Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
14 декабря 1990 г. – в Риме открываются межправительственные конференции по вопросам создания Политического союза и Экономического и валютного союза.
16 декабря 1991 г –подписание соглашений об ассоциации (Европейских соглашений) между Сообществом, с одной стороны, и Венгрией, Польшей и Чехословакией – с другой.
7 февраля 1992 г. – в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Он предусматривал создание экономического, валютного и политического союза государств-членов Европейского сообщества.
2 мая 1992 г. – Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономического пространства, что является, по существу, включением стран ЕАСТ во внутреннюю интеграцию.
1 января 1993 г. – завершена программа строительства Единого внутреннего рынка ЕС, на внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов.
1 ноября 1993 г. – вступил в силу Маастрихтский договор, Сообщества стали официально именоваться Европейским Союзом
24 июня 1994 г. – на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждений компаний и движения капиталов.
1 января 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция вступили в Европейский Союз.
12 июня 1995 г. – ЕС и страны Балтии подписали Соглашения об ассоциации.
1 июля 1995 г. –вступило в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали: Бенилюкс, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Австрия, Греция и Финляндия.
26 марта 1996 г. – в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран-участниц Евросоюза. Целью Конференции является принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС.
13–14 декабря 1996 г. – состоялась сессия Европейского совета в Дублине (Ирландия), в ходе которой прошло обсуждение текста нового договора о Европейском Союзе, завершившееся подписанием так называемого Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.
Июнь 1997 г. – на саммите Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды) появился на свет новый проект договора о ЕС, призванный реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения.
1 декабря 1997 г. – вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.
12–13 декабря 1997 г. –на Люксембургском саммите было принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция также признается официальным 13-ым кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами “первой волны” (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.
2 мая 1998 г. – сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в Экономический и валютный союз и введут единую валюту – евро.
1 января 1999 г. – 11 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту – евро. Евро начинает использоваться для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных расчетов.
24–25 марта 1999 г. – внеочередное заседание Евросовета, на котором впервые в истории ЕС произошла отставка Европейской комиссии в полном составе. Новым председателем Комиссии избирается бывший премьер-министр Италии Романо Проди.
1 мая 1999 г. – вступил в силу Амстердамский договор о Европейском Союзе, провозгласивший превращение ЕС в “пространство свободы, безопасности и справедливости”. Договор расширил юридические возможности для усиления интеграции в области внешней политики, безопасности и обороны. Саммит поддержал решение МПК включить Шенгенские правила в новый Договор. В принятой Коллективной стратегии в отношении России важное место уделено сотрудничеству в области внешней политики и безопасности.
15–16 октября 1999 г. – в г. Тампере (Финляндия) состоялся внеочередной саммит ЕС. Приняты важные решения в области единой иммиграционной политики и борьбы с организованной преступностью.
29 мая 2000 г. – в Москве состоялся Саммит Россия – ЕС, который придал новый импульс политическому и торгово-экономическому сотрудничеству двух сторон.
23 июля 2000 г. – в г. Коттону (Бенин) ЕС подписал со странами АКТ новый договор о сотрудничестве на ближайшие 20 лет.
30 октября 2000 г. – на очередном Саммите Россия – ЕС в Париже в принятом Совместном заявлении отражены вопросы долгосрочного сотрудничества в области энергетики, регионального и пограничного сотрудничества, сотрудничества в сферах юстиции и внутренних дел. Важным итогом саммита является также принятая на нем “Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе”.
7–9 декабря 2000 г. – состоялась сессия Европейского Совета в г. Ницце (Франция), ознаменовавшая новый этап развития европейской интеграции. На саммите была принята программа дальнейшего углубления интеграции с учетом грядущего расширения ЕС, строительства Экономического и валютного союза, распространения интеграционного начала на внешнюю и внутреннюю политику ЕС.
10–11 декабря 2000 г. – начаты переговоры о вступлении со второй группой стран-кандидатов ЦВЕ (Словакия, Латвия, Литва, Болгария, Румыния и Мальта).
1 января 2001 г. – Греция вступила в ЭВС и ввела единую валюту – евро.
23–24 марта 2001 г. – состоялся саммит ЕС в Стокгольме, на который был приглашен Президент РФ В.В. Путин. Впервые на такой саммит был приглашен глава государства, не входящего в ЕС и не являющегося кандидатом на членство в ЕС.
17 мая 2001 г. – в Москве состоялся очередной Саммит Россия – ЕС. Были приняты важные решения в области экономического сотрудничества (включая инвестиции и энергетику), сотрудничества в области безопасности, а также в вопросе относительно проблемы Калининграда.
14 июня 2001 г. – в Гетеборге (Швеция) состоялся первый саммит ЕС и США с участием президента Дж. Буша. Принято совместное заявление.
Право Европейского союза
система правовых норм, регулирующая
процесс европейской интеграции, порядок
создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
Европейское право является самостоятельной
правовой системой находящейся на стыке
национального права государств-членов
ЕС и права международного.
К функциональным принципам относятся принцип верховенства права
и принцип прямого действия.
Принцип верховенства права ЕС означает
приоритет норм права ЕС над нормами национального
законодательства государств-членов.
Правовые нормы национального права государств-членов
не должны противоречить нормам права
ЕС. Указанный принцип распространяется
не только учредительные договоры Европейского
союза, но и ряд других нормативных актов
Европейского союза. Гарантом соблюдения
данного принципа выступает Европейский
суд.
Принцип прямого действия права ЕС означает
непосредственное применение права ЕС
на территории государств-членов. Для
вступления в силу норм Европейского права
нет необходимости в их трансформации
в национальный правопорядок. Принцип
прямого действия права является отличительным
признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют
отношения государств и международных
организаций. Нормы права ЕС непосредственно
регулируют отношения с участием физических
и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими
на всей территории государств Евросоюза
с момента их утверждения. В свою очередь
правила содержащиеся в статьях договора
о ЕС для прямого действия должны быть
изложены ясно, в императивной форме и
не должны быть дополнительно обусловлены
результатами будущей деятельности государств-членов
и институтов ЕС. В то же время если статья
имеет характер общего принципа или декларации,
устанавливает цели и программу деятельности
институтов и государств ЕС, если в ней
нет точного и безусловного указания на
конкретные права и обязанности, возникающие
у государств членов ЕС, физических и юридических
лиц, то такая статья прямым действием
обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны
практикой Европейского суда в результате
толкования учредительных договоров.
Общие принципы права ЕС
К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.
К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза , а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров.
36. Взаимоотношения ЕС и России. Зоны противоречий ЕС-РФ
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне27 января1998.
В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].
19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].
7 июля 2008 года глава международного
комитета Госдумы Константин
Косачев заявил, что Россия и
ЕС готовы, через два-три года
перейти к полной отмене
12 января 2010 года глава МИД
24 февраля 2010 года верховный представитель
ЕС по иностранным делам и
политике безопасности Кэтрин
Эштон на пресс-конференции в
Москве заявила, что Евросоюзу
и России предстоит еще многое
сделать для достижения