Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория международных отношений".

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

2. Соблюдение  прав человека (невмешательство, самоопределение, уважение прав и свобод человека).

Особое место  занимают 2 принципа: сотрудничество и  добросовестное выполнение.

 

24. Соотношение категорий «международные отношения», «международная политика», «мировая политика»

 

Международные отношения – это совокупность экономических, идеологических, дипломатических, военных, культурных взаимоотношений  субъектами, действующими на международной  арене.

Политика есть результат деятельности субъектов в своих интересах.

Анализ международных  отношений основан на 3х категориях:

Мировая политика – это процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь всего сообщества.

Международная политика – решает локальные или региональные проблемы между акторами международных отношений, которые не требуют усилия всего сообщества.

Внешняя политика проводится отдельными акторами.

Термины мировая  политика и международная политика иногда употребляются как синонимы. Мировая политика отличается от международной политики особенностями: по содержанию проблем, по характеру субъектов.

Со временем меняются не только международные отношения, но и их концепции. Всегда были, есть и будут 2 типа международных отношений: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

 

25. Три группы международных соглашений, регулирующих права человека

 

Международное гуманитарное право – защищает человека в военных конфликтах, гуманитарных и экологических катастрофах. Гуманизация  вооруженных конфликтов - главная цель

МГП защищает права  человека по 3м направлениям:

1.Установление  правил ведения войны и применения оружия (правило Гааги).

2.Защита жертв ВО (право Женевы).

3.Защита основных прав человека (право Нью-Йорка).

Существуют 3 группы Международных соглашений по правам человека:

1. Нормы, касающиеся права человека в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека главным образом в условиях мира).

2. Конвенция о защите прав в Вооруженных Конфликтах Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

3. Документы  об ответственности за преступления в области прав человека в ВК и мирное время, сюда относится Мюрбергский Устав - он вынес приговоры международным военным трибуналом (Токио), Конвенция о геноциде и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям

 

26. Единство и различия международного права и международной морали. Особенности и специфика международного права

 

Международная мораль - нравственные нормы, взятые из человеческой цивилизации, из практики международного общения. Функциональная значимость – показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Международное право – совокупность юридических  принципов и норм, регулирующее отношения  между субъектами международного права.

Политические  нормы – правила поведения, устанавливаемые государствами из собственных интересов. Это результат международного соглашения. Из всех перечисленных юридическую силу имеют только правовые нормы.

Особенности и  противоречия морали и права:

1.Этические  представления акторов очень  разнообразны.

2.Несовпадения нравственных установок и ценностей порождает различия в оценке справедливости.

3.Рекомендательный  характер норм МО.

4.Единство международного  права и международной морали  обусловлено: общностью социальных  основ, функциональной общностью,  регулятивным назначением, общностью нормативно-ценностной природой права и морали.

Право и мораль – это правило поведения в  форме юридического или правового  долга.

Различие права  и морали:

1.Институциональность.  Система международного права  состоит из элементов: правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения, правовые институты. В механизме нравственного регулирования МО институты отсутствуют.

2. Моральные  нормы шире, чем правовые. Моральные  и правовые возникают из системы  ценностей социальной общности. Разные акторы по-разному понимают моральные нормы. Но Моральные нормы должны соответствовать общепризнанным международным образцам. От степени этого соответствия зависит предсказуемость действий акторов, жизнеспособность/деятельность мировой системы.

3.Нормы морали мягче, чем нормы права. Для взаимодействия международных акторов моральные нормы могут изменяться. Закон один для всех.

Право и мораль имеют разные регулятивные возможности:

1. В отличие  от внутригосударственного законодательства  нормы права применяются с согласия акторов и носят рекомендательный характер.

2. Правовое регулирование  предполагает использование средств  принуждения (международный суд,  военные, экономические и политические  санкции – редко). Регулятором  соблюдения нравственных норм  является мировое общественное мнение.

Сложность политической морали проявляется в:

1. Конфликте/несовпадении  различных систем ценностей.

2.Конфликте теоретических представлений.

 

27. Мировая политика и международная политика. Сходства и различия

 

3 категории  МО:

Мировая политика – это процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь всего сообщества.

Международная политика – решает локальные или  региональные проблемы между акторами международных отношений, которые  не требуют усилия всего сообщества.

Внешняя политика проводится отдельными акторами.

Термины мировая  политика и международная политика иногда употребляются как синонимы. Мировая политика отличается от международной  политики особенностями: по содержанию проблем, по характеру субъектов.

Со временем меняются не только международные отношения, но и их концепции. Всегда были, есть и будут 2 типа международных отношений: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

 

28. Информационная безопасность. Определение, аспекты

 

Информационная безопасность – комплекс мер по защите государства, общества и личности от информационного оружия, имеющего целью поражение общественного сознания, политической, экономической и оборонной системы противника.

Информационное  оружие – это средство для контроля над информационными ресурсами противника. 2 вида: технические средства (уничтожают, искажают, похищают информацию), психологические средства (дезинформация общественного мнения).

2 аспекта информационной безопасности:

1. Информационно  технический – есть защита телекоммуникаций от не санкционированного доступа, от компьютерных вирусов, от несанкционированного использования радио частот, от радиоэлектронных атак.

2. Информационно-психологическая. Защита психики общества и государства (от негативного информационного воздействия, цель которого управление принятием решений).

 

29. Признаки глобализации в современной экономике

 

1. ТНК превращается  в политическую силу: 50 ТНК реализуют 80% всей электроники и химии в мире; 95 – фармацевтике; 30% компаний владеют 40% капитала.

2. Резкое расширение  рынков труда (свободный обмен людьми).

3. Изменение  этнического состава населения  развитых стран, миграция форм  экономики.

Дополнение: скачкообразное увеличение масштабов и темпов перемещения капиталов, создание сетей международного производства по выпуску стандартизированной и унифицированной продукции, формирование мировых финансовых рынков с круглосуточной функцией онлайн, превращение финансовой сферы в самостоятельную силу и в реальную экономику, а так же в средство решения политических задач, выход мировых финансовых рынков из-под юрисдикции отдельных наиболее крупных государств.

 

30. Доктрина информационной безопасности РФ

 

9 сентября 2000 г. – утвержден Путиным. Главные моменты:

1. Физическое  подавление элементов инфраструктуры государственного и военного управления.

2 Электромагнитное  воздействие на электронные системы  (радио- и электронная война).

3 Перехват информационных  потоков за счет внедрения технических средств.

4. Прорыв защиты  телекоммуникационных систем с последующим уничтожением, хищением и искажением информации.

5 Распространение  дезинформации для воздействия  на оценку намерении и ориентации  населения и лиц, принимающих решения (психологическая война)

 

31. Принцип суверенного равенства государств

 

1970г. – Разнообразные комплексы международных правовых норм по укреплению безопасности. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация о принципах МП. В декларации представлены 7 принципов: неприменения силы или угрозой силой; мирного разногласия споров; суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип самоопределения народов; принцип сотрудничества; принцип добросовестного сотрудничества/выполнения обязательств. В заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе добавили ещё 3 принципа: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав и свобод человека.

Принципы: 1. Уважение суверенитета территориальной целостности и политической независимости государств.

2. Каждое государство свободно выбирает и развивает социальные, экономические и культурные системы. Все государства юридически равны.

3. каждое государство  является субъектом МП с моментом  его образования.

4. Каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных споров, затрагивающих его интересы.

5. Каждое государство на международной конференции обладает одним голосом.

6. Государства создают нормы МП на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим создание ею международной нормы.

 

32. Принцип Корани

 

Корани предложил метод с ограниченным количеством ключевых индикаторов поведения международных акторов. 4 индикатора: Способ дипломатического представительства, Экономическая сделка, Межгосударственные визиты, Соглашения.

Эти индикаторы систематизируются в соответствии с их типом (соглашения могут быть: военными, культурными, экономическими и т.д.) По уровню значимости: составляется матричная таблица дающая представления об объекте, таблица отражает обмен визитами, выглядит так: глава государства (король, президент, шейх, первый секретарь компартии, канцлер) – 3 балла, Вице-президент (премьер-министр, глава правительства, председатель верховного совета) – 2 балла, Вице-президент (министр иностранных дел, министр обороны, министр экономики) – 1 балл.

Дипломатические представительства классифицируются по уровню (уровень посла или более низкий) с учетом того прямое это представительство или через посредничество другой страны. Данные представлены в таком виде: Посол-резидент - 5 баллов, Посол (не резидент) - 4 балла, Резидентное представление сообщества на уровне ниже посла - 3 балла, Нерезидентное сообщество на уровне ниже посла - 2 балла Другие дипломатические отношения - 1 балл.

На основе этих данных строятся выводы о поведении  участников МО: с кем поддерживаются наиболее интенсивные отношения, в какой период, в какое время. Весьма эффективен и малозатратен метод.

 

33. Обязательства государств, вытекающие из Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

 

МБ – это  отсутствие угрозы войны. 2 задачи: гарантирование и поддержание мира; выживание государства при сохранении абсолютного суверенитета.

Условия/факторы  обеспечения безопасности: нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, экономическая и информационная безопасность, решение глобальных проблем. Международный режим безопасности определяется не столько отсутствием войн и конфликтов, сколько способностью мирового сообщества предвидеть перемены и превентивно на них реагировать.

Наибольшая  угроза – оружие массового поражения. Нормы ДНЯО:

1.Государства, обладающие ядерным оружием, не передают ядерные оружия или взрывчатые устройства другим государствам.

2.Не помогают, не поощряют, не побуждают государства, не имеющие ядерного оружия к приобретению ядерного оружия, взрывчатых устройств и контроля над ними.

3.Государства, не обладающие ядерным оружием, не производят и не приобретают ядерное оружие или взрывчатые устройства.

4.Государства используют ядерную энергию в мирных целях, обязываются делать это под контролем МАГАТЭ.

5. МАГАТЭ требует отчеты.

 

34. Особенности международного порядка

 

Термин МП исходит  из представления о том, что социальные общности являются элементами единого социума. Характер отношений между элементами международного общества напоминают отношения внутри государства. Цель международного порядка - устройство МО, которое обеспечивает безопасность и развитие общества.

Особенности МП: нормы права носят не обязательный характер, в основе политики государств лежат не совпадающие интересы. В сфере МО нет центральной власти. Отсюда вопрос: возможно ли построение глобального порядка? Для безопасности и выживания общество стремилось регулировать МО, это выражалось в развитие систем международного права, международные организации и институты, усиление их роли в международной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория международных отношений"