Сущность, предпосылки и этапы международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости. В целом можно выделить пять этапов, для которых характерны свои особенности. Переход от одной формы интеграции к другой основан на принципе восхождения от простого к более сложному.

Оглавление

1. Сущность, факторы международной экономической интеграции, цели международной экономической интеграции …………………………..……….3
2. Этапы международной экономической интеграции:
а) зона свободной торговли;
б) таможенный союз;
в) общий рынок;
г) экономический и валютный союз……………………………………………..7
Список используемой литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭК КР Леся ГОТОВО.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Кафедра Экономической теории

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине

«Мировая экономика»

 

Выполнила студентка 1 курса

Экономического ф-та

заочного отделения

Специальность:

Экономика и управление на предприятии АПК

 

 

 

 

Ульяновск 2011

Тема: «Сущность, предпосылки и этапы международной экономической интеграции»

Содержание

1. Сущность, факторы международной экономической интеграции, цели международной экономической интеграции …………………………..……….3

2. Этапы международной экономической интеграции:

а) зона свободной торговли;

б) таможенный союз;

в) общий рынок;

г) экономический и валютный союз……………………………………………..7

 

Список используемой литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, факторы  международной экономической интеграции, цели международной экономической  интеграции.

Развитие интеграционных процессов  в мировой экономике, наблюдающееся  в последние десятилетия, — закономерный результат роста объема международного товарообмена и повышения интенсивности  международного движения факторов производства, что потребовало создания более  надежных производственно-сбытовых связей между странами, а также устранения имеющихся еще препятствий на пути международной торговли и движения факторов производства между странами. Сделать это оказалось возможным  лишь в рамках межгосударственных интеграционных объединений (политических и экономических).

Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.

Экономическая интеграция характеризуется  некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

  • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
  • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
  • глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
  • необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
  • региональностью пространственных масштабов интеграции, т. к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

По содержанию интеграция представляет собой переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов стран региона. С 1947 г. в мире было создано более 60 интеграционных группировок, что определялось целым  рядом предпосылок.

Основными предпосылками создания и эффективного функционирования региональных интеграционных объединений являются:

близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением (НАФТА) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;

демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

«эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

Опираясь на указанные  предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике  и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие.

Использование преимуществ  экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

Создание благоприятной  внешнеполитической среды. Такая цель особенно характерна для стран ЮВА  и Ближнего Востока. Здесь важно  укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонние переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

Содействие структурной  перестройке экономики. Подключение  стран, создающих рыночную экономику  или осуществляющих глубокие экономические  реформы, к региональным торговым соглашениям  стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как  для них возникает более широкий  региональный рынок. Эта цель была ведущей  для интеграционных объединений  стран Латинской Америки и  Африки, расположенных к югу от Сахары.

Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов, что обеспечивает более  эффективное взаимодействие между  странами. Таким образом, экономическая  интеграция имеет ряд благоприятных  условий для взаимодействующих  сторон.

Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

Экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран-участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны  фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Т.е., в результате интеграции отдельные группы стран создают  между собой более благоприятные  условия для торговли и для  межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования  оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Факторы развития международной экономической интеграции:

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая  однородность национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического  развития групп стран.

4.Тесное переплетение  национальных экономик на микроуровни.

5.Длительный пролет сотрудничества.

6.Общие границы и условия  развития.

7.Развитие коммуникационных  возможностей.

8.Общность культурных  и исторических традиций.

9.Целеустремленность государственных  органов и партий стран относительно  интеграционных процессов.

10.Объективна необходимость  общего решения глобальных проблем  человечества.

 

2. Этапы международной экономической интеграции.

Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине XX в. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости. В целом можно выделить пять этапов, для которых характерны свои особенности. Переход от одной формы интеграции к другой основан на принципе восхождения от простого к более сложному.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Они могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным на территории одного из государств-членов, но зачастую обходится и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза — согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Как зона свободной торговли, так и таможенный союз касаются лишь сферы товарообмена. Они содействуют  реализации равных возможностей в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Развитие таможенного  союза органически подготавливает образование платежного союза, который  строится на механизмах взаимной конвертируемости валют и функционировании единой денежной единицы.

Когда интеграционный процесс  достигает четвертого уровня — общего рынка, — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1—2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встреч министров, опирающихся на постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС).

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне происходит полная интеграция, предполагающая проведение единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Экономический и валютный союз считается на настоящий момент высшей формой международного регионального образования. Он строится на базе Общего рынка, но при этом унифицируется экономическая политика, в том числе денежная, налоговая и социальная. Предусматривается единая политики в отношении торговли и движения капитала. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС — Комиссия ЕС).

Ярким примером экономического союза могут  быть США, где 50 штатов объединено в  полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Фискальная и монетарная политики, между народная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельности американского социума (образование, культура, сохрани пи-порядка) регулируются и финансируются штатами.

Таблица 1. Этапы интеграционного процесса

I.Преференциальное торговое соглашение

II.Зона свободной торговли

III.Таможенный союз

IV.Общий рынок

V.Экономический союз

Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле

Свобода межстранового движения товаров и услуг

Небольшой межгосударственный секретариат

Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран

Межгосударственный совет  на уровне министров и секретариат

Свобода движения факторов производства

Встречи глав государств, совет  министров, секретариат

Гармонизация экономической  политики

Межгосударственный орган  с функцией наднационального регулирования

Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле

Сохранение национальных тарифов в отношении третьих  стран

Межгосударственные органы управления не создаются

Информация о работе Сущность, предпосылки и этапы международной экономической интеграции