Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
Альтерглобализм – это качественно новое
общественно-политическое движение, организационно оформившееся
в начале ХХI века на социальной базе так
называемых умеренных антиглобалистов
конца ХХ столетия. Его основными чертами
являются: признание объективного характера
глобализации; отрицание безальтернативности
существующей модели глобализации (неолиберально-
19. Россия в процессах глобализации
Для достижения статуса государства, определяющего самостоятельную линию в глобализации, требуется достижение ряда показателей в области экономики, социальной политики, политики, как института государственного управления, степени влияния на международной арене, территориальных природных и человеческих ресурсов. Данные цифры определяются в соотношении к аналогичным показателям лидеров глобализации (США и ЕС): стратегический фактор, уровень их модернизации, территория и размещение.
Глобализация российским населением в большинстве случаев оценивается негативно. В рамках глобализационного процесса начиная с 90-х годов мнение России учитывалась в случае совпадения с магистральной линией США-ЕС, либо не учитывалось в принципе, поэтому система глобального сообщества и решение его ключевых проблем в рамках экономического, политического международного сотрудничества сформировалось без участия и учета российских национальных интересов Экономические перспективы глобализации для России.Россия в международной торговле имеет очень низкое процентное соотношение по сравнению с другими странами (0,7-4%). Большинство экспортных статей – сырье; в импорте – технологии и промышленные товары. Зависимость финансовой системы и отсутствие конвертируемости и широкого хождения рубля на международном финансовом рынке. Долларовая зависимость.Отставание производства и промышленного сектора от мировых стандартов и зависимость от импорта технологий. Моральное устарение инфраструктуры на территории РФПри разделении глобальных международных рынков Россия оказалась в секторе государств с сырьевой экономикой и в рамках международного разделения труда государством-поставщиком сырьяутечка наиболее квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсовсокращение количества населения, превышение смертности над рождаемостью, т. е. сокращение трудовых ресурсов странысокращение высокотехнологичных производств и расширение иностранного или филиального производстваПолитические перспективыПолитическая глобализация несет угрозу суверенитету любого государства. Политическая глобализация обеспечивается сетью транснациональных связей и отношений: деятельность международных организаций, международных трибуналов, экономических организацийБольшинство существующих международных организаций, создающих политическую глобализацию, кроме ООН, формировались вне зоны советского влияния и без российского участия впоследствии, поэтому возможности Росси на них влиять крайне ограничены. Под контролем политической и финансовой элиты Запада и выражают иные интересы, чем российские.Международные организации часто используются как каналы непосредственного политического давления на Россию для вмешательства в ее внутренние дела (деятельность ОБСЕ и ПАСЕ)Политическая глобализация для России не имеет очевидных прямых плюсов, учитывая, что она не входит ни в один силовой блок. А ее потенциал как самостоятельного игрока весьма низок. На настоящий момент Россия находится в списке стран БРИК и относится к группе развивающихся стран.
20. История создания и устав ООН. Структура ООН
Организация Объединённых Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Организация Объединенных Наций как система складывалась на протяжении достаточно длительного периода. История ее создания шла поэтапно.
Первые межправительственные и международные организации начали формироваться в середине девятнадцатого века. Они были созданы для сотрудничества в отдельных областях (например: телеграфный союз)
Это было вызвано:
- образованием после революций государств, стремящихся к независимости,
- успехами научно-технического развития, которые вели к взаимосвязи государств.
История создания ООН во многом определяется именно этими факторами.
Предшественником ООН была Лига Наций
Вторая мировая война дала сильный толчок общественной и правительственной инициативе по организации безопасности и мира. Инициаторами Организации Объединенных Наций явились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания
Основы деятельности и структура ООН разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января1942 года. Предложено оно было президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом. Дата создания ООН: 24 октября 1945 г.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. В преамбуле и главе I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Структура ООН
Основополагающих подразделений 6:
1) Генеральная Ассамблея (1945) Это основной директивный, представительный и совещательный орган ООН. С сентября по декабрь проходят плановые сессии. В другое время собирается по мере необходимости.
2) Совет Безопасности. Основное подразделение ООН, занимающееся вопросами сохранения мирных международных отношений и безопасности. Функционирует непрерывно. Постоянные члены: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай
3) Экономический и Социальный Совет (ЭКСОС). Является основным координационным подразделением ООН для специализированных учреждений, которые занимаются вопросами экономической деятельности, социальной сферы и подобных направлений. Работает непрерывно.
4) Совет по Опеке. Цель создания совета - наблюдение за управлением подопечными территориями и их населением. В данный момент работа совета не ведется.
5) Международный Суд. Цель деятельности - рассмотрение спорных межгосударственных вопросов. Заседания ведутся постоянно, за исключением небольших перерывов в конце года и в летнее время.
6) Секретариат. Персонал, обеспечивающий административную и другую постоянную работу согласно указаниям и постановлениям других главных органов ООН. Глава - Генеральный Секретарь, который осуществляет общее административное руководство.
21. Реформы ООН
Разговор о назревшей необходимости перемен в Организации ведётся уже давно, но в начале нового тысячелетия эта тема стала особенно актуальна. Объясняется это тем, что, несмотря на очевидные положительные изменения глобального характера, проблемы, с которыми сегодня сталкивается мировое сообщество, не только не уменьшаются, но неуклонно усложняются. Соответственно растёт востребованность ООН как механизма коллективного поиска путей преодоления вызовов XXI века. С другой стороны, реформа нужна потому, что без неё ООН постепенно будет утрачивать нынешние позиции, окажется отодвинутой на обочину мировой политики, превратится в статиста, беспомощно взирающего на то, как группы государств или отдельные страны решают спорные вопросы по своему усмотрению.
2 декабря 2004 года был обнародован
доклад “Более безопасный мир:
наша общая ответственность”[1]
Главное достоинство доклада заключалось в том, что он нацелен на укрепление системы безопасности во главе с Советом Безопасности ООН, на оптимизацию структуры Организации и повышение коэффициента её полезной деятельности в различных сферах. Исключительно важно и то, что этот документ стал основой для подготовки “Саммита-2005”, одной из главных тем которого стало подведение предварительных итогов выполнения намеченных в 2000 году “Целей развития на рубеже тысячелетия” (в своём докладе Генсекретарь вынес на первое место вопросы ликвидации нищеты и устойчивого развития, справедливо увязав их с задачами обеспечения стабильности, противодействия терроризму и другим глобальным угрозам).
Показательна реакция мирового сообщества на эту концепцию: часть стран просто отказывают ей в легитимности, другие, в том числе многие африканские государства, готовы поддержать при условии, что соответствующие формулировки будут сбалансированы подтверждением незыблемости принципов невмешательства и государственного суверенитета. Ещё одна группа стран считает необходимым вести речь о “защите гражданского населения”, выступая за то, чтобы такая защита обеспечивалась государством, а международное сообщество только оказывало ему в этом содействие, причём исключительно мирными средствами.
В результате непростых
Иллюстрацией сохраняющегося в мировом сообществе разброса мнений по данной теме стала состоявшаяся летом 2008 года в г. Эвора (Португалия) конференция “Актуализируя концепцию “ответственности за защиту”[4]. Она была организована известной американской неправительственной организацией Стэнли Фаундейшен в целях анализа положения дел в данной области после того, как концепция “ответственности за защиту” стала частью Итогового документа “Саммита-2005”. Круг участников включал высокопоставленных представителей Секретариата ООН и государств-членов, в том числе из Бангладеш, Великобритании, Гватемалы, Голландии, Египта, Индии, Канады, КНР, Кубы, Малайзии, Мексики, Португалии, Сингапура, Судана, США, Танзании, Франции и Чили.