Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Категории  «мораль, право и политика». Их сходство, различие, реализация в международных отношениях

 

Международная мораль - нравственные нормы, взятые из человеческой цивилизации, из практики международного общения. Функциональная значимость – показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Международное право – совокупность юридических  принципов и норм, регулирующее отношения  между субъектами международного права.

Политические  нормы – правила поведения, устанавливаемые  государствами из собственных интересов. Это результат международного соглашения. Из всех перечисленных юридическую силу имеют только правовые нормы.

Особенности и  противоречия морали и права:

1. Этические представления акторов очень разнообразны.

2. Несовпадения нравственных установок и ценностей порождает различия в оценке справедливости.

3. Рекомендательный характер норм МО.

4. Единство международного права и международной морали обусловлено: общностью социальных основ, функциональной общностью, регулятивным назначением, общностью нормативно-ценностной природой права и морали.

Право и мораль – это правило поведения в  форме юридического или правового  долга.

Различие права  и морали:

1. Институциональность. Система международного права состоит из элементов: правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения, правовые институты. В механизме нравственного регулирования МО институты отсутствуют.

2. Моральные нормы шире, чем правовые. Моральные и правовые возникают из системы ценностей социальной общности. Разные акторы по-разному понимают моральные нормы. Но Моральные нормы должны соответствовать общепризнанным международным образцам. От степени этого соответствия зависит предсказуемость действий акторов, жизнеспособность/деятельность мировой системы.

3. Нормы морали мягче, чем нормы права. Для взаимодействия международных акторов моральные нормы могут изменяться. Закон один для всех.

Право и мораль имеют разные регулятивные возможности:

1. В отличие от внутригосударственного законодательства нормы права применяются с согласия акторов и носят рекомендательный характер.

2. Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции – редко). Регулятором соблюдения нравственных норм является мировое общественное мнение.

Сложность политической морали проявляется в:

1. Конфликте/несовпадении различных систем ценностей.

2.Конфликте теоретических представлений.

 

2. Методы исследования в теории международных отношений

 

В МО необходимо систематизация данных, построение моделей объектов. Использование аналитических приемов.

Аналитические методы:

Наблюдение (непосредственное – нет использования технических средств, опосредованное – технические средства). Бывает онлайн, т.е. прямое (внешнее; включенное – мы участники), косвенное – событие произошло, нас не было (набор информации). Чем больше данных, тем эффективнее наблюдение.

Главный недостаток наблюдения субъективность факторов (активность субъектов, его идеологическая позиция), несовпадение средств наблюдения.

Изучение документов - базовый для исследования. Наиболее доступные: сообщения пресс-служб о визитах государственных деятелей; уставные документы; международные правительственные организации; декларации и сообщения властных структур. Неофициальные: письменные/аудиовизуальные записи мнений частных лиц - воспоминания непосредственных участников событий; фотографии, кинофильмы, лозунги и т.д.

Сравнение –  середина 60х г., необходимость сравнения  между собой государств и их отдельных  признаков – территория, военный  потенциал, протяженность границ. Стимулировала развитие количественных методов в развитии отношений.

Контент-анализ - Лассуэл при изучении пропагандисткой  направленности политических текстов  в 1949 г. Изучение содержания письменного/устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся сюжетов, сравнивается частота. Вывод: политическая направленность.

Event-анализ –  метод анализа событий и данных  направленных на обработку публичной информации о том: кто говорит или делает; что, по отношению к кому и когда. Систематизация таким образом, что события сводятся, ранжируются, измеряются при помощи ЭВМ. Результат – определения главных тенденций разнообразных политических ситуаций.

Когнитивное картирование – метод анализа того, как политический деятель воспринимает политическую ситуацию. Метод выявляет основные понятий, которые оперирует политик для нахождения причинно-следственных связей. Когнитивная карта - графическое изображение содержаний в сознании человека, стратегия получения/обработки/анализа/хранения, составляет информацию о прошлом, будущем и настоящем. Позволяет изучить человеческий фактор, но очень затратен.

Когнитивная карта - графическое изображение содержаний в сознании человека, стратегия получения/обработки/анализа/хранения, составляет информацию о прошлом, будущем и настоящем

 

3. Международные организации в сфере глобального процесса информатизации

 

ООН ведет работу по: информационному сотрудничеству и информационной безопасности; гуманитарным и социально-экономическим вопросам информации.

При ООН Экономический и социальный Совет ООН занимается преодолением цифрового разрыва между передовыми и развивающимися странами; нормотворческая деятельность (борьба с преступностью использования информационных технологий).

Служба ООН  по информационным технологиям ЮНИТЕС направляет добровольцев в развивающиеся страны для развития цифровых организаций.

Международный союз электросвязи насчитывает 189 государств и 650 не правительственных структур, занимается:

1) регистрацией  частот и орбит спутников;

2) технической  и финансовой помощью в области телекоммуникаций;

3) определяет  глобальную политику развития электросвязи;

4) построением  глобальной информационной инфраструктуры.

Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия.

Разрабатывают стандарты для глобальной информационной инфраструктуры с целью совместить различные информационные инфраструктуры и системы безопасности.

Всемирная организация  интеллектуальной собственности занимается защитой интеллектуальной собственности  в области компьютерных программ и передачи данных по сетям.

ЮНЕСКО – организация ООН по вопросам образования, науки и культуры: этические вопросы, социально-культурные, лингвистические, правовые вопросы. Цель сокращение разрыва в уровне информатизации.

ВТО разрабатывает нормы налогообложения в электронной торговле и рыночной основы информационного обеспечения.

Всемирная организация  здравоохранения: сокращение цифрового  разрыва в доступе к информации о здравоохранении.

Международные агентства по атомной энергетике внедряют дистанционное обучение в развитии стран для использования ядерной науки и техники в мирных целях.

Есть целый  ряд международных организаций  спутниковой связи: Интелсат, Инмарсат, Евтелсат, Интерспутник.

 

4. Развитие теории МО в России

 

В Советском Союзе общественные науки развивались на основе марксизма – идеологизация наук. Главная политическая наука в КПСС – научный коммунизм. Активизация внешней политики в СССР требовало активного объективного изучения зарубежных стран, с этой целью в системе академии наук создали: Институт мировой экономики и МО Институт США и Канады, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Международное рабочее движение, Институт Африки.

Занимались  теоретическим анализом МО под прикрытием разоблачения буржуазной идеологии.

Теория МО решает вопросы: О месте нашей страны в системе МО, о перспективе развития в условиях глобализации, о приоритетах и основных направлениях внешних политических сил.

Теория МО исследуется  набором научных дисциплин: Международное  право, История МО, Мировая экономика и МО.

Замечание: считают необходимым разделение исследовательской позиции и морально-ценностных суждений/личных взглядов; использование аналитических приемов общих для всех социальных наук; систематизацию данных; построение моделей объектов.

 

5. Международный порядок. Сходство и различие внутригосударственных отношений и отношений между элементами международного общества

 

Термин МП исходит  из представления о том, что социальные общности являются элементами единого социума. Характер отношений между элементами международного общества напоминает отношения внутри государства.

Сходства между  международным и внутригосударственным  правом заключаются в том, что  они:

* представляют  собой совокупность юридических  принципов и норм - обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной  структурой (принципы - отрасли - подотрасли - институты - нормы);

* используют  практически одни и те же  юридические конструкции и определения,  но, поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

Сходства: делегирование  полномочий наверх, система права, институты  для реализации права. Отличия: отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетов, территориальная разделенность, право сильного.

Но МО постепенно выходят из естественного состояния, когда сильный делает, что хочет, слабый, что может. Сегодня государства связаны единой нитью, разделяют похожие идеалы, имеют общие проблемы, поэтому минимум единства указывает на существование международного общества.

Для безопасности и выживания общество стремилось регулировать МО, это выражалось в развитие систем международного права, международные организации и институты, усиление их роли в международной жизни.

Цель международного порядка - устройство МО, которое обеспечивает безопасность и развитие общества.

Под международным порядком понимают:

1) законность, то  есть подчинение нормам международного права;

2) международная стабильность;

3) статус КВО.

2 типа МП: императивные (реально существующие), нормативный порядок (того, чего хотели)

Существуют 2 измерения  в МП международного порядка: горизонтальное (отношения между равными); вертикальное (между слабыми и сильными). Главным фактором поддержания международного порядка была военная сила.

 

6. Каковы угрозы в сфере информационной безопасности

 

Информационная  безопасность – это комплекс мер  по защите государства, общества и личности от информационного оружия, имеющего целью поражение общественного сознания, политической, экономической и оборонной системы противников.

Угрозы:

1. Индивидуальному и общественному сознанию граждан в духовной жизни и информационной деятельности. Главная цель информационной войны – подавление в человеке нравственного созидательного начала.

2. Информационному обеспечению государственной политики РФ.

3. Инфраструктура (индустрии средств информатизации телекоммуникации и связи).

 

7. Существуют  ли механизмы реализации моральных норм в международных отношениях и политике

 

Международная мораль - нравственные нормы, взятые из человеческой цивилизации, из практики международного общения. Функциональная значимость – показатель уровня развития человеческой цивилизации. Не обладают юридической силой.

В механизме нравственного регулирования МО институты отсутствуют. А вот в системе международного права состоит из элементов: правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения, правовые институты.

Моральные нормы шире, чем правовые. Моральные и правовые возникают из системы ценностей социальной общности. Разные акторы по-разному понимают моральные нормы. Но моральные нормы должны соответствовать общепризнанным международным образцам. От степени этого соответствия зависит предсказуемость действий акторов, жизнеспособность/деятельность мировой системы.

Нормы морали мягче, чем нормы права. Для взаимодействия международных акторов моральные  нормы могут изменяться. Закон  один для всех.

Правовое регулирование  предполагает использование средств  принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции – редко). Регулятором соблюдения нравственных норм является мировое общественное мнение.

 

8. Международная безопасность. Типы режимов безопасности, факторы обеспечения безопасности

 

МБ – это  отсутствие угрозы войны. 2 задачи: гарантирование и поддержание мира; выживание государства при сохранении абсолютного суверенитета.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"