Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Предпосылки интеграции:

•близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран. Интеграция развивается, как правило, или между развитыми или развивающимися странами;
•географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений начались с соседних стран, имеющих общие транспортные коммуникации. В дальнейшем к интеграционному ядру подключились соседние государства;
•общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;
•демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов роста, снижение инфляции, рост благосостояния и занятости населения), что оказывает психологическое воздействие на другие страны;
•эффект домино. После того, как ряд стран континента становятся членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают затруднения, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в объединение друг на друга. Это приводит даже к сокращению торговли стран, остающихся за пределами интеграции.

Оглавление

1. Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции 3
2. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др. 6
3. Тесты 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

1. Сущность и виды (этапы)  международной экономической интеграции

 

     Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к  сближению хозяйственных механизмов в рамках межгосударственных соглашений и согласованно регулированный межгосударственными организациями.

     Предпосылки интеграции:

  • близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран. Интеграция развивается, как правило, или между развитыми или развивающимися странами;
  • географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений начались с соседних стран, имеющих общие транспортные коммуникации. В дальнейшем к интеграционному ядру подключились соседние государства;
  • общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;
  • демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов роста, снижение инфляции, рост благосостояния и занятости населения), что оказывает психологическое воздействие на другие страны;
  • эффект домино. После того, как ряд стран континента становятся членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают затруднения, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в объединение друг на друга. Это приводит даже к сокращению торговли стран, остающихся за пределами интеграции.

     Практически все интеграционные объединения ставят схожие задачи:

  • использование преимуществ крупного рынка. Емкий рынок позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые, как правило, идут активнее на рынки больших размеров;
  • создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных процессов является укрепление сотрудничества и взаимопонимания стран в политических, военных, социальных, культурных, а также внешнеэкономических областях. Для стран-соседей, имеющих схожие проблемы, добрососедские отношения, подкрепленные взаимными экономическими обязательствами являются важнейшим политическим приоритетом;
  • решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Согласованные выступления от этого блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в торговой политике;
  • содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие рыночные реформы во взаимодействии со странами более высокого рыночного уровня рассматриваются как важный канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции также реализуют свои интересы, ускоряя их рыночное реформы и создавая там полноценные емкие рынки;
  • поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционные объединения рассматриваются, как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

     Наибольшее  развитие интеграционные процессы получили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях группировок в них можно выделить общие черты и закономерности.

     1 этапом интеграции становится создание зоны свободной торговли, предусматривающей уже не просто снижение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

     В большинстве случаев условия зоны свободной торговли создаются для всех товаров, кроме с/х. На первом этапе интеграции могут создаваться специальные координирующие органы.

       2 этап интеграции – образование таможенного союза, когда используется общий таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

     Таможенный  союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю и полную свободу перемещения товаров и услуг внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой  системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.

       3 этап интеграции – создается общий рынок, который характеризуется не только свободой движения товаров и услуг, но и факторов производства, капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа факторов производства требует организационно гораздо более высокого уровня сближения и межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на основе работы межгосударственных комиссий по координации экономической политики. При этом в рамках интеграции создаются общие органы межгосударственного регулирования. В ЕС это Совет министров ЕС и секретариат ЕС.

       4 этап интеграции – интегрирование превращается в экономический союз, который наряду с уже перечисленными интеграционными мероприятиями, предусматривает координацию макроэкономической политики и выработку единой экономической политики по большинству направлений, унификацию законов в ключевых областях: валютной, бюджетной, денежной. При этом Правительства отказываются от части функций государственного национального регулирования в пользу наднационального. Часть государственного суверенитета уступается в пользу надгосударственных органов. В рамках ЕС это Комиссия.

     5 этап интеграции – создание политического союза, который предусматривает передачу национальными Правительствами большей части своих функций в отношениях с 3 странами над государственным органом. Например, в странах ЕС все их граждане – граждане ЕС. Здесь проводится единая оборонительная политика, существует Европейский суд и европейский парламент. Интеграция как объективный процесс развивается в разных группах стран. Особенно много интеграционных объединений среди развивающихся стран. На начало 2000 гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений, по сравнению с 5-6 в 80 гг., когда многие группировки стран фактически не работали и 18-20 – в 60-70 гг.

2. Важнейшие интеграционные  структуры современности:  ЕС, НАФТА, АТЭС  и др.

 

     Европейский союз ЕС образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

     Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает  создание политического, экономического и валютного союза (т. н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании, Ирландии) осуществляется единая денежно-кредитная политика.

     Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй Мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, до 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем.

     В своей эволюции ЕС прошел все формы  интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

     Цели  ЕС создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны.

     Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

     Совет министров ЕС – законодательный орган. Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу. На уровне отдельной страны министры подотчетны в той или иной степени своим национальным парламентам, однако решения, принятые ими в рамках Совета, не подлежат отмене.

     Европейский совет – высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

     Комиссия  ЕС – исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера деятельности обширна и разнообразна. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д., финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель – приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

       Европейский парламент – контролирующий  орган. Взаимодействует с советом  министров и КЕС, утверждает  бюджет.

     Европейских суд – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

     Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC)) – межправительственный форум азиатско-тихоокеанского региона (АТР), имеющий формально консультативный статус. В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, экономического и технического сотрудничества, в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. На форуме проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

     Форум создан в ноябре 1989 г. на 1-ой конференции  министров иностранных дел и  экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Канберре (Австралия).

     Членами АТЭС в настоящее время является 21 государство и территория: Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Россия, Вьетнам, Перу. В ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере (Канада) было принято решение заморозить расширение форума на 10 лет.

     На  страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Совокупный ВВП стран АТЭС превышает 18 трлн. долларов США.

     В АТЭС действует институт страны-председателя, обязанности которого в 2004 году выполняет Чили.

     Цель  АТЭС - поддержание экономического роста и развития стран-участниц форума, усиление положительного воздействия растущей экономической взаимосвязи стран АТР.

     Отличительной чертой АТЭС является его стремление к решению задач либерализации  в области торговли и инвестиций в тесной взаимосвязи с задачами обеспечения экономического развития и ускорения социальных преобразований.

     На  втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники АТЭС достигли договоренности ввести режим свободной торговли и инвестиций в АТР к 2010 году для развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран на основе мер по односторонней либерализации.

     В целом, все страны АТЭС поддерживают идею либерализации, но существуют различия в том, в какие сроки и на какую продукцию те или иные страны готовы сократить свои тарифы. На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей.

     Ключевым  моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

     В настоящий момент в АТЭС уделяется существенное внимание таким мировым процессам, как экономическая глобализация и создание информационного общества.

Информация о работе Международная экономическая интеграция