Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение международной экономической интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных странах.
Задачи:
Исследовать международную интеграцию;
Рассмотреть этапы интеграции;
Изучить развитие интеграции в разных странах.

Оглавление

Введение
Сущность экономической интеграции
Этапы экономической интеграции
Формы экономической интеграции
Европейский союз
Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
Интеграционные процессы в Южной Америке
Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах
Интеграционная система развития СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конрольная работа по мировой экономике.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

Конрольная работа по мировой  экономике

                                                    Введение

1. Роль информационного потенциала в будущем мировой экономики.

2. Основные черты региональной экономической интеграции (НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС и др.).

  Содержание

 

Введение

  1. Сущность экономической интеграции
  2. Этапы экономической интеграции
  3. Формы экономической интеграции 
    1. Европейский союз
    2. Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
    3. Интеграционные процессы в Южной Америке
    4. Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах
    5. Интеграционная система развития СНГ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность темы предлагаемого  исследования заключается, в том, что  развитие интеграционных процессов  является важнейшей характеристикой  современного мирового хозяйства и  экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным  образом на торговле, экономическая  интеграция отличается дальнейшим углублением  всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Целью данной работы является изучение международной экономической  интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных странах.

Задачи:

  1. Исследовать международную интеграцию;
  2. Рассмотреть этапы интеграции;
  3. Изучить развитие интеграции в разных странах.

Предмет исследования - экономические  отношения, определяющие сущностные черты  и характер эволюции интеграционных процессов в ЕС и на постсоветском  пространстве в их сопоставлении.

Объект исследования - состояние, тенденции эволюции и направления  дальнейшего развития механизмов интеграции на постсоветском пространстве под  углом зрения интересов России и  с учетом исторического опыта  Евросоюза.

 

 

  1. Сущность экономической интеграции

 

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической  интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной  торговли усиливает конкуренцию  на внутреннем рынке между национальными  и зарубежными производителями  товаров, что, с Одной стороны, увеличивает  опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма – таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для  стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто  дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и  функционирование единой расчетной  денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван  обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей  и единым внешнеторговым тарифом  свободу передвижения капитала и  рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий  все указанные формы интеграции с проведением общей экономической  и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической  интеграции прошел все указанные этапы.

Факторы, определяющие интеграционные процессы

Экономическая интеграция имеет  в своей основе ряд объективных  факторов, среди которых важнейшее  место занимают:

• глобализация хозяйственной  жизни;

• углубление международного разделения труда;

• общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

• повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы  взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между  странами и особенно между их фирмами  на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации  хозяйственной жизни на такой  уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом  хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно  происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные  системы.

Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся  стран, расположенных в одном  регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически  сложившихся и достаточно прочных  экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов  и проблем, решение которых совместными  усилиями может быть значительно  эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в  Европейском союзе (EC).

Цели международной экономической  интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной  среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению  на рынок конкурентов из третьих  стран.

Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции - имеет целью создание на его  территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие экономической  интеграции несомненно имеет положительные  эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно -производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое  сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия  для фирм стран - участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны  фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке  труда, проводить научно-техническую  политику, что характерно для стран - членов ЕС.

 

 

 

2. Этапы экономической интеграции

 

Региональная экономическая  интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

  • зона свободной торговли,
  • таможенный союз,
  • общий рынок,
  • экономический союз и
  • политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические  барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного  блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы  выигрывают за счет повышения эффективности  деятельности фирм и понижения государственных  расходов на таможенный контроль.

 

Таблица 1. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ступени

Сущность

Примеры

1. Зона свободной торговли

Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1958–1968

ЕАСТ с 1960

НАФТА с 1988

МЕРКОСУР с 1991

2.Таможенный союз

Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран

ЕЭС в 1968–1986

МЕРКОСУР с 1996

3. Общий рынок

Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между  странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1987–1992

4. Экономический союз

Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте

ЕС с 1993

5. Политический союз

Проведение единой внешней  политики

Пока примеров нет


 

Сначала создается зона свободной  торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между  странами-участницами. Страны добровольно  отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в  отношениях с третьими странами они  выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние  тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей  двух тесно сотрудничающих стран, к  которым затем присоединяются новые  страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с  Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники  интеграционного блока переходят  к таможенному союзу. Теперь уже  унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика –  участники союза совместно устанавливают  единый тарифный барьер против третьих  стран. Когда таможенные тарифы в  отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран  вне зоны свободной торговли проникать  через ослабленную границу одной  из стран-участниц на рынки всех стран  экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать»  Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря  отсутствию внутренних пошлин, легко  перепродадут во Францию. Унификация внешних  тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать  на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного  интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации  внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это  усиливает экономическую взаимозависимость  стран – членов интеграционного  объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА  приближается к нему.

Информация о работе Международная экономическая интеграция