Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;

- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;

- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Структура курсовой работы состоит из трех частей и заключения.

Оглавление

Введение

1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

1.1 Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции

1.2 Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции

1.3 Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

2. Экономическая интеграция в Западной Европе

2.1 Сущность и причины западноевропейской интеграции

2.2 Этапы интеграции и механизм её осуществления

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2007.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     * - с учетом объединения Германии 

     Анализ  приведенных данных свидетельствует, что в результате расширения Сообщество приобретает преимущественно земельные  и людские ресурсы. Прибавив к населению ЕС 29%, страны, принятые в ЕС в 2004г. увеличивают ВВП лишь на 4% (это гораздо меньше, чем при всех предыдущих расширениях). Одновременно снижаются показатели экономического развития Сообщества в целом: ВВП на душу населения – на 16%. Это почти в 5 раз большее снижение, чем при предыдущих расширениях. Однако благодаря расширениям ЕС становится все более крупным и могущественным субъектом мировой экономики.

     В 2007 году членами Европейского Союза  становятся Болгария и Румыния, то есть на данный момент в число участников ЕС входит 27 европейских стран.

     Итак, важнейшими факторами европейской  интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей. Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

     Этапы интеграции: 1945-1950 гг. – подготовительный этап (разработка различных проектов объединения Западной Европы, уточнение позиций заинтересованных сторон и осуществление поиска взаимоприемлемых вариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевой интеграции»); 1958-1985 гг. – второй этап (создание таможенного союза, введение в действие Европейской валютной системы и формирование условий для создания общего рынка); 1985-1992 гг. – третий этап (завершающий строительство общего рынка); 1992-2000 гг. – четвертый этап (создание единого экономического, валютного и политического союза); с 2001 г. – современный этап (переход к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

 

      3. Современные проблемы  и перспективы  развития ЕС 

     Европа  станет самым конкурентоспособным  уголком мира к 2010 году»,– такая  цель была поставлена членами ЕС в  Лиссабоне в 2000 году [22], однако, на сегодняшний день (2007 г.) становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

     Кроме того, одна из основных проблем, с которой  вплотную столкнула Европа это –  старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям.

     Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [14,с.38].

     Сталкиваясь с проблемами старения населения  Европы и усиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия  и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

     Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

     - завершить создание общего рынка  в тех областях, которые могут  обеспечить реальный рост и  занятость и имеют непосредственное  отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

     - создать открытые и конкурирующие  рынки как внутри, так и вне  Европы: переправить помощь государств  в сектора с более высоким  потенциалом роста, создать благоприятную  деловую среду для малого и  среднего бизнеса, обеспечить  допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

     - усовершенствовать общеевропейское  и национальное законодательство  с целью уменьшения бремени  административных расходов;

     - расширить и усовершенствовать  европейскую инфраструктуру;

     - продолжить разрабатывать общий  патент Европейского Сообщества  и двигаться вперед к созданию  консолидированной базы налога  на корпорации.

     Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:

     - добиться выделения 3% ВВП на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

     - развивать внедрение информационных  и коммуникационных технологий (ICT);

     - способствовать развитию инновационных  центров, объединяющих региональные  центры, университеты и бизнес;

     - поддерживать экологические инновации в области энергосбережения и снижения уровня вредных выбросов;

     - поддерживать Европейские технологические  инициативы благодаря совместной  деятельности государства и частных  лиц;

     - содействовать созданию прочной  промышленной базы Европы посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний;

     - создать Европейский технологический  институт для привлечения в  Европу лучших умов, идей и  производств. 

     Для увеличения и улучшения структуры  занятости рекомендуется:

     - привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты;

     - увеличить способность рабочих  и предприятий к адаптации  к новым условиям и улучшить  гибкость рынков труда в результате  устранения препятствий перемещению рабочей силы;

     - больше инвестировать в человеческий  капитал посредством улучшения  образования и повышения профессиональной  квалификации путем реформирования  Фонда структурных реформ ЕС  и Фонда сплочения ЕС.

     Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики [8]. Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран [14,с.39].

     Согласно  исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации  сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями  и производителями. Более того, это  позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4% [14,с.39].

     Несмотря  на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе  с Бельгией, Францией, Италией и  Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию  тем, что данная реформа чревата  падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза [22]. Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.

     Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе  являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

     Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический  рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем  усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

 

      Заключение 

     Итак, целью курсовой работы было поставлено изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.

     В первой части рассмотрены теоретические  концепции международной экономической интеграции, сделаны следующие выводы:

     - МЭИ – это особого рода международные  экономические отношения региональной  экономической группировки и  каждого ее участника между  собой и с третьими партнерами  по поводу производства, распределения,  обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера;

     - формы международной экономической  интеграции: зоны свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); ассоциация  государств; общий рынок (экономический  союз - ЭС);

     - в основе МЭИ лежит сложный  комплекс причин, связанных с  изменениями в развитии производительных  сил и сдвигами на мировой  экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены;

     - эффективность МЭИ зависит от  выполнения следующих условий:  относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции;

     - основные теоретические концепции  МЭИ: неолиберализм, корпорационализм; структурализм; неокейнсианство и дирижизм; современные модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции».

     Во  второй части рассмотрена экономическая интеграция в Западной Европе, что позволяет констатировать следующее:

     - важнейшими факторами европейской  интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей;

Информация о работе Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции