Шпаргалки по «Международным отношениям»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей

Файлы: 1 файл

MO_vseOTVETY.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

 

В 2010 году президентом Б. Обама была утверждена Стратегия национальной безопасности США. Немаловажным является осознание того, что сила в многополюсном мире более не является “игрой с нулевой суммой”, то есть, тем самым ,президент Б.Обама заявил всему миру, что США более не являются гегемоном и утвердил идею многополюсности мирового политического устройства. «США должны пересмотреть свое лидерство в мире, построив и укрепив источники нашей силы и влияния», – помимо прочего указывается в стратегии. Больший упор отныне будет сделан на взаимодействие в рамках международных институтов. На такие изменения в подходе к обеспечению безопасности США, выступая несколькими днями ранее в военной академии в Вест-Пойнте, намекнул сам Барак Обама, который пояснил, что «бремя XXI века не может больше ложиться только на плечи американских солдат и граждан США».

Таким образом, кардинальное отличие новой стратегии нацбезопасности от так называемой «доктрины Буша», которая официально закрепляла право Америки вести войны на упреждение против стран и террористических организаций, которые представляют угрозу США, заключается в том, что упор на односторонность отменяется. «США должны пересмотреть свое лидерство в мире, построив и укрепив источники нашей силы и влияния», – помимо прочего указывается в стратегии. Впрочем, в практическом плане стратегия говорит о том, что Америке необходимо прежде всего восстановить свою собственную экономику, потому что именно на ее могуществе и основано влияние США в мире. Ставка сделана на тесную работу США в рамках «большой двадцатки», которая играет все большую роль в современных условиях.

В новой стратегии указывается, что США продолжит содействие в процессах демократизации и установлении стабильности в Восточной Европе. Подразумевается продвижение демократии на Балканах, содействие в разрешении конфликтов на Кавказе и Кипре, а также продолжении стратегического сотрудничества с Турцией во благо стабильности в Регионе.

 

Вопрос 30. Проблема мировой политики (Международная безопасность и ее военные аспекты, Проблемы конфликтов, Проблема права в МО)

 

1.  Международная безопасность – характеристика Мо, включающая в себя такие показатели развития, как стабильность, отсутствие внешних угроз, обеспечение независимости и равенства всех государств. В рамках международной безопасности выделяются 3 уровня:

= национальный

= региональный

= глобальный

Международная безопасность складывается из безопасности всех государств на этих трех уровнях (угроза для одного государства делает нестабильным целый регион, а потенциально - все мировое сообщество)

Национальная безопасность традиционно отождествляется с военной безопасностью, однако широкое понимание безопасности включает в себя и другие факторы:

= экономика и финансы

= природная среда

= численность и здоровье населения

= показатели продовольственного  и энергетического обеспечения

= развитие науки и новейших  технологий

Политическое поведение и форма активности неправительственных участником МО. Один из основных инструментов национальной безопасности – самостоятельная внешняя политика. Региональная безопасность характеризуется состоянием межгосударственных отношений в данном регионе и наличием внешних угроз для региона. Региональная безопасность определяется рядом факторов:

  1. историческое наследие, культурные традиции, религиозные особенности, социально-экономическая ситуация, степень вовлеченности в дела региона других государств.  Глобальная безопасность состоит в защите от угроз всемирного масштаба и обеспечивается в согласованном участии всех членов мирового сообщетсва (Балканы). Особая роль в координации таких действий принадлежит ООН. Особое место занимают проблемы ядерной войны и контроля над вооружением. Ядерная проблема разрешается по двум направлениям:

- Прекращение вертикального распространения  ядерного оружия – в 1968 году  был заключен договор рядом  стран, в котором запрещалось  распространение ядерного оружия, поэтому они начали его наращивать. Они обязались не наращивать  ядерный потенциал. Ядерные державы – Великобритания, Китай, (СССР) Россия, Франция, США. Система взаимного ядерного сдерживания закреплена советско-американскими договорами 1972 года Об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Противоракетной обороне (ПРО). Эти позиции закреплялись далее в рассийско-американских договорах 1990 года о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. СНВ-1 (1991) и СНВ-2 (1993). И в договоре 2002 года Об ограничении стратегических наступательных потенциалов (ОСНП). В результате соглашений количество ядерных стратегических боезарядов у Росси и США сократилось с 10-12 тысяч у обеих стран в середине 80-х годов до 2,5 тысяч у России и 6 тысяч у США на 2009 год. 2010 год – заключен новый договор СНВ-3, работа над которым продолжалась с 1997 года. Первые договоры СНВ были признаны устаревшими. Данный договор сокращает по 1,5 тысячи боеголовок военного потенциала России и США. На данный момент ядерный потенциал России и США остаются самым значимым, однако ведутся переговоры о присоединении к договору СНВ-3 других ядерных держав (Англия, КНР и Франция). В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора ПРО, заключенного в 1972 году. Заключенные договоры фиксируют достаточно успешное развитие вертикального сдерживания ядерного оружия.

- Горизонтальное сдерживание распространения  ядерного вооружения – запрет  распространения ядерного оружия  по территории планеты и появления  новых ядерных держав. Необходимые  технологии для производства  ядерного оружия есть не менее чем у 30-40 стран. Неофициальными ядерными державами являются Индия и Пакистан, которые неофициально проводят испытания ядерного оружия. Помимо этого неофициальными державами считаются Израиль, возможно КНДР и Иран. Распространение ядерного оружия провоцирует дестабилизацию в государствах третьего мира, а также политический и дипломатический дискомфорт в рамках многосторонних и двусторонних переговоров. Проблему распространения ядерного оружия был призван поставить договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заключенный в 1968 году. В соответствии с этим договором предусматривался ряд действия:

= ядерные державы обязались  не передавать другим странам  ядерное оружие

= неядерные государства обязались  не производить и не приобретать  ядерное оружие, а также передать свою деятельность в ядерной сфере международному агентству по ядерной энергии (МАГАТЭ)

= государства, не присоединившиеся  к договору теряли право помощи  в развитии мирной ядерной  энергетике

= при распространении ядерного  оружия накладывается ряд серьезных ограничений

Слабое место договора – отсутствие гарантий безопасности как ядерным державам, таки фактически неядерным. Данный договор поддерживает 2 блоковых варианта: страны варшавского договора и НАТО. До 90-х годов этот баланс сил обеспечивал взаимное сдерживание на основе ядерного паритета СССР – США. После падения СССР международная ситуация стала нестабильна,  и с 98 года Индия и Пакистан разморозили ядерные программы и провели испытания. Усугубило ситуацию стратегия национальной безопасности США 2002 и 2005 годов, когда США утвердили возможность превентивных ядерных ударов. В современном мире дальнейшая реализация нераспространения ядерного оружия требует стабилизации национальных суверенитетов и прекращения практики прямого вмешательства в дела суверенных государств даже в рамках миротворческих операций. Проблема в безопасности связана также с неядерным оружием массового поражения и с обычным вооружением. Первым шагом в решении данной проблемы было подписание большинством государств конвенций о запрещении разработки производства, накопления и об уничтожении бактериологического и токсичного оружия 1972 года и химического оружия 1993 года. В 1997 году был подписан договор о запрещении использования противопехотных мин большинством стран международного сообщества. Последние 20 лет, несмотря на ряд миротворческих инициатив, происходило постепенное наращивание военных бюджетов, и к 2006 году он достиг уровня пика Холодной войны.

Другая проблема связана с распространением высокоэффективного неядерного оружия по масштабам и задачам сопоставимого с задачами стратегических ядерных сил, но с существенно меньшими издержками в плане жертв и экологических последствий. Такое вооружение не подпадает ни под какие международные договоренности по сдерживанию стратегических и обычных вооружений. 

2. Проблема конфликтов.

Конфликтные ситуации с 91 года разрастаются территориально, ежегодно их происходит не менее 30 разного уровня. На данный момент число жертв достигло более 5 млн. человек.

Изменилась их географическая территория. Впервые после 2 мировой войны они происходят на территории Европы.

Изменяется структура конфликтов. Исчезли классические межгосударственные конфликты, когда оба государства признают суверенный статус друг друга, а другие государства занимают такую же позицию по данному вопросу.

Можно выделить следующие виды современных конфликтов:

1 Внутригосударственные – между  центральной властью и оппозиционной  вооруженной группировкой, между  отдельными вооруженными группировками  этническими или религиозными (война в Ирландии в 1994 году)

2 Надгосударственные – между  государством и международной  неправительственной структурой (Алькаида  против стран запада или востока)

3 Квазигосударственные – отсутствие  у одного из государств международного признанного статуса (Абхазия или Южная Осетия в конфликте с Грузией)

Нарастание конфликтов в современном мире и их качественное изменение определяется рядом причин:

= распад биполярной структуры  мира

= противоречия глобализации (конфликт  идентичности)

= колоссальный разрыв социально-экономических  отношений между развивающимися  и развитыми странами

Увеличение числа внутригосударственных конфликтов по отношению к межгосударственным означает большую угрозу к стабильности международной обстановки, поскольку третьи страны зачастую вмешиваются во внутренние конфликты, их поведение непредсказуемо, отличается экстремизмом и использованием вооруженных средств с последствиями масштабных разрушений и массовых жертв. Во внутренние конфликты вмешиваются неправительственные группировки, вмешательство которых сопровождается также массовыми жертвами. Внутренние конфликтов отличаются особой сложностью урегулирования, поскольку борьба в них ведется не столько за интересы, сколько за ценности этнические, религиозные, цивилизационные. Внутренние конфликты вовлекают сразу несколько участников с очень разными политическими установками, требованиями и стратегиями ведения военных действий, что при частой сменяемости ведущих участников ведет к затягиванию конфликтной ситуации. Затянутость внутренних конфликтов ведет к увеличению числа жертв и масштабов разрушений.

В международной практике наиболее важным стало участие в урегулировании конфликтов т. н. неофициальной дипломатии – участие в переговорном процессе неправительственных организаций или авторитетных лиц, получивших мировую известность.

И еще один метод – метод принуждения к миру. Суть метода: широкое применения военной силы третьей стороной, причем без согласия государства, где проводятся военные операции и даже без санкции ООН.

Другая концепция – обращение к третьей стороне с целью ведения той мирных переговоров.

Российская концепция внешней политики от 2008 года поддерживает данный вариант, отказываясь от силовых решений военных конфликтов и от изоляции одной из воюющих стран.

3. Проблема мирового  права.

Международное право – совокупность общепризнанных государствами правовых норм, функционирующих в международной системе.

Наличие международного права позволяет уменьшить неопределенность в межгосударственных отношениях, стабилизирует их. Международное право признано обеспечивать сотрудничество в международном процессе и создать баланс интересов зачастую несовпадающих интересов государств. Существует ряд базовых вопросов, реализуемых через международное право. Основной вопрос – о праве войны. Первоначально войны подразделялись на законные и незаконные, поэтому международные правовые нормы вырабатывали критерии справедливости ведения войны.

Критерий справедливости. Источниками международного права стали следующие:

  1. Международный обычай, признанный как норма цивилизационных отношений.
  2. Международные конвенции как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные государствами (универсальные договоры. Действующие не только для стран-участниц конвенции, но и для других стран)
  3. Общеправовые принципы, разработанные на основе юридических и дипломатических документов, признанные всеми странами-участницами.
  4. Главный правовой документ – Устав ООН и сопутствующие ему документы.
  5. Декларация о принципах международного права 1970 года, а также заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в составе которого находится Декларация принципов взаимоотношений между государствами

Основные принципы международного права:

= неприкосновенности и суверенного  равенства государств (юридически это значит, что государства равны, независимо от территорий, населения, экономической и военной мощи и обладают равными правами. Воплощением того принципа является процедура принятия решений в ООН: одна страна – один голос. Государственный суверенитет реализует такие принципы международного права, как неприкосновенность границ, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела. В принципы Устава ООн входит сотрудничество между государствами, а также неприменение силы или угрозы силы. Устав ООН признает право на самооборону, но приоритетным утверждает принцип мирного урегулирования споров путем переговоров или судебных процедур. Для реализации принципов международного права был учрежден Международный Суд ООН, который рассматривает только спорные дела при согласии конфликтующих государств и не допускает вмешательства во внутренние дела. В 1998 году был создан Международный Уголовный Суд, связанный с расследованием преступлений по геноциду и нарушению прав человека. Принципом международного права – приоритет прав и свобод личности над государственными и общественными. К принципам международного права – право народа распоряжаться своей судьбой.

Информация о работе Шпаргалки по «Международным отношениям»