Шпаргалки по «Международным отношениям»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей

Файлы: 1 файл

MO_vseOTVETY.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

 

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Состав: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Задачи

  • Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования
  • Обеспечение свободы движения капитала
  • Формирование общего финансового рынка
  • Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС
  • Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки
  • Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования
  • Разработка и реализация межгосударственных целевых программ
  • Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности
  • Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы
  • Формирование общего энергетического рынка
  • Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон
  • Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории
  • Сближение и гармонизация национальных законодательств
  • Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

 

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

 

Вопрос 28. Внешняя политика США 1991-2000 гг.

На фоне разнообразных и зачастую противоречивых тенденций в американской политической и научной элите в 1990-е гг. формировалась внешняя политика. Ее целью, как и целью внешней политики любой страны, являлось формирование оптимального внешнеполитического курса, позволявшего поддерживать доминирующие позиции в мире избегая при этом чрезмерного перерасхода внутренних ресурсов нации “имперского перенапряжения”. Фактически обе тенденции – к активизму внешней политики и к некоему изоляционизму, осуществлялись одновременно и взаимосвязано.

Американское руководство в 1990-е гг. (независимо от партийной принадлежности) реагировало на предостережения изоляционистов. Так, еще в августе 1990 г. президент-республиканец Дж. Буш указал на крах биполярного мира и провозгласил не только необходимость формирования новой глобальной стратегии, но и сопутствующее ей создание иерархии союзников, регионов и объектов политики по степени их важности для США с тем, чтобы не бросать ресурсы туда, где исход региональной борьбы не важен для американских интересов. Дж. Буш начал переориентировать свою администрацию на первоочередность внутренних проблем.

 

Данная тенденция получила более заметное развитие в политике следующего президента США – Б. Клинтона. Предвыборная кампания представителя Демократической партии Клинтона, победившего Буша на президентских выборах в ноябре 1992 г., концентрировалась, прежде всего, на внутренних американских проблемах. При этом президент Клинтон впервые в послевоенной истории США объявил открыто о том, что Америка не в силах решить мировые проблемы в одиночку. Это заявление свидетельствовало о явном наличии неоизоляционистского компонента во внешнеполитической стратегии демократической администрации. В марте 1993 г. было объявлено о решении расходовать в 1994–1998 гг. на военные нужды ежегодно по 260 млрд долл. в год, что было несколько меньше (на 50 млрд долл.), чем раньше. Неоизоляционистские настроения проявились и в том, что США попытались уклониться от участия в решении целого ряда международных проблем. Так, весной 1993 г. заместитель госсекретаря по политическим проблемам П. Тарноф заявил, что США не будут вмешиваться в боснийские дела, как и в другие конфликты, после завершения холодной войны “попросту потому, что у нас нет денег”.

 

Параллельно с тенденцией к изоляционизму в американской внешней политике всегда существовала тенденция к внешнеполитическому интервенционализму. Так, под влиянием критики политических оппонентов-республиканцев администрация Клинтона внесла коррективы в американскую внешнеполитическую стратегию. Уже в своем первом президентском послании “О положении страны” (январь 1994 г.) Б. Клинтон пообещал не сокращать более военных расходов Америки. В 1995 г. в докладе Министерства обороны США подтверждается намерение сохранить свои вооруженные силы и военные обязательства, а в некоторых случаях и расширить их. В 1995 г. президент Клинтон договорился с Республиканским (преимущественно неоизоляционистским по настроениям) конгрессом о постепенном увеличении военных расходов с 260 млрд долл. в 1995 г. до 281 млрд долл. к 2002 г.

 

Продолжением антиизоляционистского курса стало президентское послание 1999 г. “О положении страны”, в котором президент Клинтон объявил об увеличении военного бюджета на 25 млрд долл. – самое крупное увеличение после окончания холодной войны. Тенденция к интервенционизму реализовалась в данный период в поддержке США продвижения НАТО на восток, военных акциях в Югославии (Косово), бомбардировках военных объектов в Ираке и Афганистане, развертывании программ ПРО и ТВД (Театр военных действий) и т.д. К концу 1990-х гг. активизм стал не только более заметной, но и доминирующей тенденцией в американской внешней политике.

 

В целом американские политики и эксперты верят, что если ХIХ век был веком баланса мощи в мире, то ХХI век станет столетием решительного дисбаланса в американскую пользу. Стратегия США в ХХI веке заключается в следующем:

1. Сохранить лидирующие, глобальные  позиции страны, закрепить место  главного участника в научно-технической  революции, контролирующей силы  в Северной Атлантике и Восточной Азии.

2. Предотвратить появление неконтролируемого  конкурента, способного к середине  века вырваться в мировые лидеры  и создать новый мир, в котором  впервые за пятьсот лет Запад  не был бы лидером.

 

Таким образом, на протяжении 1990-х гг. Вашингтон решал проблему выбора внешнеполитического курса между неоизоляционизмом и активизмом (интервенционизмом). Основные тенденции современной внешней политики США имеют глубокие исторические корни, о чем свидетельствует политический опыт страны ХIХ–ХХ вв. Оба эти внешнеполитические направления имеют свои плюсы и минусы, а реальная внешняя политика Белого дома, как правило, становится “средним” воплощением, синтезом их обоих.

 

Вопрос 29. Внешняя политика США 2000-2011 гг.

 

Администрация президента Дж. Буша пришла к власти в тот период, когда в американском истэблишменте и обществе утвердилось мнение о мировом лидерстве США. Основным внешнеполитическим тезисом американских политиков стало утверждение о том, что беспрецедентная мощь Соединенных Штатов “требует и соответствующей ответственности – активных действий для защиты и утверждения национальных интересов США, поддержки союзников, внесения соответствующего вклада в глобальную стабильность и безопасность. Долг Соединенных Штатов – быть во главе мирового сообщества”. Тезис о мессианском “долге” США во многом объясняет внешнюю политику администрации Дж. Буша-младшего, предполагающую активное вмешательство в дела мирового сообщества.

 

Роберт Дж. Либер, анализируя международную роль США в ХХI веке, выделяет “три широкомасштабные тенденции”:

1. Уникальное положение Соединенных  Штатов, поскольку это самая мощная  и влиятельная страна в мире.

2. Лидерство Америки является  предпосылкой для многих форм  международного сотрудничества. Альтернативой  лидерству Америки является не лидерство другой страны, регионального или международного органа (например ООН), а бездействие.

3. После окончания холодной войны  Соединенным Штатам стало труднее  поддерживать сотрудничество со  своими союзниками и друзьями. В прошлом стимулом к сотрудничеству являлось чувство общей для всех угрозы, которое сдерживало неизбежно возникавшие между союзниками разногласия и противоречия.

 

С исчезновением советской угрозы американская общественность стала меньше интересоваться внешней политикой, которая в определенной степени утратила свою актуальность. При этом речь не идет об изоляционизме. В настоящее время общественность, пресса и конгресс, утверждает Либер, занимают скорее интернационалистскую, чем изоляционистскую позицию. Однако в общественном сознании проблемы внешней политики уже не столько актуальны как в годы холодной войны. Другими словами, изоляционистские настроения все-таки представлены в современном американском обществе, хотя и не доминируют, в отличие от активизма, в общественном сознании.

 

На фоне таких внешнеполитических настроений американцев формируется внешняя политика США. Современная американская внешнеполитическая стратегия включает целый комплекс задач:

 

1. Сохранить и улучшить взаимоотношения  с союзниками Соединенных Штатов в Европе (страны НАТО), Азии (Япония) и Америке (Мексика, Канада).

2. взаимоотношения с Россией. Россия, по мнению американских политиков  и ученых, уже не представляет  собой глобальную угрозу для  американских интересов. При этом  США объективно не заинтересованы в усилении хаоса и дезинтеграции в России, в том числе и из-за опасности потери централизированного контроля над ядерным оружием.

3. Взаимоотношения с Китаем.  Перед США встала задача добиться  баланса стимулов и “антистимулов” (угроз), способных воздействовать на поведение Китая. Одновременно администрация Буша должна предоставлять гарантии безопасности своим союзникам – Японии и Южной Корее в контексте потенциальной китайской угрозы.

4. Традиционно значимым для США  является ближневосточное направление внешней политики. Проблема Ближнего Востока включала на момент прихода к власти администрации Буша арабо-израильский конфликт и конфронтацию с режимом Саддама Хусейна в Ираке. Угрозы и вызовы безопасности США с Ближнего Востока признавались Белым домом как “таящие в себе наибольшую опасность”. Особенно трудной для США в смысле конкретизации политики являлась в 2001–2002 гг. проблема Ирака.

5. Важнейшей внешнеполитической  задачей администрации Дж. Буша  в новом веке является перестройка  оборонной политики США с учетом перемен в мире после окончания холодной войны и в свете революционных изменений в области военных технологий. Особое внимание Белый дом и Пентагон уделяют вопросам противоракетной обороны (ПРО) и борьбы с терроризмом.

 

Задачи американской военной политики в ХХI веке в контексте новых “угроз и вызовов” США были сформулированы (2001 г.) министром обороны в администрации Дж.Буша Дональдом Рамсфелдом:

 

1. Сформировать и поддерживать  силы сдерживания, соответствующие  нынешней обстановке в области безопасности. Новая обстановка связана с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.

2. Обеспечить боеготовность и  стабильность развернутых сил. Вооруженные  силы США должны быть готовы  справиться с любой непредвиденной  ситуацией и способны вести  боевые операции в течение  длительного периода времени, если  это понадобится.

3. Модернизировать потенциал США в сферах командования, управ­ления, связи, разведки и космоса таким образом, чтобы удовлетворить потребности XXI века.

4. Трансформировать оборонный комплекс  США. Нынешний процесс закупки  систем вооружений плохо приспособлен  для удовлетворения требований, предъявляемых расширением нетрадиционных  и асимметричных угроз эры  технологических прорывов и широкомасштабного  распространения.

5. Реформировать структуры, а также  усовершенствовать процессы и  организацию Министерства обороны.

 

Таким образом, и в ХХI веке США стремились сохранить и упрочить роль мирового гегемона. Последнее предопределяется не только международным положением Соединенных Штатов, но и их жизненно важными национальными интересами. В связи с этим позиция Дж. Буша и республиканцев была и остается активистской (интервенционистской) с “вкраплением” неоизоляционизма, неизбежным в условиях существующей политической культуры США.

 

Интервенционизм в современной внешней политике США является своего рода практическим воплощением “доктрины свободы”, сформулированной в мае 2002 г. ведущим экспертом Гуверовского института, Стэнфордского ун-та и Фонда Карнеги М. Макфолом. По мнению автора доктрины, как и во времена холодной войны, основной миссией США станет борьба за распространение свободы, и внешняя политика должна организовываться вокруг этой цели. Только барьером на пути свободы сейчас является не коммунизм, а терроризм. Следовательно, на борьбу с терроризмом должна быть направлена внешняя политика США. Во всех “оставленных без внимания США” регионах существуют либо террористические автократические режимы, либо государства-из­гои являются спонсорами терроризма. Поэтому борьба “за свободу” будет такой же долгой, как почти вековая борьба с коммунизмом.

Информация о работе Шпаргалки по «Международным отношениям»