Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".
Под международным порядком понимают:
1) законность, то
есть подчинение нормам
2) международная стабильность;
3) статус КВО.
2 типа МП: императивные (реально существующие), нормативный порядок (того, чего хотели).
Существуют 2 измерения в МП международного порядка: горизонтальное (отношения между равными); вертикальное (между слабыми и сильными). Главным фактором поддержания международного порядка была военная сила
35. Информационное оружие
Информационная безопасность – комплекс мер по защите государства, общества и личности от информационного оружия, имеющего целью поражение общественного сознания, политической, экономической и оборонной системы противника.
Информационное оружие – это средство для контроля над информационными ресурсами противника. 2 вида: технические средства (уничтожают, искажают, похищают информацию), психологические средства (дезинформация общественного мнения).
2 аспекта информационной безопасности:
1. Информационно технический – есть защита телекоммуникаций от не санкционированного доступа, от компьютерных вирусов, от несанкционированного использования радиочастот, от радиоэлектронных атак.
2 Информационно-психологическая.
36. Характер отношений внутри государств и между элементами «международного общества». Сходства и различия
Термин МП исходит из представления о том, что социальные общности являются элементами единого социума. Характер отношений между элементами международного общества напоминают отношения внутри государства.
Сходства: делегирование полномочий наверх, система права, институты для реализации права. Отличия: отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетов, территориальная разделенность, право сильного.
МО постепенно выходят из естественного состояния, когда сильный делает, что хочет, слабый, что поможет. Сегодня государства связаны единой нитью, разделяют похожие идеалы, имеют общие проблемы, поэтому минимум единства указывает на существование международного общества.
Цель международного порядка - устройство МО, которое обеспечивает безопасность и развитие общества.
Особенности МП: нормы права носят не обязательный характер, в основе политики государств лежат не совпадающие интересы. В сфере МО нет центральной власти. Возникает вопрос: возможно ли построение глобального порядка? Для безопасности и выживания общество стремилось регулировать МО, это выражалось в развитие систем международного права, международные организации и институты, усиление их роли в международной жизни.
Под международным порядком понимают: 1) законность, то есть подчинение нормам международного права; 2) международная стабильность; 3) статус КВО.
37. Особенности, которые в последние годы получило развитие МГП
Международное гуманитарное право – защищает человека в военных конфликтах, гуманитарных и экологических катастрофах. Гуманизация вооруженных конфликтов - главная цель
МГП защищает права человека по 3м направлениям:
1. Установление правил ведения войны и применения оружия (правило Гааги).
2. Защита жертв ВО (право Женевы).
3. Защита основных прав человека (право Нью-Йорка)
Особенности: Границы применения расширены на природные катастрофы, массовые политические репрессии, экологические бедствия. Принят принцип свободного доступа к жертвам конфликтов (верховный комиссариат по делам беженцев, фонд детей, красный крест). Пример: землетрясение в Армении 1988 г. ООН в своей резолюции указывает на обязанность оказания гуманитарной помощи.
ООН указывает в своей резолюции на обязанность оказание государственной помощи.
Особенности: обеспечение доступа международной организации к нуждающимся; массовые нарушения являются ограничением прав человека.
Особенность: современное правосознание не воспринимает национальный суверенитет как неограниченное право творить любой произвол; ссылки на национальный суверенитет не могут служить аргументов простив международных акций.
38. Прогностические методы в исследованиях МО
Дельфийский метод: Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки того или иного международного события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации.
Построение сценариев: Этот метод состоит в построении идеальных моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке о ее последствиях. На первом этапе производится анализ и отбор главных факторов, определяющих, по мнению исследователя, дальнейшее развитие ситуации. На втором этапе выдвигаются гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. На третьем этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и более или менее подробно описывается ряд гипотез (сценариев), соответствующих каждому из них. Системный подход: общепризнанным преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности. На основе системного подхода ряд авторов отличают международные отношения от международной политики.
Моделирование: Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.
Системное моделирование
международных отношений –
На втором этапе речь идет о построении содержательной концептуальной модели как исходной точке решения общей задачи исследования. На третьем этапе проводится более детальный анализ состава и внутренней структуры международных отношений, т.е. построение ее развернутой модели.
К преимуществам можно отнести обобщающий, синтезирующий характер системного подхода. Он позволяет обнаружить как целостность изучаемого объекта, так и многообразие составляющих его элементов. Системный подход дает возможность не только фиксировать те или иные изменения в функционировании международных отношений, но и обнаружить причинные связи таких изменений с эволюцией международной системы. Недостатки: модель не дает уверенности в правильности сделанных на ее основе выводов, всегда существует определенный разрыв между сконструированной тем или иным автором моделью и действительными источниками тех выводов, которые формулируются им об исследуемом объекте.
Роль прогностических методов МО трудно переоценить: в конечном счете, и анализ, и объяснение фактов нужны не сами по себе, а ради составления прогнозов возможного развития событий в дальнейшем. В свою очередь, прогнозы составляются с целью принятия адекватного международно-политического решения.
39. Новые черты международных отношений глобального мира
Выделяют несколько особенностей:
1. Рост экономического потенциала негосударственного ТНК и его независимая реализация от государств. Под контролем ТНК находится более половины производства.
2. Поэтому происходит
вытеснение государств с
3. Размывание границ между внутренней и внешней политикой государств.
4. Экономизация
политики и закрепление
Торговля между развитыми странами увеличивается более резкими темпами. Доля взаимопоставок во внешнем торговом обороте развитых стран составил 1953 – 38% экспорта, 63г.-43%, 73-54%, 90-76%. В настоящие время более 85%. Развитые страны вносят непропорциональный вклад. Фактически глобализация распространяется на группу самых развитых стран (ОЭСР), 5% торговых потоков членов ОЭСР выходят за пределы. Появляется условия, при которых геоэкономическая и геофинансовая власть диктуют миру свою власть и правила неолиберальной глобализации.
40. Исторические типы международного порядка
Современный международный порядок и современная система межгосударственных отношений ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской. Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство, а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального суверенитета.
Исторические типы:
1. Модель «состояния войны»: сущность МО – это война, либо подготовка к ней. Общие нормы - хрупки, временны, они пропорциональны поддерживающей их силе, подчинены преходящему совпадению интересов. Сторонники этой модели (Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Гегель) сходятся во мнении, согласно которому в международных отношениях не существует общего разума, который умерил бы амбиции каждого актора, а есть лишь институциональная рациональность: поиски наилучших средств для особых целей, расчет сил, приводящие не к гегемонии, а к конфликтам.
2. Модель ненадежного
мира или нарушаемого порядка.
Является реакцией на
Каждая из приведенных моделей отражала часть действительности своего времени. В последние десятилетия привнесли в международный порядок существенные изменения. Сегодня достаточно четко просматриваются два качественно разных этапа послевоенного международного устройства: период "холодной войны" и современный период, начало которому положили перемены в нашей стране и в странах Восточной Европы и который следует характеризовать как переходный.
41. Прецедентная форма «права на вмешательство»
Прецедентное право – это замена правовых норм правом силы. Принцип прав человека тесно связан с международным гуманитарным правом - правом на вмешательство в целях оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих массовыми страданиями и гибелью людей. Эти изначально два разных вида международного права (различаются по источникам, по целям, по природе, и по методам применения) в последние годы все в большей мере сближаются друг с другом. Основой такого сближения является то, что в обоих случаях речь идет о защите фундаментальных, естественных прав людей - права на нормальные условия существования, на сохранение здоровья, на саму жизнь. С другой стороны, в обоих случаях речь идет о столкновении с принципом государственного суверенитета, запрещающим любое вмешательство во внутренние дела государства.
В последние годы эта проблема приобретает качественно новое измерение. Во-первых, было конкретизировано поле применения гуманитарного права, в которое входят ситуации трех типов: природные катастрофы; массовые политические репрессии; экологические бедствия. Во-вторых, впервые в международном праве принимается принцип свободного доступа к жертвам - доступа для спасателей, представителей Красного креста, организаций и систем ООН, Верховного комиссариата по делам беженцев. Специалисты указывают на целый ряд возникающих вопросов: Кто должен принимать решение о вмешательстве - влиятельные межправительственные организации (ООН, СБСЕ) или сами государства? Могут ли подобные решения приниматься без согласия того государства, населению которого оказывается гуманитарная помощь? Другая группа вопросов касается границ между гуманитарным вмешательством и вмешательством политическим. Не является ли всякое вмешательство неизбежно политическим? Ведь ни одно государство никогда не может абстрагироваться от своих национальных интересов, а любое решение ООН является продуктом политического соглашения
Указанные вопросы являются еще одним свидетельством противоречивости международного права. И все же было бы неверно не видеть того, что основные принципы являются главным каналом проникновения общечеловеческих норм взаимодействия между социальными общностями в международные отношения
42. Сферы информационного противоборства (ИП)
Информационная безопасность – это комплекс мер по защите государства, общества и личности от информационного оружия, имеющего целью поражение общ сознания, полит, эконом и оборонной системы противников. ИП – это борьба в информационном пространстве с использованием политических, экономических, дипломатических, военных и иных средств. Цель ИП: воздействие на информационное поле противника; защита собственного.
Сферы: политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная, технологическая, социальная, идеологическая.
43. Принцип самоопределения народов
Под основными принципами МП понимаются его наиболее широкие и важные нормы, в которых выражается его главное содержание и характерные черты и которые обладают высшей, императивной юридической силой. Основные принципы закреплены в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Десять принципов: суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"