Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Предпосылки интеграции:

•близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран. Интеграция развивается, как правило, или между развитыми или развивающимися странами;
•географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений начались с соседних стран, имеющих общие транспортные коммуникации. В дальнейшем к интеграционному ядру подключились соседние государства;
•общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;
•демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов роста, снижение инфляции, рост благосостояния и занятости населения), что оказывает психологическое воздействие на другие страны;
•эффект домино. После того, как ряд стран континента становятся членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают затруднения, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в объединение друг на друга. Это приводит даже к сокращению торговли стран, остающихся за пределами интеграции.

Оглавление

1. Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции 3
2. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др. 6
3. Тесты 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     На  встречах глав государств-членов АТЭС принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС  состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

     Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных  встречах министров иностранных дел и экономики.

     Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структурами  и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет  АТЭС - ДКС, который был создан в  соответствии с решением Осакского  саммита в ноябре 1995 года. Члены  ДКС назначаются непосредственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

     Административно-технические  функции выполняет созданный  в 1993 г. Секретариат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполняемых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполнительный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятельности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действующих от лица министров).

     Ежегодно  на встрече министров иностранных  дел и экономики государств - членов АТЭС утверждаются рабочие программы для комитетов, подкомитета, одиннадцати рабочих групп и других форумов АТЭС.

     Комитет по вопросам бюджета и управления (Budget & Management Committee - BMC) консультирует  старших должностных лиц по административно-хозяйственным и бюджетным вопросам, проводит оценку и дает рекомендации по структуре бюджета, составляет ежегодный бюджет АТЭС.

     Экономический комитет - ЭК (Economic Committee - EC) включает наблюдательную группу по экономическим вопросам. ЭК анализирует экономические тенденции и вопросы с целью расширения торговли, либерализации инвестиций и укрепления экономического и технического сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе. По итогам проведенных исследований ЭК публикует отчеты для совещания министров. Наблюдательная группа занимается изучением связи между финансовым развитием и экономическим ростом, с 2001 г. исследования посвящены политическим проблемам формирования новой экономики.

     Соглашение  о создании североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

     Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, НТ и предпринимательские  потенциалы США и Канады с важнейшим  фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. 

     Соглашение  предусматривало либерализацию  внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация  единого континентального североамериканского  рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями.

     В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 370 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 7 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 20%. Кроме того, предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

     По своему экономическому потенциалу северные и южные партнеры по НАФТА многократно уступают США. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греция, Ирландия, Португалия) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

     Тем не менее, участие в НАФТА может  позволить Мексике сократить  период реформирования своей экономики  и достижение уровня развитых стран  с 50 до 10-15 лет, во многом благодаря стремительному росту поступлений иностранного капитала.

     Деловые круги США связывают с НАФТА  большие надежды: ожидается значительное расширение американского  экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение  трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке.

     Канада  рассчитывает с помощью НАФТА  расширить рынки сбыта, сократить  издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.) Кроме того, формирование либерализационного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом, из стран ЕС и Японии.

     Первые  два года функционирования НАФТА  не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

     Интеграционные  процессы активизируются и в Южной  Америке. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать «зону свободной торговли», а затем образование Центральноамериканского общего рынка – ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы.

     К середине 90-х годов интеграционные процессы активизировались посредством заключения торгового пакта «МЕРКОСУР», заключенного в 1991 г. Между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (присоединился позднее) и вступившего в силу с 1 января 1995 г. Этот пакт должен привести к созданию нового крупного регионального торгово-экономического блока, объединяющего государства с общим населением более чем в 200 млн. человек и суммарным ВВП в 550 млрд. долл.

     В результате создания группировки МЕРКОСУР 90 % взаимной торговли четырех государств освобождаются от любых тарифных барьеров, а в отношении импорта из третьих стран вводятся общие тарифная структура и таможенные правила (предполагается, что НАФТА будет интегрироваться с МЕРКОСУР и постепенно к ним подключается другие страны региона).

     Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга, рынков. Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка.

     Набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят один из четырех азиатских «драконов» - Сингапур, а также НИС «новой волны» - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней, Филиппины, Вьетнам. Успех взаимного сотрудничества стран в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран – участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

3. Тесты

 

1. Если  страны обеспечивают отмену таможенных  пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф  в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) зона свободной торговли;

б) таможенный союз;

в) общий  рынок;

г) экономический  союз.

Ответ: б) таможенный союз.

2. Зоны  свободной торговли – это:

а) области, в которых не работает налоговое законодательство;

б) районы, где разрешен любой вид деятельности;

в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом;

г) участки, где в большом объеме проводятся общественные работы;

д) обширные регионы, куда государство направляет прямые инвестиции.

Ответ: в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом.

3. Европейский  союз представляет собой:

а) интеграционное политическое объединение европейских  государств;

б) региональный хозяйственный комплекс с единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития;

в) таможенный союз европейских государств;

г) валютный союз европейских государств.

Ответ: б) региональный хозяйственный комплекс с единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития.

 

Список  литературы

 
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения. Учеб. пособие. – М.: БЕК, 2008.
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити, 2005.
  3. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2009.
  4. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити, 2006.
  5. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учеб. пособие. – М.: Международные отношения, 2008.
  6. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2007.
 

 

Информация о работе Международная экономическая интеграция