Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

Ответ: Одним  из основополагающих принципов международного права является принцип соблюдения прав человека и основных свобод – принцип самоопределения народов. Содержание:

1. Все народы имеют право определить свой юридический статус и осуществить независимо экономическое, социальное, культурное развитие.

2. Все государства обязаны уважать права другого.

3. Государства должны воздерживаться от насильственных действий, лишающих свободу и независимость.

4. В своей  борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства.

5. Запрещается  подчинение народа иностранному государству.

 

44. Система экономического плюрализма

 

Экономический плюрализм - многоукладность в экономике.

Формируется с 3 центрами: Сев и Южная Америка  под эгидой США; Европа под ЕС; Юго-Восточная  Азия под эгидой Японии.

Распределение 500 ТНК по странам и регионам: США 162, ЕС - 156, Япония -126, Швейцария – 14, Южная Корея – 13, Канада – 6, Бразилия – 5, Австрия – 5, Китай – 3, и др. – 10. Получается, что на 3 ведущих центра приходится 92% ТНК. При этом ТНК превращается в политическую силу.

 

45. С какими процессами отождествляют глобализацию

 

Процессы в глобализации: интенсификация трансграничных зон, политических связей (исторический период после холодной войны); трансформация мировой экономики, связанная с поведением на финансовом рынке; триумф американской системы ценностей (это комбинация экономической программы с программой политической); технологическая революция; неспособность национальных государств справится с глобальными проблемами.

 

46. Как произошло международное признание и определение задач политических наук

 

Термин МО был введен в  оборот в 19-18 века. Характерен тем, что  именно в Европе сложились политические системы современного типа, тогда  же оформилась и та модель МО, в соответствии с которой гражданское общество страны наделяло государство полномочиями в области национальной безопасности и внешних сношений. Правительства государств вступали в официальные связи и именно поэтому каналу осуществлялась связь между государствами и остальными участниками.

В середине 19 в. в США, в Западной Европе сформировалась политическая система современного типа (наряду с государствами, существуют партии, общественные объединения). Одновременно утвердилась парламентская республика. Необходимости в анализе МО в конце 19 в. – начале 20 в. не ощущалась.

Термин МО возник после  окончания 1 Мировой войны. Он впервые был использован: в 1919г. в Великобритании, кафедра – Уэльский университет.

1948 – в Париже на  Международном политологическом  коллоквиуме была определена структура политической науки:

1. Исследование теории политики.

2. Теория политических институтов.

3. Изучение деятельности партии, общественного мнения.

4. Теория МО.

 

47. История становления Международного права

 

История: Международное право  зародилось с появлением государств в 17-18 веке, в МО пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства.

1856 г. – В Париже разнообразные нормы, права морской войны.

1899г. – Гаага. Конвенции  о правилах ведения войны.

1919 г. – Учреждена Лига  Наций для обеспечения мира  и безопасности.

1945 г. – ООН 24 октября.

1970г. – Разнообразные  комплексы международных правовых  норм по укреплению безопасности. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация о принципах МП. В декларации представлены 7 принципов: неприменения силы или угрозой силой; мирного разрешения споров; суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип самоопределения народов; принцип сотрудничества; принцип добросовестного сотрудничества/выполнения обязательств

В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.

Дополнительно: Современное международное право  определяется юристами как "особая система прав, функционирующая в  международной системе", как "государственно-волевое  явление; субъектами международного права являются, прежде всего, существующие государства, государства в стадии становления, МПО, некоторые государственно-подобные образования, в последние годы субъектами становятся и отдельные граждане

 

48. Концепция безопасности

 

МБ – это  отсутствие угрозы войны. 2 задачи: гарантирование и поддержание мира; выживание государства при сохранении абсолютного суверенитета.

Условия/факторы  обеспечения безопасности: нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, экономическая и информационная безопасность, решение глобальных проблем. Международный режим безопасности определяется не столько отсутствием войн и конфликтов, сколько способностью мирового сообщества предвидеть перемены и превентивно на них реагировать. Международный режим безопасности – комплекс институтов и норм предназначенных для обеспечения безопасности участников.

Смысл и назначение МБ есть национальная безопасность. Национальная безопасность - защищенность общества, государства от внешних и внутренних угроз. Слагаемые национальной безопасности: военная политическая, экономическая, информационная, экологическая, гуманитарная.

Выделяют 3 режима безопасности:

1. Режим общей безопасности.

2. Коллективной безопасности.

3. Режим безопасности на основе сотрудничества

1. Основан на добровольном взаимном отказе от конфронтации и определяется следующими принципами:

-Урегулирование  только дипломатичным путем;

-Применение  силы только для самообороны;

-Отказ от  военного преимущества пред другими  государствами;

-Взаимное согласие  в том, что безопасность государства  не должна зависеть от его военной мощи;

-Признание сокращения  вооруженных сил и вооружений, в том числе главным критерием  является общая безопасность.

2. Тип государственного сотрудничества, когда агрессия против одного участника рассматривается как агрессия против всех КБ. Особенность системы:

-универсальность (необходимость действий каждого)

-автоматизм  применения санкций; соблюдение  членами коллективной безопасности статуса КВО;

-определение разногласий в понимании агрессии и в необходимости реагировать на него.

Недостатки  режима КБ:

а) использование режима КБ без вклада в его поддержку;

б) процедуры принятия решений громоздки.

3. Принципы:

1.Общее участие.

2.Превентивная  дипломатия, дипломатическое сотрудничество  между государствами.

3.Наличие институтов  не обязательно.

4.Выработка  мер военно-политического доверия.

5.Выработка  механизма консультаций и принятия  решений.

 

49. Идеологический подход к трактовке глобализации

 

Существует 3 подхода  к трактовке глобализации:

1. Узко-дисциплинарный подход - это объективный процесс формирования мирового финансово-информационного пространства на базе компьютерной технологии 90-е г. 20 в.

2. Идеологический  подход:

Левые считают, что концепция глобализации идеологически  обоснована властью ТНК. Глобализация связана с господством Международного банка, МВФ, ВТО. Идеологи отождествляют глобализацию с американизацией мира.

Правые считают  глобализацию триумфальным шествием капитализма  по всему миру или проявлением  мирового зла

 

50. Методы наблюдения и сравнения в исследованиях ТМО

 

В МО необходимо систематизация данных, построение моделей объектов. Использование аналитических приемов.

Аналитические методы:

Наблюдение: (непосредственное – нет использования технических средств; опосредованное – технические средства). Бывает онлайн, т.е. прямое (внешнее; включенное – мы участники), косвенное – событие произошло, нас не было (набор информации). Чем больше данных, тем эффективнее наблюдение.

Главный недостаток наблюдения субъективность факторов (активность субъектов, его идеологическая позиция), несовпадение средств наблюдения

Сравнение –  середина 60х г., необходимость сравнения  между собой государств и их отдельных  признаков – территория, военный  потенциал, протяженность границ. Стимулировала  развитие количественных методов в  развитии отношений.

 

51. Первая группа ядерных государств. Проблемы ядерной безопасности, связанные с ними

 

В зависимости  от обладания ядерным оружием  государства подразделяются на 5 групп.

1 группа: 5 ядерных  государств постоянных членов  безопасности ООН (США, РФ, КНР, Британия, Франция). Наиболее яркий потенциал имеют США и Россия.

К концу 90-х годов  у США было 7250 ядерных зарядов, а у РФ 6200 боеголовок. Средства доставки: межконтинентальные ракеты наземного  и морского базирования, крылатые ракеты.

КНР к середине 90-х 435 ядерных боеголовок.

Франция - 450; Британия - 185 – эти государства не наращивают и не сокращают свой ядерный потенциал. Аргументируя незначительностью потенциала.

Наличие ядерного оружия у великих держав не вызывает в мире опасений, т.к. у власти находятся лидеры для которых ядерное оружие скорее средство политики, а не войны.

Проблемы:

Наличие большого количества ядерного оружия у РФ и  США; Китай и Франция не участвуют в ДНЯО, хотя и соблюдают режим нераспространения.

 

52. Роль конкуренции

 

Конкуренция может  улучшить производство, если она равноправна, она может служить фактором подавления национальной экономики. В конкурентной борьбе выживут те, кто имеет новейшие технологии и квалифицированную рабочую силу. Развившись в экономической сфере глобализация в конце 20 в. вышла за ее пределы и перестраивала политическую структуру.

Новые технологии, являются одной из движущих сил глобализации, но она, в свою очередь, усиливая конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран. Нарастает разрыв в благосостоянии, соперничество в технической сфере. Внимание ТНК уделяется научному развитию (объем расходов на научные работы в 300 ведущих компаниях составил $216 млрд.)

 

53. Суть и особенности доктрины информационных операций США

 

В октябре 1998 года, Министерство обороны США вводит в действие "Объединенную доктрину информационных операций". Первоначально эта публикация называлась "Объединенная доктрина информационной войны". Позже она была переименована в "Объединенную доктрину информационных операций". Причина изменения состояла в том, чтобы разъяснить отношения понятий информационных операций и информационной войны. Они были определены, следующим образом: информационная операция - действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем; информационная война - комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

Информационное  превосходство определяется как  способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток  информации о ситуации, препятствуя  противнику делать то же самое. Оно  может быть также определено и  как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.

Информационное  превосходство позволяет иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную картину действий противника и своих войск в реальном масштабе времени.

Информационное  противоборство осуществляется путем  проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений, а также против компьютерных и информационных сетей и систем.

Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается  путем проведения психологических  операций, направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке, дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.

 

54. Укажите различие норм международного права по сфере действия и по нормативной силе действия

 

Нормы МП делятся по сферам действия и нормативной силе:

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"