Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка
Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей
В 2010 году президентом Б. Обама была утверждена Стратегия национальной безопасности США. Немаловажным является осознание того, что сила в многополюсном мире более не является “игрой с нулевой суммой”, то есть, тем самым ,президент Б.Обама заявил всему миру, что США более не являются гегемоном и утвердил идею многополюсности мирового политического устройства. «США должны пересмотреть свое лидерство в мире, построив и укрепив источники нашей силы и влияния», – помимо прочего указывается в стратегии. Больший упор отныне будет сделан на взаимодействие в рамках международных институтов. На такие изменения в подходе к обеспечению безопасности США, выступая несколькими днями ранее в военной академии в Вест-Пойнте, намекнул сам Барак Обама, который пояснил, что «бремя XXI века не может больше ложиться только на плечи американских солдат и граждан США».
Таким образом, кардинальное отличие новой стратегии нацбезопасности от так называемой «доктрины Буша», которая официально закрепляла право Америки вести войны на упреждение против стран и террористических организаций, которые представляют угрозу США, заключается в том, что упор на односторонность отменяется. «США должны пересмотреть свое лидерство в мире, построив и укрепив источники нашей силы и влияния», – помимо прочего указывается в стратегии. Впрочем, в практическом плане стратегия говорит о том, что Америке необходимо прежде всего восстановить свою собственную экономику, потому что именно на ее могуществе и основано влияние США в мире. Ставка сделана на тесную работу США в рамках «большой двадцатки», которая играет все большую роль в современных условиях.
В новой стратегии указывается, что США продолжит содействие в процессах демократизации и установлении стабильности в Восточной Европе. Подразумевается продвижение демократии на Балканах, содействие в разрешении конфликтов на Кавказе и Кипре, а также продолжении стратегического сотрудничества с Турцией во благо стабильности в Регионе.
Вопрос 30. Проблема мировой политики (Международная безопасность и ее военные аспекты, Проблемы конфликтов, Проблема права в МО)
1. Международная безопасность – характеристика Мо, включающая в себя такие показатели развития, как стабильность, отсутствие внешних угроз, обеспечение независимости и равенства всех государств. В рамках международной безопасности выделяются 3 уровня:
= национальный
= региональный
= глобальный
Международная безопасность складывается из безопасности всех государств на этих трех уровнях (угроза для одного государства делает нестабильным целый регион, а потенциально - все мировое сообщество)
Национальная безопасность традиционно отождествляется с военной безопасностью, однако широкое понимание безопасности включает в себя и другие факторы:
= экономика и финансы
= природная среда
= численность и здоровье
= показатели продовольственного и энергетического обеспечения
= развитие науки и новейших технологий
Политическое поведение и форма активности неправительственных участником МО. Один из основных инструментов национальной безопасности – самостоятельная внешняя политика. Региональная безопасность характеризуется состоянием межгосударственных отношений в данном регионе и наличием внешних угроз для региона. Региональная безопасность определяется рядом факторов:
- Прекращение вертикального
- Горизонтальное сдерживание
= ядерные державы обязались не передавать другим странам ядерное оружие
= неядерные государства
= государства, не присоединившиеся
к договору теряли право
= при распространении ядерного оружия накладывается ряд серьезных ограничений
Слабое место договора – отсутствие гарантий безопасности как ядерным державам, таки фактически неядерным. Данный договор поддерживает 2 блоковых варианта: страны варшавского договора и НАТО. До 90-х годов этот баланс сил обеспечивал взаимное сдерживание на основе ядерного паритета СССР – США. После падения СССР международная ситуация стала нестабильна, и с 98 года Индия и Пакистан разморозили ядерные программы и провели испытания. Усугубило ситуацию стратегия национальной безопасности США 2002 и 2005 годов, когда США утвердили возможность превентивных ядерных ударов. В современном мире дальнейшая реализация нераспространения ядерного оружия требует стабилизации национальных суверенитетов и прекращения практики прямого вмешательства в дела суверенных государств даже в рамках миротворческих операций. Проблема в безопасности связана также с неядерным оружием массового поражения и с обычным вооружением. Первым шагом в решении данной проблемы было подписание большинством государств конвенций о запрещении разработки производства, накопления и об уничтожении бактериологического и токсичного оружия 1972 года и химического оружия 1993 года. В 1997 году был подписан договор о запрещении использования противопехотных мин большинством стран международного сообщества. Последние 20 лет, несмотря на ряд миротворческих инициатив, происходило постепенное наращивание военных бюджетов, и к 2006 году он достиг уровня пика Холодной войны.
Другая проблема связана с распространением высокоэффективного неядерного оружия по масштабам и задачам сопоставимого с задачами стратегических ядерных сил, но с существенно меньшими издержками в плане жертв и экологических последствий. Такое вооружение не подпадает ни под какие международные договоренности по сдерживанию стратегических и обычных вооружений.
2. Проблема конфликтов.
Конфликтные ситуации с 91 года разрастаются территориально, ежегодно их происходит не менее 30 разного уровня. На данный момент число жертв достигло более 5 млн. человек.
Изменилась их географическая территория. Впервые после 2 мировой войны они происходят на территории Европы.
Изменяется структура конфликтов. Исчезли классические межгосударственные конфликты, когда оба государства признают суверенный статус друг друга, а другие государства занимают такую же позицию по данному вопросу.
Можно выделить следующие виды современных конфликтов:
1 Внутригосударственные – между
центральной властью и
2 Надгосударственные – между
государством и международной
неправительственной структурой (Алькаида
против стран запада или
3 Квазигосударственные –
Нарастание конфликтов в современном мире и их качественное изменение определяется рядом причин:
= распад биполярной структуры мира
= противоречия глобализации (конфликт идентичности)
= колоссальный разрыв социально-
Увеличение числа внутригосударственных конфликтов по отношению к межгосударственным означает большую угрозу к стабильности международной обстановки, поскольку третьи страны зачастую вмешиваются во внутренние конфликты, их поведение непредсказуемо, отличается экстремизмом и использованием вооруженных средств с последствиями масштабных разрушений и массовых жертв. Во внутренние конфликты вмешиваются неправительственные группировки, вмешательство которых сопровождается также массовыми жертвами. Внутренние конфликтов отличаются особой сложностью урегулирования, поскольку борьба в них ведется не столько за интересы, сколько за ценности этнические, религиозные, цивилизационные. Внутренние конфликты вовлекают сразу несколько участников с очень разными политическими установками, требованиями и стратегиями ведения военных действий, что при частой сменяемости ведущих участников ведет к затягиванию конфликтной ситуации. Затянутость внутренних конфликтов ведет к увеличению числа жертв и масштабов разрушений.
В международной практике наиболее важным стало участие в урегулировании конфликтов т. н. неофициальной дипломатии – участие в переговорном процессе неправительственных организаций или авторитетных лиц, получивших мировую известность.
И еще один метод – метод принуждения к миру. Суть метода: широкое применения военной силы третьей стороной, причем без согласия государства, где проводятся военные операции и даже без санкции ООН.
Другая концепция – обращение к третьей стороне с целью ведения той мирных переговоров.
Российская концепция внешней политики от 2008 года поддерживает данный вариант, отказываясь от силовых решений военных конфликтов и от изоляции одной из воюющих стран.
3. Проблема мирового права.
Международное право – совокупность общепризнанных государствами правовых норм, функционирующих в международной системе.
Наличие международного права позволяет уменьшить неопределенность в межгосударственных отношениях, стабилизирует их. Международное право признано обеспечивать сотрудничество в международном процессе и создать баланс интересов зачастую несовпадающих интересов государств. Существует ряд базовых вопросов, реализуемых через международное право. Основной вопрос – о праве войны. Первоначально войны подразделялись на законные и незаконные, поэтому международные правовые нормы вырабатывали критерии справедливости ведения войны.
Критерий справедливости. Источниками международного права стали следующие:
Основные принципы международного права:
= неприкосновенности и