Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
Вопрос 40 Многосторонние
международные институты и
Многосторонние международные институты — организации, режимы, нормы, правила и т.д. — воплощают в себе долгосрочные стратегии поведения крупных и малых государств на международной арене. Институты также имеют собственную логику развития — «инерцию», не всегда подконтрольную государствам-участникам. Поэтому деятельность многосторонних институтов в меньшей степени зависит от преходящей международной «конъюнктуры», чем стратегии отдельных игроков, а институциональные объяснения мирополитических и мироэкономических процессов являются одними из самых убедительных в теории и прикладном анализе международных отношений. Прогнозы, основанные на понимании динамики развития формальных и неформальных институтов в международном сообществе, оказываются наиболее точными.Международные организации.Фундаментальная основа классификации МО является характер членства. Выделяют:Международные правительственные организации (МПО) членами, которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР, ШОС) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. МПО предполагают институционализацию и механизмы реализации своих целей и задач. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства вступая в МПО стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы, реализовывать свои интересы и согласовать их с интересами остальных, повысить свой престиж и т.д.. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО, МОТ), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) (ВОЗ, ООН, МАГАТЭ и т.д.). МПО с множественными целями вовлечены в мировую политику в качестве самостоятельных акторов (НАТО, ОПЭК, ЕС и т.д.) и являются субьектами международного права, т.е. МПО проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО.СНГ). В рамках МПО нередко формируются политические движения группы стран (Движение Неприсоединения, Группа 77, ОИК и т.д.) ради преодоления отсталости, эконом реформ и национальным прогрессом. Оценивая место МПО в межотношениях, необходимо прежде всего отметить, что : - МПО вовлечены активно в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность норм все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.- деятельность МПО влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств. Участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.- МПО образуют развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис, Антиглобалисты, Хьюманрайтсвотч и т.д) и региональные. НПО значимая политическая сила в международной жизни. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.
Вопрос 41 Современная дипломатия как средство регулирования МО
Дипломатия- офицдеят-ть глав государств и их представителей,
спец органов по осуществлению целей и
задач внпо-ки, а так же по защите интересов
гос-ва за границей.Д. ориентирована на
формирование переговорного процесса
на построение и регулирование мнотн-ий
.В целом классич Д выполняет посредническую
роль в переговорном процессе.Функции:-
Др тенденцией усилением 2 ди увеличение
Вопрос 42 МО в Восточной Азии
Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Имеется несколько вариантов определения его географических границ. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства.
Основные компоненты обеспечения
региональной стабильностиОтношения в области безопасности между
странами региона в основном базируются
на двусторонних обязательствах. Хотя
в АТР имеется несколько многосторонних
военно-политических соглашений, они не
играют определяющей роли.Комплексы двусторонних
отношений. В связи с прекращением советско-американской
конфронтации вооруженные силы США в регионе
были сокращены со 110 до 100 тыс. человек
в 1990 - 1992 гг. От новых сокращений американская
администрация намерена воздерживаться.
Важнейшие союзы США в регионе - прежде
всего с Японией и Южной КореейПервый
из них опирается на подписанный в 1951 г.
в Сан-Франциско японо-американский Договор
о взаимном сотрудничестве и гарантии
безопасности, который был пересмотрен
и продлен в 1961 г., а затем еще раз в 1971 г.
Этот договор не имеет четко оговоренного
срока действия и ежегодно автоматически
продлевается. Он предусматривает оказание
Соединенными Штатами помощи Японии в
случае возникновения угрозы миру и стабильности
на Дальнем Востоке. Договор о взаимной
обороне между США и Южной Кореей был заключен
в октябре 1953 г. после подписания соглашения
о прекращения огня, положившего конец
боевым действиям в Корее (1950 - 1953 гг.). Оба
договора позволяют США иметь базы на
территориях союзников.Следует сказать
о Манильском пакте. В его основе - подписанный
в ноябре 1954 г. Договор о коллективной
обороне в Юго-Восточной Азии между США,
Великобританией, Францией, Австралией,
Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом
и Пакистаном. На базе договора до конца
70-х годов довольно неудачно действовал
многосторонний блок СЕАТО. В 1976 г. по инициативе
Филиппин и Таиланда его организационные
структуры (секретариат и др.) были распущены.
Но формально пакт не денонсирован, и решение
о возобновлении работы его органов может
быть принято в любое время.К началу 90-х
годов в Восточной Азии на основе развития
торгово-экономических и финансовых связей,
производственной кооперации, взаимных
переливов капиталов, товаров и технологий,
взаимопроникновения и взаимосращивания
хозяйственных интересов Японии и Соединенных
Штатов Америки сформировался крупнейший
в мире межгосударственный производственно-экономический
комплекс, который стал локомотивом ускоренного
развития всего региона.В 90-х годах в регионе
действовало более 15 официальных и неофициальных
организаций интеграционного типа. Главная
из них - АСЕАН. Это субрегиональная организация,
охватывающая зону девяти стран Юго-Восточной
Азии. Одна из ее основных конкретных задач
- создание к 2008 г. зоны свободной торговли
в ЮВА. Учредители АСЕАН - Индонезия, Малайзия,
Таиланд, Сингапур и Филиппины. В 1984 г.
в АСЕАН вступил Бруней, в 1995-м - Вьетнам,
в 1997-м - Лаос и Мьянма, а в 1999 г. - Камбоджа.
С 1989г. статус наблюдателя в АСЕАН имеет
Папуа-Новая Гвинея,Политика России в регионеВ
августе 1990 г. министр иностранных дел
СССР Э. А. Шеварднадзе и государственный
секретарь США Дж. Бейкер в Москве в совместном
заявлении провозгласили окончание холодной
войны в Азии. Радикальные сдвиги во внешнеполитическом
курсе и международно-политических позициях
Советского Союза в АТР продолжали нарастать.
Этот процесс имел как положительные,
так и отрицательные последствия для государственных
интересов страны. К числу выигрышей относятся
выход СССР из дипломатической изоляции
в регионе, нормализация отношений с КНР,
установление дипломатических отношений
с Южной Кореей, отказ от военного противостояния
с США на региональном уровне, приобщение
к тихоокеанским интеграционным процессам
в сфере экономики и некоторое улучшение
отношений с Японией.
Среди сопутствующих негативных явлений
- свертывание участия в регулировании
региональных военно-политических процессов,
деградация отношений с КНДР и утрата
рычагов влияния на ситуацию в Корее, снижение
уровня сотрудничества с Вьетнамом. Тяжелая
экономическая ситуация в СССР, а затем
в России в 90-х годах спровоцировала рост
транспортных тарифов, усугубила изоляцию
российских дальневосточных регионов
от европейской части России и вызвала
отрицательную миграцию населения из
этой части страны. Наложившись на предпринятые
советским руководством в конце 80-х годов
крупные сокращения численности дислоцированных
на Дальнем Востоке войск, отток населения
создал проблему «вакуума демографического
присутствия» России на Дальнем Востоке.
Острой стала проблема финансирования
российского Тихоокеанского флота. Стратегические
подводные лодки с ядерными ракетами на
борту - его основной компонент - несут
боевое дежурство в Охотском море и базируются
на тихоокеанском побережье Российской
Федерации.
Основополагающими для изменений в советской
политике в АТР были выступления М. С. Горбачева
во Владивостоке (июль 1986 г.) и в Красноярске
(сентябрь 1988 г.) В этих программных речах
были сформулированы новые постулаты
советской политики: 1) свертывание военного
присутствия в Восточной Азии посредством
вывода войск из Монголии и сокращения
численности сухопутных сил в восточных
районах СССР; 2) нормализация отношений
с Китаем с учетом позиции КНР относительно
необходимости ликвидировать «четыре
препятствия»[1] для улучшения советско-китайских
отношений; 3) нормализация отношений с
Японией и 4) установление дипломатических
отношений с Южной Кореей в контексте
оздоровления обстановки на Корейском
полуострове.
В начале 90-х годов численность советских
войск в азиатской части страны уменьшилась
на 120 тыс. человек. Было списано около
половины судового состава устаревших
кораблей Тихоокеанского флота. Реорганизация
структуры военных округов в восточных
районах страны позволила сориентировать
их на сдерживание скорее американо-японской,
а не китайской угрозы. Москва заявила
об отказе от увеличения в азиатской части
страны числа ядерных ударных средств
наземного базирования и самолетов - носителей
ядерного оружия. Войска из Монголии были
полностью выведены. Это существенно ослабило
способность России осуществлять «проецирование
мощи» в АТР.
Следующим по важности является Азиатско-тихоокеанский
экономический совет (АТЭС или АРЕС - AsiaPacificEconomicCooperation
43. МО в Южной Азии
Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. ЮА отделена от сопредельных географических регионов естественными границами. Геостратегическое положение стран ЮА: в центре - Индия, остальные государства расположены по краям субконтинента. Индия имеет со всеми другими странами региона общую сухопутную или морскую границу. Геополитические реалии играют огромную роль для системы межгосударственных отношений в регионе.
На долю Индии приходится 73,4% территории ЮА, 76,5% населения региона и около 80% валового национального продукта, производимого здесь, так же в военном отношении.
У государств ЮА существует ряд общих культурно-цивилизационных ценностей и психологических особенностей, в прошлом были колониями или полуколониями Великобритании. Это их скрепляет. Вместе с тем в ЮА сильны центробежные тенденции.
Доминирование Индии в регионе вызывает недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы, к стремлению выносить нерешенные вопросы в отношениях с Индией на суд международной общественности. (Шри-Ланка пыталась добиться права считаться страной Юго-Восточной Азии и обращалась (правда, безуспешно) с просьбой принять ее в АСЕАН).
Индия воспринимается как тиран, хотя весомых оснований нет и правительство И.часто идет на уступки. Индия рассматривает проблему обеспечения безопасности страны в рамках всего ЮА региона => стремление защитить и упрочить доминирующие позиции Индии в ЮА. Она выступает против привлечения внешних сил.
Существуют проблемы связанные с религией (в трех странах преобладает мусульманское население, в двух - индуистское и в двух - буддийское).
Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК)(вопр. Эконом, технич. И культурного характера.) 1985
СААРК отличается от АСЕАН и других ассоциаций «третьего мира» отсутствием консенсуса по проблемам внерегиональных, внутрирегиональных источников угрозы региональной безопасности. До сих пор деятельность СААРК в эконом. области не дала существенных результатов (сокращению эконом. сотрудничества между странами ЮА).
Соседние с Индией страны (прежде всего Пакистан) опасались, что широкое эконом. сотрудничество в рамках СААРК может привести к дальнейшему укреплению более индийского капитала за их счет. Однако со временем стало проявляться стремление стран ЮА развивать внутрирегиональные экономические связи. В 1997г. СААРК началось обсуждение возможности создания к 2005 г. зоны свободной торговли в ЮА, что позволит увеличить торговый оборот и взаимные инвестиции.
Этно-культурные и территориальные осбенности стран и объединяют и наоборот.
Индия и Пакистана не дружат, т.к. неприязнь между самим народом, религия, пакистан дружит с США,не могут поделить Кашмир.(войны и воооруж.конфликтыв1948, 1965, 1971)Особенно активизировались пакистанские власти в 90-е годы: они постоянно поднимают кашмирский вопрос на международных встречах (прежде всего в ООН и на заседаниях Организации исламской конференции), отказываются признавать линию фактического контроля в Кашмире. В апреле 1997 г. Индия заговорила даже о возможности создания конфедерации с Пакистаном и Бангладеш. Но летом на индийско-пакистанской границе возобновились перестрелки.
Основная проблема - развитие ядерных программ в обоих государствах.
1994 г. у Пакистана есть атомная бомба и он готов ее применить для обороны от Индии. И уже настоящий взрыв в 1997 г. в Индии вызвали сообщения, что во время обострения индийско-пакистанских отношений в 1990 г. Пакистан осуществил первоначальные шаги по подготовке непосредственного ядерного удара по Индии.
Обе страны не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Индия открыто отказалась подписать его еще в мае 1983 г. Правящие круги страны не сделали этого по трем причинам: из-за нежелания соглашаться со статусом второразрядной державы; из-за стремления избежать международного контроля за своей деятельностью в ядерной сфере; из-за опасений по поводу ядерной политики Китая. Неудачей заканчивался до сих пор и американский нажим на Пакистан с целью убедить подписать Договор о нераспространении ядерного оружия. Пакистанские власти заявляют, что Пакистан согласится, если Индия также пойдет на этот шаг. Индийское же правительство разъясняет, что подобное неприемлемо для Индии (и правящим кругам Пакистана это хорошо известно), т.к. угроза ее безопасности исходит не только от Пакистана.
В 1974г. Пакистан предложил объявить ЮА зоной, свободной от ядерного оружия. Индия отказывается от этого предложения, т.к. ЮА не может быть искусственно вычленена из всей Азии и нет никакого смысла объявлять ее зоной, свободной от ядерного оружия, когда Китай не только обладает мощным ядерным арсеналом, но и построил специальные шахты для баллистических ракет средней дальности в Тибете. Другим аргументом индийского правительства, потерявшим сейчас свое значение, было отсутствие в Южной Азии региональной организации, необходимой для подписания подобного соглашения. В 1978 г. Индия выдвинула еще один аргумент: сама концепция зон, свободных от ядерного оружия, неприемлема, потому что узаконивает обладание ядерным оружием великими державами и, таким образом, увековечивает различия между ядерными и неядерными странами.