Шпаргалки по «Международным отношениям»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей

Файлы: 1 файл

MO_vseOTVETY.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 5. Взаимоотношение и анализ понятий внутренняя политика, внешняя политика, мировая политика. Закономерности международных отношений.

В МО включается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя – совокупность направлений социально-интеграционной, социально-культурной, социально-экономической и т. п. деятельности государства, его основных структур и институтов, ориентированная на сохранение или реформирование существующего социально-экономического уклада. С одной стороны МО отражают и выражают внутреннюю политику государств, отображают интересы и средства достижения их государствами, но с другой стороны любой участник международных отношений испытывает зависимость от тенденций мировой политики, нормы и принципы международного права и международного общественного мнения. Внутренняя политика испытывает двоякое давление системы международных отношений и внутренних тенденций социально-экономического развития, а также зависит от этапа исторического развития и задач государства на данном этапе.

Внешняя – общий курс государства в МО, она регулирует взаимоотношения данного государства с другими национальными и государственными объединениями, реализуя цели и принципы конкретного государства на данном этапе. Помимо целей и принципов во внешней политике каждым государством отбираются методы и средства достижения целей, варьируемые от стратегических до дипломатических.

Мировая политика – процесс и результат выработки принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Также мировую политику определяют как сферу или политическое поле, где происходят процессы получения, распределения и отчуждения власти. Мировая политика является результатом глубокой трансформации международных связей и возникновения проблем, решение которых не может быть найдено в рамках национально-государственных границ (Проблемы войны и мира, стратегической безопасности, экологической угрозы, понижающегося уровня социально-экономического развития). Мировая политика – результат процессов глобализации, зависит от динамики хозяйственного развития, перспектив международной интеграции в политическом, социальном, экономическом отношении, а также процесса взаимодействия между участниками МО.

 

Вопрос 6. Методы и техники исследований международных отношений (методы исследования ситуации, сравнительный, экспликация, эксперимент, прогностические методы, построение сценариев, системный метод и модели анализа).

Методы анализа ситуации

   Анализ ситуации предполагает  использование  суммы  методов  и  процедур междисциплинарного  характера,  применяемых  для  накопления  и   первичной  систематизации  эмпирического материала («данных»).

   А)Наблюдение В  Международных  отношениях в основном  возможно  косвенное  и  инструментальное  наблюдение. Главный недостаток данного метода сбора данных — большая  роль  субъективных факторов,   связанных   с   активностью   субъекта,   его идеологическими   предпочтениями,    несовершенством    или деформированностью средств наблюдения и т.п.   Б)СравнениеГлавное достоинство  данного  метода  состоит  в том,  что  он  нацеливает  на   поиск   общего,   повторяющегося   в   сфере международных отношений.Экспликативные методыКонтент-анализВыделяют  такие  стадии  его  применения  как: структуризация текста,  связанная  с  первичной  обработкой  информационного материала; обработка информационного массива при  помощи  матричных  таблиц;

квантификация информационного материала, позволяющая продолжить  его  анализ при помощи электронно-вычислительной техники.\Ивент-анализ   Этот метод направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто  говорит  или  делает, что,  по  отношению  к   кому   и   когда». Эффективность  данного  метода предполагает наличие значительного банка данных. Когнитивное картирование   Этот метод направлен на анализ  того,  как  тот  или  иной  политический  деятель воспринимает определенную политическую проблему.  Метод когнитивного картирования решает задачу выявления основных понятий,которыми оперирует политик, и  нахождения  имеющихся  между  ними  причинно- следственных связей. «В результате исследователь  получает  карту-схему,  на которой на основании изучения речей  и  выступлений  политического  деятеля, отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем  в  ней»Эксперимент   Метод эксперимента как создание искусственной ситуации с  целью  проверки теоретических гипотез, выводов и положений, является  одним  из  основных  в естественных наукахПрогностические методыДельфийский метод   Речь  идет  о  систематическом  и  контролируемом   обсуждении   проблемы несколькими  экспертами.  Эксперты  вносят  свои  оценки  того   или   иного международного события в центральный орган, который проводит их обобщение  и систематизацию, после чего  вновь  возвращает  экспертам.  Построение сценариев   Этот метод состоит в построении идеальных моделей вероятного  развития  событий.  На первом этапе производится анализ и отбор главных  факторов, определяющих, по мнению исследователя, дальнейшее развитие ситуации. На втором этапе  выдвигаются   гипотезы  о  предполагаемых  фазах  эволюции  отобранных факторов  в  течение  последующих  10,  15  и  20  лет.  На  третьем   этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе  выдвигается и  более  или  менее  подробно  описывается  ряд  гипо»   тез   (сценариев), на четвертом этапе делается  попытка  создать  показатели относительной вероятности описанных выше сценариев,  которые  с  этой  целью классифицируются   по  степени их  вероятностиСистемный подходЕго общепризнанным преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, закономерностей функционирования международной системы.   Моделирование   Данный метод связан с построением искусственных, идеальных,  воображаемых объектов, ситуаций,  представляющих  собой  системы,  элементы  и  отношения которых  соответствуют  элементам  и   отношениям   реальных   международных феноменов и процессов.   Роль прогностических методов Международных отношений трудно  переоценить: ведь в конечном счете и анализ, и объяснение фактов нужны не сами  по  себе, а ради составления прогнозов возможного развития  событий  в  дальнейшем.  В свою  очередь,  прогнозы   составляются   с   целью   принятия   адекватного международно-политического  решения.  Важную  роль  в  этом  призван  играть анализ процесса принятия решения партнера (или противника).

 

Вопрос 7. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений.

Все концепции международных отношений, нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом, а не отдельные ее элементы.

Одним из исходных посылов политического реализма является постулат об анархической природе МО. Это отличает их от внутриобщественных отношений, построенных на принципах иерархии, субординации, формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений, где формально закреплена функция государственного принятия решений, в МО это невозможно на правовом уровне. Сторонники политического реализма исходят из того, что при отсутствии верховной власти, правовых и моральных норм, способных эффективно регулировать МО, единственно возможной перспективой развития МО является формальное соблюдение абстрактной общей выгоды.

Политический неореализм как дальнейшее развитие политического реализма. Карл Уолтц отстаивает положения политического реализма, но дополняет их необходимостью глобализации системы, выработке общего международного интереса, а не развитием государств и элементов этой системы. Исходя из этого структура международной системы представляется Уолтцу самостоятельным феноменом, а не совокупностью эпизодических международных контактов. Такая система способна навязывать государствам-акторам те или иные ограничения действий, изменять их возможность функционирования в международной системе.

Структурные свойства международной системы определяются не ее внутренними законами, не зависят от усилий малых и средних государств, являются результатом между великими державами.

Неореалисты предполагают возможность урегулирования международных отношений посредством выработки единой политики великими державами, объединенными в блок. Главная цель объединения – снижение анархичности международных отношений.

 

Вопрос 8. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм.

Принципы:

-существование неизменных геополитически  заданных национальных интересов  той или иной страны не подкреплено  неопровержимыми аргументами;

-внешний мир в целом благоприятствует  воплощению и утверждению основополагающих либеральных принципов — индивидуальной свободы, индивидуализма, демократии, прав человека, правовых основ МО;

-либерализму присуще деятельностное  начало, импульс активной внешней  политики, порой доходящий до  либерального экспансионизма; -либерализму свойственны принципы и нормы права, ориентация на международные организации;

-либерализм отличает вера в  то, что именно экономический  рост на свободной рыночной  основе является главным фактором  внешнеполитической мощи и общего положения государства на мировой арене; -либерализм неотделим от прогрессизма, который в данном случае понимается не просто как поступательная эволюция природы МО к их все большей управляемости и миролюбию, а как вера в то, что развитие мировых процессов ведет в конечном счете к воплощению идеалов либеральной идеологии; -либерализм ориентируется на внутренние цели национального развития, которыми являются нужды и потребности гражданского общества, а не государства.50-70 годы неолибералы считали, что наибольшей критике стоит подвергнуть положения политического реализма. Неолибералисты считают, что небольшие государства в настоящий период располагают большими возможностями для международного влияния, тем более. Что в международной системе начинается диффузия, т. е. увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. Учитывая разнообразие интересов, национальный интерес перестает быть приоритетным и сами МО не могут рассматриваться только как межгосударственные. Данный период рассматривается неолибералами как передел зон мирового влияния и принципов функционирования мировой системы. 1) основой новых тенденций является всевозрастающая взаимозависимость мира под влиянием микроэлектронной революции, революции в средствах связи, транспорта и коммуникации. 2) развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений, т. е. правительственных организаций, финансовых фирм, частных групп, демографических потоков, мафиозных групп и т. д.3) государство теряет способность деятельность других акторов, которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. И как результат – государство теряет монополию на ведение МО. Сужение полномочий национальных правительств, увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО, делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.

 

Вопрос 9. Идеализм как школа международных отношений.

Концепция идеалистов (Дил, Кук, Липпман) представляют систему МО как регулируемую через этические и правовые нормы. Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений, ориентируясь на институты международного права. Вместо баланса сил и индивидуальной суверенности государства идеалисты предлагают механизм коллективной безопасности. Идеалисты исходят из общей цели государств, т. е. мира и всеобщей безопасности, а баланс сил и его нестабильность этому не способствуют, поскольку влекут за собой трату финансовых, материальных и человеческих ресурсов. И когда эта система нарушает равновесие, то возникает агрессия. Эта система воплощена практически в 1918 году в 14 пунктах послевоенного регулирования Вудро Вильсона.

В пунктах предлагалось:

1) проведение всегда открытых мирных переговоров

2) обеспечение торговли и ее  безопасности в военное и мирное  время

3) сокращение вооружения до минимально  достаточного уровня, совместимого  с национальной безопасностью

4) разрешение всех споров и  разногласий наднациональными международными организациями

Впервые был создан орган, наделенный исключительным правом принимать решения о коллективном наказании агрессора. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.

 

Вопрос 10. Традиционализм и модернизм как направление дискуссии в теории международных отношений.

В послевоенное время в науке на первый план вышли клубы модернистов и традиционалистов. Модернисты рассматривали национальные государства в качестве автономных властных систем, которые испытывает влияние других субъектов международных отношений и определенным образом реагирует на уровне внешней политики. Основная задача в ТМО – смоделировать поведение того или иного государства при воздействии внешних субъектов и спрогнозировать поведение. Традиционалисты акцентируют внимание на необходимости учета в анализе МО тех факторов, которые относятся к культурным особенностям государств: влияние традиций, обычаев, национального менталитета, которые формируют стратегическую культуру государства. Традиционалисты предлагали также учитывать особенности личностного поведения политиков, психологию масс и ценности социальных групп внутри государства.

 

Вопрос 11. Неомарксизм как школа международных отношений

Неомарксистский подход – в основе международной системы лежат экономическое расслоение и экономическое неравенство. Имущественное расслоение проходит не по линии национальных государств, а главным образом по оси север-юг, где юг оказывается в худшем положении. Были введены такие понятия как страны 3-го мира, страны 2-го мира, мир-экономика и мир-система.

Мир-экономика отображает самую общую систему взаимодействия международных акторов, где ведущую роль играют самые экономически сильные государства. Основные черты мир-экономики:

    1. всемирная организация и универсализация общества
    2. координация производственных комплексов из единого центра
    3. интернализация капиталов и уменьшение государственного вмешательства в мир финансов

В условиях мир-экономики ослабляется защита суверенных государств, правительства которых являются трансляторами основных требований мир-экономики с целью адаптации к мировой конкуренции. Неомарксисты подчеркивают, что помимо глобализации в рамках национальных государств назревают обратные процессы: дифференциация производства, диверсификация политических, социальных, культурных и иных организаций и структур в поиске новых путей развития. Глобализация имеет альтернативы, но они замыкаются на добровольной изоляции и снижении темпов экономического и общественного роста.

Информация о работе Шпаргалки по «Международным отношениям»