Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

По сфере  действия: универсальные (императивны, действуют для всех субъектов; глобальность действия; всеобщая обязательная сила; создание и отмена международным сообществом), локальные (действуют среди ограниченного круга и не входят в общее МП), региональные (действуют в границах регионах (например – Европа)).

По нормативной  силе: императивные (для всех), диспозитивные.

 

55. Противоречия глобализации

 

Противоречия  глобализации между общечеловеческими  и национальными интересами, между глобализацией и стремлением народов к самоопределению, между гражданским порядком внутри государства и «естественным состоянием» в рамках МО.

 

56. Глобализация и судьба национального государства

 

Глобализация  – это усиливающаяся взаимосвязь  национальных государств и регионов образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами  и нормами экономического, политического и культурного поведения.

Считается, что  глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национального государства. Эпоха национальных государств близится к концу. Факторы ослабления: транснационализация и виртуализация финансов РФ, сокрытие капитала от государства; получение прибыли обусловлено территорией; возрастание мобильности капитала; при слабой управленческой способности государства национальная политика попадает в зависимость от международных финансовых рынков.

 

57. Сравните государства третьей и четвертой групп по степени ядерной опасности

 

В зависимости от обладания  ядерным оружием государства  подразделяются на 5 групп:

1 группа: 5 ядерных государств  постоянных членов безопасности  ООН (США, РФ, КНР, Британия, Франция). Наиболее яркий потенциал имеют США и Россия.

2 группа: Израиль, Пакистан, Индия.

3 группа: Алжир, Иран, Ирак, Северная Ливия, КНДР и Южная Корея. Наибольшая опасность может исходить от третьей группы пороговых государств. Алжир и Ливия отказались от разработки ядерного оружия. США оказывает давление на эти государства, что может вызвать противодействие, непредсказуемые последствия. Нестабильный режим, терроризм (Ирак, Иран, КНДР) – это ось зла.

4 группа: Чили, Аргентина,  Бразилия. Подошли к созданию ядерного запаса, но затем отказались от производства. ЮАР совместно с Израилем занимались разработкой ядерного оружия.

5 группа Белоруссия, Украина, Казахстан. После распада СССР ядерные силы выведены из стран, теперь государства безядерны.

4-5 группа участвуют в режиме не распространения. Большинство стран не входит ни в одну группу и не намерено создавать ядерное оружие.

 

58. Укажите признаки становления международного общества

 

Термин МП исходит из представления  о том, что социальные общности являются элементами единого социума. Характер отношений между элементами международного общества напоминают отношения внутри государства.

Сходства: делегирование  полномочий наверх, система права, институты  для реализации права. Отличия: отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетов, территориальная разделенность, право сильного.

Но МО постепенно выходят из естественного состояния, когда сильный делает, что хочет, слабый, что поможет. Сегодня государства связаны единой экономической нитью, разделяют похожие идеалы, имеют общие проблемы, государство представлены в совместных политических структурах, поэтому минимум единства указывает на существование международного общества.

Цель международного порядка - устройство МО, которое обеспечивает безопасность и развитие общества.

 

59. Метод когнитивного картирования

 

Когнитивное картирование –  метод анализа того, как политический деятель воспринимает политическую ситуацию. Метод выявляет основные понятий, которыми оперирует политик для нахождения причинно-следственных связей. Когнитивная карта - графическое изображение содержаний в сознании человека, стратегия получения/обработки/анализа/хранения, составляет информацию о прошлом, будущем и настоящем. Позволяет изучить человеческий фактор, но очень затратен.

 

60. Условия обеспечения международной безопасности

 

МБ – это отсутствие угрозы войны. 2 задачи: гарантирование и поддержание мира; выживание  государства при сохранение абсолютного  суверенитета.

Условия/факторы обеспечения  безопасности: нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, экономическая и информационная безопасность, решение глобальных проблем. В настоящее время только закладываются основы системы национальной безопасности.

Международный режим безопасности определяется не столько отсутствием войн и конфликтов, сколько способностью мирового сообщества предвидеть перемены и превентивно на них реагировать. Международный режим безопасности – комплекс институтов и норм предназначенных для обеспечения безопасности участников.

Смысл и назначение МБ есть национальная безопасность. Национальная безопасность - защищенность общества, государства от внешних и внутренних угроз. Слагаемые национальной безопасности: военная, политическая, экономическая, информационная, экологическая, гуманитарная.

 

61. Содержание понятия международный порядок. Типы и особенности международного порядка

 

Термин МП исходит  из представления о том, что социальные общности являются элементами единого социума. Характер отношений между элементами международного общества напоминают отношения внутри государства.

Сходства: делегирование  полномочий наверх, система права, институты  для реализации права. Отличия: отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетов, территориальная разделенность, право сильного.

Но МО постепенно выходят из естественного состояния, когда сильный делает, что хочет, слабый, что поможет. Сегодня государства связаны единой нитью, разделяют похожие идеалы, имеют общие проблемы, поэтому минимум единства указывает на существование международного общества.

Цель международного порядка - устройство МО, которое обеспечивает безопасность и развитие общества.

Особенности МП: нормы права носят не обязательный характер, в основе политики государств лежат не совпадающие интересы. В сфере МО нет центральной власти. Поэтому возникает вопрос: возможно ли построение глобального порядка. Для безопасности и выживания общество стремилось регулировать МО, это выражалось в развитии систем международного права, международных организаций и институтов, усилении их роли в международной жизни.

Под международным  порядком понимают: 1) законность, то есть подчинение нормам международного права; 2) международная стабильность; 3) статус КВО.

2 типа МП: императивные (реально существующие), нормативный порядок (того, чего хотели).

Существуют 2 измерения  в МП международного порядка: горизонтальное (отношения между равными); вертикальное (между слабыми и сильными). Главным  фактором поддержания международного порядка была военная сила.

 

62. Содержание принципа самоопределения народов

 

1970г. – Разнообразные  комплексы международных правовых  норм по укреплению безопасности. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация о принципах МП. В декларации представлены 7 принципов: пр. неприменения силы или угрозой силой; мирного разногласия споров; суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип самоопределения народов; принцип сотрудничества; принцип добросовестного сотрудничества/выполнения обязательств В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.

Принцип самоопределения: все народы имеют право определять свой политический статус, осуществлять независимо экономическое социальное и др. развитие. Все государства обязаны уважать это правило и содействовать его осуществлению; государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы свободы и независимости; в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства. Запрещается подчинение народов иностранным государствам. Должен использоваться принцип сотрудничества и использования международных обязательств.

 

63. Главные черты информационного общества

 

Информационное общество – совокупность информационных ресурсов и инфраструктуры для формирования, распространения и использования информации. Черты: трансграничность, высокая зависимость от информации; склонность потреблять и интерпретировать информацию.

Отличительные черты:

-увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

-возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

-нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

-создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным продуктам и услугам.

 

64. Особенности и последствия одностороннего выхода США из договора о ПРО

 

Когда СССР и  США накопило оружие, количество которого превышало любые разумные цели, ЯО стало обузой, т.к. это требовало больших расходов, поэтому начались переговоры по разоружению.

В 1972г. СССР и США заключили договор об ограничении систем ПРО (противоракетной обороны). Цель – устраняя защиту от ядерной атаки договор ставил 2 государства в равное положение.

В связи с  угрозой от «стран-изгоев» (Иран, КНДР) США в нарушение договора 1972г. поставили на вооружение систему ПРО. Это был односторонний выход США из договора.

Последствия этого  шага: ПРО не дает 100% защиты от ядерных  атак. Невыполнение договора о ПРО нарушает стратегический баланс в мире, что заставляет Китай и другие государства наращивать ядерные силы. Это понизит уровень глобальной безопасности.

 

65. Международное право и защита прав человека

 

История: Международное  право зародилось с появлением государств в 17-18 веке, в МО пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства.

1856 г. – В Париже разнообразные нормы, права морской войны.

1899г. – Гаага.  Конвенции о правилах ведения  войны.

1919 г. – Учреждена  Лига Наций для обеспечения мира и безопасности.

1945 г. – ООН  24 октября.

1970г. – Разнообразные  комплексы международных правовых  норм по укреплению безопасности. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация о принципах МП. В декларации представлены 7 принципов: неприменения силы или угрозой силой; мирного разногласия споров; суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип самоопределения народов; принцип сотрудничества; принцип добросовестного сотрудничества/выполнения обязательств.

В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.

Роль МП в защите и обеспечение прав: главный принцип МП заключается в этом. 1948 – ГА ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека (это свод важнейших императивных норм). Нормы конкретизированы в двух документах: в международном пакте о гражданских и политических правах; международном пакте об экономических, социальных, культурных правах. Эти пакты были приняты в 1966, в дейтсвие вступили в 1976.

Региональные  договоры: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. – в силу вступила в 53г.; Американская конвенция о правах человека 1969 - в силу вступила в 78г.; Африканская хартия прав человека и народов 1981г. (в силе с 88г.); конвенция СНГ о правах и основных свободах человека – 1995г.

Недостатки:

1. Вопросы использования как оружия для достижения политических целей;

2. Двойные стандарты в соблюдении прав;

3. Гуманитарная интервенция.

МП не совершенно, но недостаточно преодолеваются.

 

66. Аспекты информационной безопасности государств

 

Информационная  безопасность – комплекс мер по защите государства, общества и личности от информационного оружия, имеющего целью поражение общественного сознания, политической, экономической и оборонной системы противника.

Информационное  оружие – это средство для контроля над информационными ресурсами  противника. 2 вида: технические средства (уничтожают, искажают, похищают информацию), психологические средства (дезинформация общественного мнения).

2 аспекта информационной безопасности:

1. Информационно  технический – есть защита телекоммуникаций от несанкционированного доступа, от компьютерных вирусов, от несанкционированного использования радиочастот, от радиоэлектронных атак.

2. Информационно-психологическая. Защита психики общества и государства (от негативного информационного воздействия, цель которого управление принятием решений).

 

67. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов между РФ и США

 

Когда СССР и  США накопило оружие, количество которого превышало любые разумные цели, ЯО стало обузой, т.к. это требовало больших расходов, поэтому начались переговоры по разоружению.

Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1 и ОСВ-2 1992г. Договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений CНВ-1 и CНВ-2 – не были реализованы.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"