской
В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в силу 1 ноября 1960 г после ратификации парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным перемещением между его участниками товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза как единого целого в области внешнеэкономических связей. Позднее страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС [24,с.32].
Западная Европа после II Мировой войны оказалась экономически разрушенной и политически раздробленной. Она утратила свои позиции мирового лидера. Ее место на мировой арене оказалось занятым новыми сверхдержавами – США и СССР, каждая из которых обладала значительно большей военной, политической и экономической мощью, чем все европейские государства вместе взятые. Возникла необходимость противостояния как советскому политическому давлению, так и финансово-экономической экспансии США. Первой такую необходимость осознала Франция. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман озвучил декларацию об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную им совместно с экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена прежде всего к Германии. В ней доказывалось, что сотрудничество двух стран в области производства и сбыта стали нормализует франко-германские отношения, включит ФРГ в европейскую экономику как суверенное государство. В то же время сотрудничество Франции и Германии будут лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Р. Шуман и Ж. Монне предложили объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ в рамках одной организации, открытой для любой другой европейской страны, под эгидой совместного руководящего органа. Это предложение было реализовано в 1951 г. Парижским Договором, установившим ЕОУС в составе шести стран: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Успех Договора воодушевил его участников на расширение сферы деятельности. В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они были нацелены на создание таможенного союза и устранение торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие использования ядерной энергии в мирных целях [24,с.33].
В
1967 г. произошло слияние
Европейские интеграционные структуры (ЕОУС и Евратом) первоначально создавались как противовес двум мировым сверхдержавам, как некая «третья сила» в мировом сообществе, т.е. доминирующими были политические мотивы. Однако, несмотря на их безусловную важность, неверно игнорировать экономические предпосылки интеграции. Ее экономические корни уходят в глубокое прошлое, но новое современное значение процесс интеграции приобрел после промышленной революции, которая обеспечила ей прочную техническую основу и беспрецедентные темпы. Развитие промышленности обусловило углубление международного разделения труда между странами Европы, усилило их производственную специализацию. Механизация стала основой для распространения массового индустриального производства, что, в свою очередь, требовало расширения рынков сбыта и поисков новых источников сырья и энергоресурсов за пределами своих стран. Это неизбежно выводило национальный воспроизводственный процесс за территориальные границы государств. Таким образом, национальные хозяйства Западной Европы становились все более связанными с внешним миром и все более проникали в него. Так, если совокупная внешнеторговая квота европейских стран в 1830 г. не превышала в среднем 4,5%, то в настоящее время она существенно выше 25% [24,с.35].