Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".
Ответ: Одним из основополагающих принципов международного права является принцип соблюдения прав человека и основных свобод – принцип самоопределения народов. Содержание:
1. Все народы имеют право определить свой юридический статус и осуществить независимо экономическое, социальное, культурное развитие.
2. Все государства обязаны уважать права другого.
3. Государства должны воздерживаться от насильственных действий, лишающих свободу и независимость.
4. В своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства.
5. Запрещается подчинение народа иностранному государству.
44. Система экономического плюрализма
Экономический плюрализм - многоукладность в экономике.
Формируется с 3 центрами: Сев и Южная Америка под эгидой США; Европа под ЕС; Юго-Восточная Азия под эгидой Японии.
Распределение 500 ТНК по странам и регионам: США 162, ЕС - 156, Япония -126, Швейцария – 14, Южная Корея – 13, Канада – 6, Бразилия – 5, Австрия – 5, Китай – 3, и др. – 10. Получается, что на 3 ведущих центра приходится 92% ТНК. При этом ТНК превращается в политическую силу.
45. С какими процессами отождествляют глобализацию
Процессы в глобализации: интенсификация трансграничных зон, политических связей (исторический период после холодной войны); трансформация мировой экономики, связанная с поведением на финансовом рынке; триумф американской системы ценностей (это комбинация экономической программы с программой политической); технологическая революция; неспособность национальных государств справится с глобальными проблемами.
46. Как произошло международное признание и определение задач политических наук
Термин МО был введен в оборот в 19-18 века. Характерен тем, что именно в Европе сложились политические системы современного типа, тогда же оформилась и та модель МО, в соответствии с которой гражданское общество страны наделяло государство полномочиями в области национальной безопасности и внешних сношений. Правительства государств вступали в официальные связи и именно поэтому каналу осуществлялась связь между государствами и остальными участниками.
В середине 19 в. в США, в Западной Европе сформировалась политическая система современного типа (наряду с государствами, существуют партии, общественные объединения). Одновременно утвердилась парламентская республика. Необходимости в анализе МО в конце 19 в. – начале 20 в. не ощущалась.
Термин МО возник после окончания 1 Мировой войны. Он впервые был использован: в 1919г. в Великобритании, кафедра – Уэльский университет.
1948 – в Париже на
Международном
1. Исследование теории политики.
2. Теория политических институтов.
3. Изучение деятельности партии, общественного мнения.
4. Теория МО.
47. История становления Международного права
История: Международное право зародилось с появлением государств в 17-18 веке, в МО пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства.
1856 г. – В Париже разнообразные нормы, права морской войны.
1899г. – Гаага. Конвенции о правилах ведения войны.
1919 г. – Учреждена Лига Наций для обеспечения мира и безопасности.
1945 г. – ООН 24 октября.
1970г. – Разнообразные
комплексы международных
В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.
Дополнительно:
Современное международное
48. Концепция безопасности
МБ – это отсутствие угрозы войны. 2 задачи: гарантирование и поддержание мира; выживание государства при сохранении абсолютного суверенитета.
Условия/факторы обеспечения безопасности: нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, экономическая и информационная безопасность, решение глобальных проблем. Международный режим безопасности определяется не столько отсутствием войн и конфликтов, сколько способностью мирового сообщества предвидеть перемены и превентивно на них реагировать. Международный режим безопасности – комплекс институтов и норм предназначенных для обеспечения безопасности участников.
Смысл и назначение МБ есть национальная безопасность. Национальная безопасность - защищенность общества, государства от внешних и внутренних угроз. Слагаемые национальной безопасности: военная политическая, экономическая, информационная, экологическая, гуманитарная.
Выделяют 3 режима безопасности:
1. Режим общей безопасности.
2. Коллективной безопасности.
3. Режим безопасности на основе сотрудничества
1. Основан на добровольном взаимном отказе от конфронтации и определяется следующими принципами:
-Урегулирование только дипломатичным путем;
-Применение силы только для самообороны;
-Отказ от
военного преимущества пред
-Взаимное согласие
в том, что безопасность
-Признание сокращения вооруженных сил и вооружений, в том числе главным критерием является общая безопасность.
2. Тип государственного сотрудничества, когда агрессия против одного участника рассматривается как агрессия против всех КБ. Особенность системы:
-универсальность (необходимость действий каждого)
-автоматизм
применения санкций;
-определение разногласий в понимании агрессии и в необходимости реагировать на него.
Недостатки режима КБ:
а) использование режима КБ без вклада в его поддержку;
б) процедуры принятия решений громоздки.
3. Принципы:
1.Общее участие.
2.Превентивная
дипломатия, дипломатическое
3.Наличие институтов не обязательно.
4.Выработка
мер военно-политического
5.Выработка
механизма консультаций и
49. Идеологический подход к трактовке глобализации
Существует 3 подхода к трактовке глобализации:
1. Узко-дисциплинарный подход - это объективный процесс формирования мирового финансово-информационного пространства на базе компьютерной технологии 90-е г. 20 в.
2. Идеологический подход:
Левые считают, что концепция глобализации идеологически обоснована властью ТНК. Глобализация связана с господством Международного банка, МВФ, ВТО. Идеологи отождествляют глобализацию с американизацией мира.
Правые считают глобализацию триумфальным шествием капитализма по всему миру или проявлением мирового зла
50. Методы наблюдения и сравнения в исследованиях ТМО
В МО необходимо систематизация данных, построение моделей объектов. Использование аналитических приемов.
Аналитические методы:
Наблюдение: (непосредственное – нет использования технических средств; опосредованное – технические средства). Бывает онлайн, т.е. прямое (внешнее; включенное – мы участники), косвенное – событие произошло, нас не было (набор информации). Чем больше данных, тем эффективнее наблюдение.
Главный недостаток наблюдения субъективность факторов (активность субъектов, его идеологическая позиция), несовпадение средств наблюдения
Сравнение – середина 60х г., необходимость сравнения между собой государств и их отдельных признаков – территория, военный потенциал, протяженность границ. Стимулировала развитие количественных методов в развитии отношений.
51. Первая группа ядерных государств. Проблемы ядерной безопасности, связанные с ними
В зависимости от обладания ядерным оружием государства подразделяются на 5 групп.
1 группа: 5 ядерных государств постоянных членов безопасности ООН (США, РФ, КНР, Британия, Франция). Наиболее яркий потенциал имеют США и Россия.
К концу 90-х годов у США было 7250 ядерных зарядов, а у РФ 6200 боеголовок. Средства доставки: межконтинентальные ракеты наземного и морского базирования, крылатые ракеты.
КНР к середине 90-х 435 ядерных боеголовок.
Франция - 450; Британия - 185 – эти государства не наращивают и не сокращают свой ядерный потенциал. Аргументируя незначительностью потенциала.
Наличие ядерного оружия у великих держав не вызывает в мире опасений, т.к. у власти находятся лидеры для которых ядерное оружие скорее средство политики, а не войны.
Проблемы:
Наличие большого количества ядерного оружия у РФ и США; Китай и Франция не участвуют в ДНЯО, хотя и соблюдают режим нераспространения.
52. Роль конкуренции
Конкуренция может улучшить производство, если она равноправна, она может служить фактором подавления национальной экономики. В конкурентной борьбе выживут те, кто имеет новейшие технологии и квалифицированную рабочую силу. Развившись в экономической сфере глобализация в конце 20 в. вышла за ее пределы и перестраивала политическую структуру.
Новые технологии, являются одной из движущих сил глобализации, но она, в свою очередь, усиливая конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран. Нарастает разрыв в благосостоянии, соперничество в технической сфере. Внимание ТНК уделяется научному развитию (объем расходов на научные работы в 300 ведущих компаниях составил $216 млрд.)
53. Суть и особенности доктрины информационных операций США
В октябре 1998 года, Министерство обороны США вводит в действие "Объединенную доктрину информационных операций". Первоначально эта публикация называлась "Объединенная доктрина информационной войны". Позже она была переименована в "Объединенную доктрину информационных операций". Причина изменения состояла в том, чтобы разъяснить отношения понятий информационных операций и информационной войны. Они были определены, следующим образом: информационная операция - действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем; информационная война - комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.
Информационное
превосходство определяется как
способность собирать, обрабатывать
и распределять непрерывный поток
информации о ситуации, препятствуя
противнику делать то же самое. Оно
может быть также определено и
как способность назначить и по
Информационное превосходство позволяет иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную картину действий противника и своих войск в реальном масштабе времени.
Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений, а также против компьютерных и информационных сетей и систем.
Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается путем проведения психологических операций, направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке, дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.
54. Укажите различие норм международного права по сфере действия и по нормативной силе действия
Нормы МП делятся по сферам действия и нормативной силе:
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"