Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:52, реферат
Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на неуклонное сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества.
Экономическая политика, ориентированная на осуществление постиндустриального рывка, должна учитывать ряд принципиально важных условий, характерных для современного экономического роста.
Введение 3
1.Социально-экономические преобразования в 90е годы 4
2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала и гражданского общества 12
3. Институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста 15
4. Совершенствование институтов международного сотрудничества 17
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание 2
Введение 3
1.Социально-экономические преобразования в 90е годы 4
2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала и гражданского общества 12
3. Институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста 15
4. Совершенствование институтов международного сотрудничества 17
Заключение 19
Список литературы 20
Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В целом российская экономика может служить объектом для огромнейшего исследования, также необходимо уделить внимание вопросу об экономических преобразованиях в современной России.
Известно,
что в наследие от Советского Союза
с его плановым ведением хозяйства
России досталась не только экономика
в плачевном состоянии, но и громадный
внешний долг. За последние годы
российская экономика претерпела множество
самых разных изменений. В связи
с переходом к рынку необходима
интеграция российской экономики в
мировое хозяйство, что предполагает
некоторую либерализацию
Огромные размеры территории, обилие природных богатств, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны не только вывести её из кризиса, но и помочь занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Современный
этап социально-экономического развития
России требует ориентировать
Экономическая
политика, ориентированная на
Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа:
а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.);
б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.);
в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.).
Пришедшие
в 1991г. к власти в России «демократы»
не имели сколько-нибудь обоснованной
программы социально-
В
столкновении вариантов и моделей
перехода России к рынку победили
радикалы-западники и был
Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства от вмешательства в экономику и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.
С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса, к оживлению экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания.
В условиях монопольного характера экономики и товарного голода это привело к резкому снижению покупательского спроса населения, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.
Сочетание
роста цен с открытием границ,
ввозом продовольствия и товаров
повседневного спроса из-за рубежа
способствовало насыщению потребительского
рынка, изъятию у населения денежной
массы и стабилизации рынка. Однако
низкая конкурентоспособность
В особенно критическом
Не
оправдались надежды и на быстрое
реформирование сельского хозяйства,
где производство резко сократилось,
а страна все более зависела от
импорта продовольствия. В тяжелейшем
положении оказались социальная
сфера, наука, культура, образование, здравоохранение.
Стремительно росла явная и скрытая
безработица. Подавляющее большинство
населения РФ с весны 1992 г. было категорически
против методов «гайдарономики». Против
проводимого социально-
Формы
и методы экономической реформы
были реально скорректированы в
сторону большей социальной защищенности
населения лишь с рубежа 1993-1994 г.,
что было связано с именем нового
главы правительства В.С.
Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются:
а) изменение роли государства в экономической жизни (сокращение вмешательства в экономические процессы, государственных расходов на экономику, сохранение государственного финансирования социального обеспечения, образования, обороны…). Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства – вместо множества отраслевых министерств сейчас функционирует одно министерство экономического развития. Введено свободное ценообразование (в середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – государством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);
б)
макроэкономическая стабилизация. Были
предприняты четыре попытки финансовой
стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.).
Жесткая финансовая политика, хотя
и непоследовательная, привела к
постепенному снижению инфляции 13% – 2000
г., примерно 18% – 2001г.). Главная причина
неудачной борьбы с инфляцией
– отрыв от реального сектора
экономики, т.е. для стабилизации финансов
необходим экономический
в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо заниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимостью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за 7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости основных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты приватизации – с1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74% всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;
г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый рынок ценных бумаг;
д)
интеграция в мировое хозяйство.
К сожалению, топливносырьевая модель
международной специализации
Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.).
Во-первых, необходим постепенный,
но постоянный экономический
рост для выхода из глубокого
кризиса. К сожалению,
Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был бесдефицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешнего долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд.– на оборону.
В-третьих, введение в 2001г. единой ставки подоходного налога (в процентах) для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого – наполняемость доходной части бюджета.
В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие производства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышленности, сельского хозяйства происходил при одновременном росте экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая…).
В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской экономики в 2001г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.
В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной государственной помощи не могут работать производительно. Акционирование многих колхозов и совхозов привело к их фактической гибели (в1999 г. не были обработаны 18 млн. га пашни и 12 млн. га иных сельхозугодий).
Чрезвычайно
сильной является зависимость от
импорта продуктов питания, что
позволяет говорить о реальной проблеме
продовольственной
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд. долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 – примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.
В
послании президента В.Путина Федеральному
собранию 3 апреля 2001г. было обращено внимание
на следующие экономические
– взрывоопасность пересмотра итогов во многом криминальной приватизации;
– сохраняется опасность прогрессирующего экономического и технологического отставания страны;
– неправомерно усиливается сырьевая направленность российского экспорта («Россия по-прежнему живет, как рантье, а не как производитель»).
Социальная сфера: проблемы и
задачи развития. Новый и массовый
«средний класс» создать не
удалось. Налицо социальная
Информация о работе Совершенствование институтов международного сотрудничества