Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.
Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.[13]
18 октября 2011 года восемь стран—членов
Содружества — Россия, Украина, Белоруссия,
Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия
и Таджикистан подписали новый
договор о зоне свободной
Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств. Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава.
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимает важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. С начала образования роль СНГ России в нём ограничивалась, в основном кругом военных проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п.
Многие специалисты в области международных отношений наиболее оптимальным считают сценарий, при котором стратегия модернизации России и всего постсоветского пространства гармонизируется. Прагматичные дипломаты полагают, что императивным для успеха диалога России с партнерами по СНГ выступает восприятие последних в качестве равноправных субъектов международного общения.
Обнадеживающим фактом интеграционных импульсов России в СНГ можно считать Указ Президента России, в котором четко определен стратегический курс во взаимоотношениях с членами Содружества (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном) на более тесную интеграцию.
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения российских властей откликаются усиленным эхом - от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации. Исингарин Н. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. - Алматы: ОФ «БИС», 2001. - 400 с.
Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.
Если анализировать экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией
В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.
Новым этапом многостороннего межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.
Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.
34Интеграционные процессы в странах СНГ
1) Распад Советского Союза, необходимость работы в новых, непривычных ранее условиях, разрыв экономических связей, падение жизненного уровня населения, слабость государственной власти вызвало поиск руководством бывших советских республик новых основополагающих принципов функционирования своих государств.
После получения независимости страны СНГ, при наличии разности видения перспектив и возможностей, строят рыночную экономику и демократические государства. Создание новых государств сопровождалось усилением внимания государства к национальной идеи. Конституции стран Содружества провозглашают идею национальной государственности. Национальная идея как основа государственности получила закрепление в преамбуле многих конституций стран СНГ. Выдвижение национальной идеи явилось важнейшим направлением в формировании общественно-политического сознания народа и мобилизации усилий, направленных на укрепление государственности. Национальная идея способствовала преодолению мировоззренческой разобщенности граждан и кризиса гражданского самосознания.
В Беларуси отмечается взвешенная политика развития национальной идеи, с учетом гарантий жизнедеятельности представителей всех национальностей, проживающих в республике. Развитие данного направление в Беларуси ориентировано на создание широкой базы национальной идентичности на основе государственного гражданско-политического единства, что нашло отражение в целевой установке на построение сильной демократической процветающей Беларуси и в интегративном лозунге «За Беларусь».
В процессе жизнедеятельности страны СНГ прошли сложный путь само индетификации, определения целей, прерогатив развития. В настоящее время страны СНГ проделали огромный путь по реформированию своих государственных систем. В них были приняты конституции, которые создали предпосылки для перехода к демократическому обществу и правовому государству, основанному на разделении властей. В одних странах Содружества они принимались путем референдума. Это можно было наблюдать в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, России. В других странах СНГ конституции принимались парламентским путем. К этим странам относятся Киргизия, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
Вместе с тем параллельно с процессом идентификации происходило выяснение своего места в мире, определения союзников и партнеров. Страны СНГ пришли к твердой позиции о необходимости существования Содружества Независимых государств и о необходимости дальнейшей более тесной интеграции. Можно утверждать, что страны СНГ движутся к декларируемым ими целям построения правового государства, и в это будет способствовать их дальнейшей интеграции.
Необходимость сотрудничества странами СНГ признавалась и декларировалась с момента создания СНГ. Но в начальный период существования Содружества масштабные проекты по интеграции в рамках СНГ оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями. В настоящее время необходимо отметить реальность заключаемых документов.
В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы:
- полное равноправие стран-участниц СНГ;
- обеспечение гарантированного
функционирования суверенитета, политической
независимости и национальной
самобытности каждого
- опора на собственный
-взаимовыгодность, взаимопомощь и
кооперация в экономике, которая
включает свободу передвижения
рабочей силы и капитала, объединение
национальных ресурсов для
- поэтапность, разноуровневый и
разноскоростной характер
- наличие эффективных
Интеграция в СНГ осуществляется и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной концепции экономического развития.
Интеграция «на разных скоростях» - это наиболее оптимальный вариант развития СНГ, который учитывает разноуровневость состояния и перспектив развития стран СНГ. У каждой из стран Содружества свои модели политические и экономические системы, свои взгляды на интеграцию. Между тем, в СНГ уже накоплен опыт разноуровневого интеграционного развития. Так, в 1996-1997 году начали реализовываться интеграционные инициативы, которые обозначили многоярусную структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту многоуровневую структуру входят: