Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
По мнению специалистов, установленные в 1972 году в результате взаимного дипломатического признания отношения между КНР и Японией оказались отброшены на беспрецедентно низкий уровень.
Следует также отметить, что, начиная с 2002 года, Япония и Китай открыто соперничали в вопросе о строительстве так называемого «Восточного нефтепровода» из Восточной Сибири на Дальний Восток. Китай пытался пролоббировать маршрут, заканчивавшийся на российско-китайской границе (в этом случае весь экспортный объём направлялся бы в Китай), а Япония настаивала на том, что этот нефтепровод должен заканчиваться на российском побережье Тихого океана. В конце концов российское руководство выбрало второй вариант, что ударило по интересам КНР.
2007 год
Антияпонские протесты в Китае
Многотысячные антияпонские протесты охватили Китай в апреле 2005 года, когда в Токио вышло новое издание школьных учебников истории, где, по мнению китайских властей, недостаточно полно освещалась история японского вторжения в Китай и частичной оккупации страны в 1931—1945 годах, вторжение японской армии в Китай названо «вступлением» в неё, и даётся лишь беглое упоминание о событиях 1937 года, широко известных как «Нанкинской резни», жертвами которой, по мнению китайской стороны, стали 300 тыс. мирных жителей захваченного японской армией Нанкина — столицы Китайской Республики. В ходе протестов и погромов значительный ущерб был нанесён японским компаниям и дипломатическим представительствам в 11 крупнейших городах Китая (Пекин, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Шанхай, Чэнду и др.). При этом Пекин не только не пожелал принести Токио извинения, но и дал понять, что извиняться должна Япония, до сих пор не раскаявшаяся в преступлениях, совершенных в годы войны.
Массовые выступления населения приняли беспрецедентно широкий размах. Их участники требуют не допустить постоянное членство Японии в Совете Безопасности ООН. Интернет-сайт китайского движения против приёма Японии в постоянные члены СБ ООН собрал свыше 22 млн подписей.
Территориальные споры
Между КНР и Японией существуют территориальные споры в отношении необитаемого архипелагаСэнкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море.
Вопрос 39. Позиция РФ в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Китай. Япония . ( инфы слишком много. Тут не очень то ответ)
Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).
В регионе представлено большое разнообразие
экономик и ресурсов: динамично развивающиеся
Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российскогоДальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственнаяпроизводит
Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР.
Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея).. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.
В 2005 году состоялась ратификацияГосударственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.
В отношениях России с КНР важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера. Чрезмерная «бартеризация» товарооборота, разгул челночной торговли снижают эффективность экономических связей
. В марте 2006, в ходе очередного визита российского президента Владимира Путина в Китай, было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС (с 2008 года РАО ЕЭС перестала существовать).
Все меморандумы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в КНР газа, нефти и электроэнергии, в результате чего в течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай. До сих пор КНР основной упор делала на импорт нефти из стран Персидского залива (в основном из Ирана и Омана), однако в последние несколько лет здесь предпринимались попытки диверсификации источников энергоносителей — в частности, за счёт прокладки континентальных трубопроводов из России и Казахстана.
Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония,. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли -- достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.).
Падение объемов российско-японской торговли в сравнении с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат и свертывающегося экономического сотрудничества между странами. Как известно, с середины 60-х гг. в системе российско-японских экономических связей важное место занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.
В соответствии с Декларацией состояние войны, существовавшее между СССР и Японией с 9 августа 1945 г., было прекращено со дня вступления Декларации в силу; между двумя государствами восстанавливались мир и добрососедские отношения, СССР и Япония условились о восстановлении дипломатических и консульских отношений, согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора.
Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года[1]. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам
Совместные экономические проекты
На ближайшую перспективу уровень торгово-экономического сотрудничества с Японией будет определяться экспортными возможностями России, ее способностью наращивать поставки на японский рынок конкурентоспособной экспортной продукции, возможностями погашать возникшую большую задолженность и своевременно оплачивать поставки японской продукции.
Проблема курильских островов После распада СССР, Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.
1 ноября 2010 года президент России
Дмитрий Медведев посетил
Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии ЙоситоСэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.
Или так ;
Отношения с Китаем
1989 г. был решающим для нормализации отношений
Москвы и Пекина. Весной этого года советские
войска были выведены из Афганистана,
шел вывод войск из Монголии. Вьетнам под
давлением СССР официально заявил о намерении
вывести свои войска из Камбоджи в сентябре
1989 г., началось сокращение численности
советских войск на границе с КНР. Мнение
Пекина относительно «четырех препятствий»
было учтено. В мае 1989 г. М. С. Горбачев совершил
официальный визит в Пекин, в ходе которого
были полностью нормализованы как межгосударственные
отношения СССР и КНР, так и межпартийные
связи КПСС и КПК.
Распад Советского Союза обусловил необходимость
закрепить результаты советско-китайской
нормализации. В 1992 г. во время визита в
Пекин президента России Б. Н. Ельцина
была подписана Пекинская декларация,
в которой принципы развития отношений
между двумя странами были подтверждены
в том виде, как они были согласованы во
время визита в Пекин М. С. Горбачева.
Российско-китайские отношения развиваются
стабильно на базе мирного сосуществования.
С 1991 по 1997 г. прошло четыре российско-китайские
встречи на высшем уровне поочередно в
Москве и Пекине. КНР - второй по значению
торговый партнер России. Для Российской
Федерации Китай - один из основных покупателей
промышленной продукции, в том числе сложной
военной техники и технологий. В Китае
работает значительное число российских
специалистов в области военной техники.
Достигнуты результаты в области урегулирования
пограничных вопросов. В мае 1991 г. было
подписано соглашение России с КНР о восточном
участке российско-китайской границы.
В нем зафиксирован международный принцип
раздела пограничных рек, согласно которому
границей между двумя государствами считается
середина главного фарватера реки. Соответственно
этому принципу была проведена российско-китайская
граница по пограничным участкам рек Амур,
Уссури, Туманная и др. В результате к КНР
отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших
России. Нерешенным остался вопрос о нескольких
островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска.
В 1992 г. договор о восточном участке был
ратифицирован Государственной Думой.
В 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся
западного участка границы. Соответствующий
договор прошел ратификацию в июле 1995
г. К 1997 г. российско-китайская граница
была согласована на 97% линии ее прохождения.
В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано
российско-китайское соглашение о мерах
доверия в зоне границы. Оно было дополнено
в 1997 г. подписанием в том же формате в
Москве во время очередного российско-китайского
саммита многостороннего соглашения России,
Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана
о взаимном сокращении вооруженных сил
в районе границы, в результате которого
на протяжении 7,5 тыс. км границ создана
полоса пониженной военной активности
глубиной 100 км по обе стороны линии границы.
Согласованные меры не распространяются
на зоны Хабаровска и Владивостока. Они
не касаются ракетных войск стратегического
назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО
России, а также пограничных войск.
Общая цель российско-китайских отношений
была сформулирована в Москве (апрель
1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном
мире и формировании нового международного
порядка как установление отношений «равноправного
доверительного партнерства, направленного
на стратегическое взаимодействие в XXI
веке».
Российско-японские отношения
После отказа в начале 90-х годов Японии
под влиянием США и стран Западной Европы
от нагнетания страхов по поводу так называемой
угрозы с Севера («советской угрозы») основным
препятствием для углубления двустороннего
сотрудничества остается то, что японская
сторона считает нерешенным вопрос о принадлежности
островов южной части Курильской гряды
(Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп). Эти
острова были заняты советскими войсками
в начале сентября 1945 г. в ходе оккупации
Курильских островов, которые должны были
перейти к СССР по условиям ялтинских
договоренностей СССР, США и Великобритании.
В 1951 г., подписав Сан-Францисский мирный
договор, Япония отказалась от прав и правооснований
на Курильские острова и Южный Сахалин.
Однако в тексте договора не было сказано,
кому должны быть переданы эти территории.
Советский Союз не подписал Сан-Францисский
мирный договор, т.к. был не согласен с
его содержанием. В результате мирный
договор между Японией и Россией до сегодняшнего
дня так и не заключен.
Советско-японские дипломатические отношения
были восстановлены в 1956 г. на базе Совместной
декларации, которая не только определила
принципиальные основы японо-советских
отношений, но и содержала указание на
согласие Советского Союза, идя навстречу
пожеланиям японского народа, передать
Японии о-ва Хабомаи и Шикотан после заключения
мирного договора. В последовавшем обмене
нотами СССР выражал готовность в принципе
вести переговоры с Японией и по другим
аспектам урегулирования, под которыми
японская сторона подразумевала диалог
о судьбе двух других островов (Кунашир
и Итуруп).
Однако в 1960 г. ситуация изменилась. Весной
1960 г. произошло общее резкое ухудшение
советско-американских отношений в связи
с полетом американского разведывательного
самолета У-2, сбитого над советской территорией.
В связи с этим инцидентом произошел срыв
Парижской встречи в верхах (СССР, США,
Франция и Великобритания). В сложившейся
обстановке японское правительство пошло
на подписание с США нового договора безопасности,
несмотря на попытки Москвы помешать этому.
Советское руководство официально заявило
японской стороне о своем отказе от обязательств
по декларации 1956 г. на том основании, что
Япония, перезаключив договор с США, продемонстрировала
свое намерение поддерживать антисоветский
курс Вашингтона. После этого советская
сторона до конца 80-х годов никогда не
упоминала декларацию 1956 г., хотя во время
визита премьер-министра Японии К. Танака
в Москву в 1973 г. японская сторона пыталась
вернуться к этому вопросу.
Ситуация стала меняться с началом перестройки.
В завуалированной форме советское руководство
признало факт наличия территориальной
проблемы в советско-японских отношениях,
хотя не в той форме, в какой ее ставила
японская сторона. Стало меняться отношение
Москвы к декларации 1956 г. Во время визита
в Японию М. С. Горбачева в апреле 1991г. в
советско-японское коммюнике было включено
положение о намерении сторон продолжать
переговоры о нормализации отношений
и о мирном урегулировании, включая его
территориальные аспекты в форме демаркации
(ст.4).
Было также отмечено, что мирный договор
обсуждался с учетом мнений каждой из
сторон по поводу четырех островов. Наконец,
стороны согласились развивать все позитивные
элементы, накопленные в их отношениях
с 1956 г. Таким образом, советская сторона
косвенно признала значимость договоренностей
1956 г. и выразила намерение продолжить
обсуждение территориальных аспектов
урегулирования.
После распада СССР Москва ужесточила
свою позицию, учитывая критику со стороны
общественности и возражения властей
Сахалинской области, в которую входят
Курильские острова. В полуофициальных
выступлениях представители российского
руководства стали говорить о несвоевременности
требований японской стороны и их неприемлемости.
Следует отметить, что после распада СССР
японская сторона также ужесточила свою
позицию, сведя ее к категоричной формуле
«только все и только сразу», что предполагало
намерение Токио не ограничиваться выполнением
условий декларации 1956 г., а добиваться
одновременной и безусловной передачи
Японии всех четырех островов. Из-за наступательной
позиции японской дипломатии Москва в
1992 г. дважды принимала решение отложить
визит президента Б. Н. Ельцина в Токио.
За время отсрочки этого визита в японской
позиции произошли изменения. Во-первых,
в Токио уяснили, что ужесточение позиции
по территориальной проблеме контрпродуктивно.
Во-вторых, США и западноевропейские страны,
сочтя позицию Токио неадекватной сложности
положения в России, фактически отказались
от активной дипломатической поддержки
Токио.
В 1993 г. состоялся визит Б. Н. Ельцина в
Японию. Российский президент принес извинения
японскому народу за жестокости, с которыми
столкнулись в СССР японские военнопленные,
удерживавшиеся в советских лагерях до
50-х годов. По итогам визита 13 октября 1993
г. была подписана Токийская декларация,
в которой констатировалось продолжение
российско-японского диалога по вопросу
о четырех островах. Стороны согласились
продолжить поиск решения проблемы мирного
договора, исходя из исторических и юридических
фактов, на основе выработанных между
двумя странами договоренностей и принципов
законности и справедливости. Отдельно
Россия как держава - продолжательница
СССР подтвердила свои обязательства
в отношении всех договоров и других международных
договоренностей между Советским Союзом
и Японией, согласившись, что они продолжают
действовать.