Совершенствование институтов международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:52, реферат

Краткое описание

Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на неуклонное сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества.
Экономическая политика, ориентированная на осуществление постиндустриального рывка, должна учитывать ряд принципиально важных условий, характерных для современного экономического роста.

Оглавление

Введение 3
1.Социально-экономические преобразования в 90е годы 4
2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала и гражданского общества 12
3. Институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста 15
4. Совершенствование институтов международного сотрудничества 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ГЭП.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

1.Социально-экономические  преобразования в  90е годы 4

2. Институты, обеспечивающие  развитие человеческого  капитала и гражданского  общества 12

3. Институты развития, нацеленные на  решение конкретных  системных проблем  экономического роста 15

4. Совершенствование  институтов международного  сотрудничества 17

Заключение 19

Список  литературы 20

Введение

     Говоря  о современном положении дел  в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она  переживает грандиозные перемены. В  целом российская экономика может  служить объектом для огромнейшего исследования, также необходимо уделить  внимание вопросу об экономических  преобразованиях в современной  России.

     Известно, что в наследие от Советского Союза  с его плановым ведением хозяйства  России досталась не только экономика  в плачевном состоянии, но и громадный  внешний долг. За последние годы российская экономика претерпела множество  самых разных изменений. В связи  с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в  мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической  деятельности.

     Огромные  размеры территории, обилие природных  богатств, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны не только вывести её из кризиса, но и помочь занять достойное место среди  ведущих мировых держав.

     Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую  политику на неуклонное сокращение существующего  разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это  означает необходимость выработки  и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества.

     Экономическая политика, ориентированная на осуществление постиндустриального рывка, должна учитывать ряд принципиально важных условий, характерных для современного экономического роста.

     1.Социально-экономические преобразования в 90е годы

     Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ –  начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа:

а) форсированные  темпы радикальных реформ с тяжелейшими  социальными результатами (1992–1993 г.);

б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки  смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.);

в) начало экономической стабилизации и системных  социальных реформ (2000–2002 г.).

     Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы»  не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических  преобразований. В то же время они  исходили из постулата о том, что  рыночные отношения сразу оздоровят  экономику, что рыночная свобода  универсальна и благодатна для всех (и промышленности, и сельского  хозяйства, и торговли, и культуры). Доминировала иллюзия, что благодать  рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства  населения, которое оформится в  новый «средний класс».

     В столкновении вариантов и моделей  перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования, т.н. «шокотерапия»  с «одномоментной либерализацией цен» и ускоренной приватизацией государственной  собственности.

     Официально  этот курс сформулировал президент  Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов  в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут  длиться лишь 6 – 8 месяцев и что  уже к осени 1992 г. страна получит  реальные результаты, начнется «стабилизация  экономики, постепенное улучшение  жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства от вмешательства в экономику и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.

     С 1 января 1992 г. начался форсированный  переход России к рынку методом  «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной  собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного  курса рубля, от планового руководства  экономикой, от бюджетных дотаций  отраслям народного хозяйства и  населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса, к оживлению  экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания.

     В условиях монопольного характера экономики  и товарного голода это привело  к резкому снижению покупательского  спроса населения, а также к обесцениванию  денег на счетах предприятий и  вкладов населения в Сбербанке. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась  гиперинфляция.

     Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров  повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной  продукции стала одной из главных  причин сокращения сбыта, а потому и  производства продукции российских предприятий.

       В особенно критическом положении  оказались предприятия военно-промышленного  комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти предприятия,  обладавшие высокими технологиями  и современным оборудованием,  обеспечат выход российской промышленности  на мировой рынок. В 1992 г.  промышленное производство сократилось  на 18%, ак1994 г. (в сравнении с 1991г.) – на 50%, ВВП – на 47,2%, капиталовложения  – на 67%. Таких катастрофических  темпов страна не знала даже  в годы Великой Отечественной  войны. Н.Байбаков (председатель  Госплана СССР на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: «Россия не вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее было бы назвать базаром». Существенно ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного шара снизилась с 3,6% в1990 г. до 1,7% в1997 г.

     Не  оправдались надежды и на быстрое  реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная и скрытая  безработица. Подавляющее большинство  населения РФ с весны 1992 г. было категорически  против методов «гайдарономики». Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправлен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько  позже его вернули в правительство  вице-премьером и он вместе с министром  финансов Б.Федоровым, председателем  Госкомимущества А.Чубайсом в целом  продолжил прежний курс.

     Формы и методы экономической реформы  были реально скорректированы в  сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, ас 2000 г. наблюдаются  некоторый экономический рост и  определенная социальная стабильность.

     Основными преобразованиями всего переходного  периода в экономике России являются:

     а) изменение роли государства в  экономической жизни (сокращение вмешательства  в экономические процессы, государственных  расходов на экономику, сохранение государственного финансирования социального обеспечения, образования, обороны…). Ликвидированы  плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий  со стороны государства – вместо множества отраслевых министерств  сейчас функционирует одно министерство экономического развития. Введено свободное ценообразование (в середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – государством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);

     б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к  постепенному снижению инфляции 13% – 2000 г., примерно 18% – 2001г.). Главная причина  неудачной борьбы с инфляцией  – отрыв от реального сектора  экономики, т.е. для стабилизации финансов необходим экономический подъем. Экономический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%, промышленное производство – на 9%, а сельскохозяйственное – на 5%);

     в) приватизация с целью перестройки  отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная –  во второй половине 1994 – 1996 г. (многие предприятия  куплены по заведомо заниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимостью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы  за 7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости основных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты  приватизации – с1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74% всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;

     г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е  годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, сформировался  фондовый рынок ценных бумаг;

     д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливносырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за 2000 г. только за нефть  РФ получила 35 млрд. долларов дохода, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.

     Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.).

       Во-первых, необходим постепенный,  но постоянный экономический  рост для выхода из глубокого  кризиса. К сожалению, сохранить  высокие темпы 2000 г. в 2001г.  не удалось в полной мере (прирост  промышленного производства –  5%, ВВП – около 5%). В то же  время уже можно говорить о  начале экономической стабилизации.

     Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был  бесдефицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешнего долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд.–  на оборону.

     В-третьих, введение в 2001г. единой ставки подоходного  налога (в процентах) для всех субъектов  хозяйствования резко увеличило  собираемость налогов в целом  и вследствие этого – наполняемость  доходной части бюджета.

     В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко  сократились наукоемкие производства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышленности, сельского хозяйства  происходил при одновременном росте  экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая…).

     В-пятых, производительность труда постоянно  снижалась, росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской экономики  в 2001г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.

     В-шестых, неэффективное реформирование сельского  хозяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной государственной  помощи не могут работать производительно. Акционирование многих колхозов и совхозов привело к их фактической гибели (в1999 г. не были обработаны 18 млн. га пашни  и 12 млн. га иных сельхозугодий).

     Чрезвычайно сильной является зависимость от импорта продуктов питания, что  позволяет говорить о реальной проблеме продовольственной независимости  России.

     В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который  резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд. долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 – примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.

     В послании президента В.Путина Федеральному собранию 3 апреля 2001г. было обращено внимание на следующие экономические проблемы:

– взрывоопасность  пересмотра итогов во многом криминальной приватизации;

– сохраняется  опасность прогрессирующего экономического и технологического отставания страны;

– неправомерно усиливается сырьевая направленность российского экспорта («Россия по-прежнему живет, как рантье, а не как производитель»).

       Социальная сфера: проблемы и  задачи развития. Новый и массовый  «средний класс» создать не  удалось. Налицо социальная поляризация  населения и обеднение его  большинства. Так, 5% богатых и  очень богатых владеют почти  всеми предприятиями и 75 –  80% всех денежных сбережений. 1 млн.  самых богатых соотносился в  2001г. по доходам с 1 млн. самых  бедных в пропорции 100:1. В этом  же году 40 млн. человек (2000 г.  – 46 млн., 1999 г. – около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн. человек составляют  социальное дно (бомжи, нищие,  проститутки…), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) – беспризорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют непонимающие друг друга «две России» – бедная и богатая.

Информация о работе Совершенствование институтов международного сотрудничества