Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

Условия/факторы  обеспечения безопасности:

1. Нераспространение оружия массового поражения.

2. Борьба с международным терроризмом.

3. Экономическая и информационная безопасность.

4. Решение глобальных проблем.

Международный режим безопасности определяется не столько отсутствием войн и конфликтов, сколько способностью мирового сообщества предвидеть перемены и превентивно на них реагировать. Международный режим безопасности – комплекс институтов и норм предназначенных для обеспечения безопасности участников.

Смысл и назначение МБ есть национальная безопасность. Национальная безопасность - защищенность общества, государства от внешних и внутренних угроз. Слагаемые национальной безопасности: военная, политическая, экономическая, информационная, экологическая, гуманитарная.

Выделяют 3 режима безопасности:

1. Режим общей безопасности.

2. Режим коллективной безопасности.

3. Режим безопасности на основе сотрудничества

1. На добровольном взаимном отказе от конфронтации и определяется следующими принципами:

-Урегулирование  только дипломатичным путем

-Применение  силы только для самообороны

-Отказ от  военного преимущества пред другими  государствами

-Взаимное согласие  в том, что безопасность государства  не должна зависеть от его  военной мощи

-Признание сокращения  вооруженных сил и вооружений, в том числе главным критерием  является общая безопасность

2. Тип государственного сотрудничества, когда агрессия против одного участника рассматривается как агрессия против всех. Особенность системы:

-универсальность (необходимость действий каждого)

-автоматизм  применения санкций;

-соблюдение членами коллективной безопасности статуса КВО;

-определение разногласий в понимании агрессии и в необходимости реагировать на него.

Недостатки  режима КБ:

а) использование режима КБ без вклада в его поддержку;

б) процедуры принятия решений громоздки.

3. Принципы:

1. Общее участие.

2. Превентивная дипломатия, дипломатическое сотрудничество между государствами.

3. Наличие институтов не обязательно.

4. Выработка мер военно-политического доверия.

5. Выработка механизма консультаций и принятия решений.

 

9. Как классифицируются международные соглашения, регулирующие права человека

 

Международное гуманитарное право защищает человека в военных конфликтах, гуманитарных и экологических катастрофах. Гуманизация вооруженных конфликтов - главная цель.

МГП защищает права  человека по 3м направлениям:

1. Установление правил ведения войны и применения оружия (правило Гааги).

2. Защита жертв ВО (право Женевы).

3. Защита основных прав человека (право Нью-Йорка).

Существуют 3 группы Международных соглашений по правам человека:

1. Нормы, касающиеся  права человека в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, и другие, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека главным образом в условиях мира).

2. Конвенция о защите прав в Вооруженных Конфликтах Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

3. Документы  об ответственности за преступления  в области прав человека в  ВК и мирное время, сюда относится  Мюрбергский Устав - он вынес приговоры международным военным трибуналом (Токио), Конвенция о геноциде и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям.

 

10. Сходство  и различие международного права и международной морали в международных отношениях

 

Международная мораль - нравственные нормы, взятые из человеческой цивилизации, из практики международного общения. Функциональная значимость – показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Международное право – совокупность юридических  принципов и норм, регулирующее отношения между субъектами международного права.

Особенности и  противоречия морали и права:

1.Этические  представления акторов очень разнообразны.

2.Несовпадения  нравственных установок и ценностей  порождает различия в оценке  справедливости 3.Рекомендательный характер норм МО.

4.Единство международного  права и международной морали  обусловлено: общностью социальных  основ, функциональной общностью,  регулятивным назначением, общностью  нормативно-ценностной природой  права и морали.

Право и мораль – это правило поведения в форме юридического или правового долга.

Различие права  и морали:

1.Институциональность.  Система международного права  состоит из элементов: правовое  сознание, правовые нормы, правовые отношения, правовые институты. В механизме нравственного регулирования МО институты отсутствуют.

2. Моральные нормы шире, чем правовые. Моральные и правовые возникают из системы ценностей социальной общности. Разные акторы по-разному понимают моральные нормы. Но моральные нормы должны соответствовать общепризнанным международным образцам. От степени этого соответствия зависит предсказуемость действий акторов, жизнеспособность/деятельность мировой системы.

3.Нормы морали  мягче, чем нормы права. Для  взаимодействия международных акторов  моральные нормы могут изменяться. Закон один для всех.

Право и мораль имеют разные регулятивные возможности:

1.В отличие  от внутригосударственного законодательства  нормы права применяются с  согласия акторов и носят рекомендательный  характер.

2.Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции – редко). Регулятором нравственных норм является мировое общественное мнение.

Сложность политической морали проявляется в: конфликте /несовпадении различных систем ценностей, конфликте теоретических представлений

 

11. Метод изучения документов в исследовании международных отношений

 

Изучение документов - базовый метод для исследования. Наиболее доступные: сообщения пресс-служб о визитах государственных деятелей; уставные документы; международные правительственные организации; декларации и сообщения властных структур. Неофициальные: письменные/аудиовизуальные записи мнений частных лиц - воспоминания непосредственных участников событий; фотографии, кинофильмы, лозунги и т.д. Изучались в СССР в условиях дефицита содержание лозунгов, плакатов, количество официальных лиц и т.д.

Применительно к международным отношениям оно  имеет ту особенность, что у «неофициального» исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации (в отличие, например, от штабных аналитиков, экспертов международных ведомств или работников органов безопасности). Большую роль в этом играют представления того или иного режима о государственной тайне и безопасности. В СССР, например, предметом государственной тайны долгое время оставался объем добычи нефти, уровень промышленного производства и т.д.; существовал огромный массив документов и литературы, предназначенной только «для служебного пользования», сохранялся запрет на свободное хождение иностранных изданий, огромное множество учреждений и институтов было закрыто для «посторонних». Существует и другая проблема, затрудняющая использование данного метода, который является одним из исходных, базовых для любого исследования в области социальных и политических наук - это проблема финансовых средств, необходимых для приобретения, обработки и хранения документов, оплаты связанных с этим трудовых затрат и прочего. Понятно поэтому, что чем более развитым является государство и чем более демократическим является его политический режим, тем более благоприятные возможности существуют и для исследований в области социальных и политических наук. К сожалению, для современной России обе указанные проблемы весьма актуальны. А обострение экономического кризиса в сочетании с поворотом ценностных приоритетов массового сознания в сторону меркантилизма, связанного с утратой многих духовных ориентиров, необычайно обостряет трудности исследовательской работы в целом и в области международных отношений, в частности.

 

12. Определение, цели и происхождение международного гуманитарного права

 

Международное гуманитарное право защищает человека в военных конфликтах, гуманитарных и экологических катастрофах. Гуманизация  вооруженных конфликтов - главная цель.

МГП защищает права  человека по 3м направлениям:

1. Установление  правил ведения войны и применения  оружия (правило Гааги).

2. Защита жертв  ВО (право Женевы).

3. Защита основных  прав человека (право Нью-Йорка).

Существуют 3 группы Международных соглашений по правам человека:

1. Нормы, касающиеся  права человека в условиях  мира (Всеобщая декларация прав  человека, Пакты о правах человека, и другие, которые содержат принципы  и нормы, касающиеся прав человека  главным образом в условиях  мира).

2. Конвенция  о защите прав в Вооруженных  Конфликтах Гаагских конвенций  1899 и 1907 гг., о законах и обычаях  войны, а также четыре Женевские  конвенции 1949 г. о защите жертв  войны и Дополнительные протоколы  к ним, принятые в 1977 г.

3. Документы  об ответственности за преступления в области прав человека в ВК и мирное время, сюда относится Мюрбергский Устав - он вынес приговоры международным военным трибуналом (Токио), Конвенция о геноциде и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям.

 

13. Нормы и принципы международного права. История, источники, элементы. Классификация по сферам действия

 

История: Международное  право зародилось с появлением государств в 17-18 веке, в МО пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства.

1856 г. – В Париже разнообразные нормы, права морской войны

1899г. – Гаага.  Конвенции о правилах ведения  войны.

1919 г. – Учреждена  Лига Наций для обеспечения  мира и безопасности.

1945 г. – ООН  24 октября 

1970 г. – Разнообразные комплексы международных правовых норм по укреплению безопасности. Генеральной Ассамблеей ООН, принята Декларация о принципах МП. В декларации представлены 7 принципов: неприменения силы или угрозой силой; мирного разрешения споров; суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип самоопределения народов; принцип сотрудничества; принцип добросовестного сотрудничества/выполнения обязательств.

В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.

Принципы/нормы  МП.

Принципы МП – суть критерия законности норм МП, нормы МП делятся по сферам действия и нормативной силе:

По сфере  действия: универсальные (императивны, действуют для всех субъектов; глобальность действия; всеобщая обязательная сила; создание и отмена международным сообществом), локальные (действуют среди ограниченного круга и не входят в общее МП), региональные (действуют в границах регионах (например - Европа)).

По нормативной силе: императивные (для всех), диспозитивные.

Субъекты не могут по собственному усмотрению менять своих прав и обязанностей. В рамках норм субъекты по соглашению могут  определять свои права и обязанности.

 

14. Влияние  технологических достижений на процесс глобализации

 

Глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в ходе трансграничного обмена товарами и капиталом.

1.Развитие науки,  транспорта (связь мгновенна)

2.Техничсекие  средства помогают решать проблемы  без непосредственного контакта.

3. Возможность перемещать большие грузы.

Главное: формирование единого мирового хозяйствования.

Новые технологии, являются одной из движущих сил глобализации, но она, в свою очередь, усиливая конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран. Нарастает разрыв в благосостоянии, соперничество в технической сфере. Внимание ТНК уделяется научному развитию (объем расходов на научные работы в 300 ведущих компаниях составил $216 млрд.)

 

15. Становление теории международных отношений

 

Термин МО был  введен в оборот в 19-18 века (Иеремен Бентан). Характерен тем, что именно в Европе сложились политические системы современного типа, тогда же оформилась и та модель МО, в соответствии с которой гражданское общество страны наделяло государство полномочиями в области национальной безопасности и внешних сношений. Правительства государств вступали в официальные связи и именно поэтому каналу осуществлялась связь между государствами и остальными участниками.

В середине 19 в. в США, в Западной Европе сформировалась политическая система современного типа (наряду с государствами, существуют партии, общественные объединения). Одновременно утвердилась парламентская республика. Необходимости в анализе МО в конце 19 в. – начале 20 в. не ощущалась.

Термин МО возник после окончания Первой мировой войны. Он впервые был использован: в 1919 г. в Великобритании, кафедра – Уэльский университет.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"