Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:23, контрольная работа
Предпосылки интеграции:
•близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран. Интеграция развивается, как правило, или между развитыми или развивающимися странами;
•географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений начались с соседних стран, имеющих общие транспортные коммуникации. В дальнейшем к интеграционному ядру подключились соседние государства;
•общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;
•демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов роста, снижение инфляции, рост благосостояния и занятости населения), что оказывает психологическое воздействие на другие страны;
•эффект домино. После того, как ряд стран континента становятся членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают затруднения, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в объединение друг на друга. Это приводит даже к сокращению торговли стран, остающихся за пределами интеграции.
1. Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции 3
2. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др. 6
3. Тесты 16
Список литературы 17
Содержание
Экономическая
интеграция – процесс экономического
взаимодействия стран, приводящий к
сближению хозяйственных
Предпосылки интеграции:
Практически все интеграционные объединения ставят схожие задачи:
Наибольшее развитие интеграционные процессы получили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях группировок в них можно выделить общие черты и закономерности.
1 этапом интеграции становится создание зоны свободной торговли, предусматривающей уже не просто снижение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
В большинстве случаев условия зоны свободной торговли создаются для всех товаров, кроме с/х. На первом этапе интеграции могут создаваться специальные координирующие органы.
2 этап интеграции – образование таможенного союза, когда используется общий таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю и полную свободу перемещения товаров и услуг внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.
3 этап интеграции – создается общий рынок, который характеризуется не только свободой движения товаров и услуг, но и факторов производства, капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа факторов производства требует организационно гораздо более высокого уровня сближения и межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на основе работы межгосударственных комиссий по координации экономической политики. При этом в рамках интеграции создаются общие органы межгосударственного регулирования. В ЕС это Совет министров ЕС и секретариат ЕС.
4 этап интеграции – интегрирование превращается в экономический союз, который наряду с уже перечисленными интеграционными мероприятиями, предусматривает координацию макроэкономической политики и выработку единой экономической политики по большинству направлений, унификацию законов в ключевых областях: валютной, бюджетной, денежной. При этом Правительства отказываются от части функций государственного национального регулирования в пользу наднационального. Часть государственного суверенитета уступается в пользу надгосударственных органов. В рамках ЕС это Комиссия.
5 этап интеграции – создание политического союза, который предусматривает передачу национальными Правительствами большей части своих функций в отношениях с 3 странами над государственным органом. Например, в странах ЕС все их граждане – граждане ЕС. Здесь проводится единая оборонительная политика, существует Европейский суд и европейский парламент. Интеграция как объективный процесс развивается в разных группах стран. Особенно много интеграционных объединений среди развивающихся стран. На начало 2000 гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений, по сравнению с 5-6 в 80 гг., когда многие группировки стран фактически не работали и 18-20 – в 60-70 гг.
Европейский союз ЕС образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.
Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании, Ирландии) осуществляется единая денежно-кредитная политика.
Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй Мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, до 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Цели ЕС создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны.
Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.
Совет министров ЕС – законодательный орган. Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу. На уровне отдельной страны министры подотчетны в той или иной степени своим национальным парламентам, однако решения, принятые ими в рамках Совета, не подлежат отмене.
Европейский совет – высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.
Комиссия ЕС – исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера деятельности обширна и разнообразна. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д., финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель – приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.
Европейский парламент –
Европейских суд – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC)) – межправительственный форум азиатско-тихоокеанского региона (АТР), имеющий формально консультативный статус. В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, экономического и технического сотрудничества, в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. На форуме проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Форум создан в ноябре 1989 г. на 1-ой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Канберре (Австралия).
Членами АТЭС в настоящее время является 21 государство и территория: Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Россия, Вьетнам, Перу. В ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере (Канада) было принято решение заморозить расширение форума на 10 лет.
На страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Совокупный ВВП стран АТЭС превышает 18 трлн. долларов США.
В АТЭС действует институт страны-председателя, обязанности которого в 2004 году выполняет Чили.
Цель АТЭС - поддержание экономического роста и развития стран-участниц форума, усиление положительного воздействия растущей экономической взаимосвязи стран АТР.
Отличительной чертой АТЭС является его стремление к решению задач либерализации в области торговли и инвестиций в тесной взаимосвязи с задачами обеспечения экономического развития и ускорения социальных преобразований.
На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники АТЭС достигли договоренности ввести режим свободной торговли и инвестиций в АТР к 2010 году для развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран на основе мер по односторонней либерализации.
В целом, все страны АТЭС поддерживают идею либерализации, но существуют различия в том, в какие сроки и на какую продукцию те или иные страны готовы сократить свои тарифы. На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей.
Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.
В настоящий момент в АТЭС уделяется существенное внимание таким мировым процессам, как экономическая глобализация и создание информационного общества.