Шпаргалки по «Международным отношениям»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет.
Международные отношения как научная дисциплина формируется в начале 20 века. На настоящий период отсутствуют единый категорийный аппарат, типология, классификация и систематизация МО. Основными понятиями теории МО являются:
- МО – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. Особенность – отсутствие единого центрального ядра власти и управления, а также большое значение стихийности процессов и субъективности факторов. МО позволяют взаимодействовать различным силам и объектам, при этом все они находятся на уровне равенства как участники. Учитывая непредсказуемость поведения всех участников международного процесса существуют амортизирующие структуры МО, находящиеся как правило в правовом пространстве. Однако участники МО в большинстве случаев находятся на различных уровнях развития, имеют различные национальные приоритеты, ценности, политическое и социальное пространство. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами, формирующими единое мировое пространство.
В МО включается внутренняя и внешняя политика, Мировая политика
Объект – система связей в международных отношениях
Предмет – изучение систем связей

Файлы: 1 файл

MO_vseOTVETY.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

- структура Россия - Белоруссия  как наиболее глубокая форма  Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими  органами управления;

 

- структура Россия - Белоруссия - Казахстан - Киргизия, призванная стать углубленной  прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на Таможенном и Платежном союзах;

- структура стран-участниц  СНГ  как  сложившееся после распада  СССР межгосударственное объединение  двенадцати бывших республик  СССР. Дальнейшая интеграция стран  СНГ имеет свою потенциальную возможность и реальность. Необходимо, чтобы экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют страны СНГ, вытекая из сложившегося понимания национальных интересов, учитывали и интересы других стран участниц Содружества.

2)

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

 Сразу же после распада  Советского Союза возникли интеграционные  тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.

 Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

. разделением труда, которое невозможно  было изменить целиком за короткий  промежуток времени. Во многих  случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

. желанием широких масс населения  в странах — членах СНГ поддерживать  достаточно тесные связи из-за  смешанного населения, смешанных  браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

 Однако интеграционные процессы  наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

 Учитывая расту финансовую  и политическую зависимость стран  — членов СНГ от 

 Запада, это не могло не  препятствовать интеграционным  процессам.

 Готовность бывших советских  республик к интеграции была  различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

 России и своего прошлого  возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

 Поэтому многие из них  рассматривали СНГ, прежде всего  как механизм  «цивилизованного  развода», стремясь осуществить  его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих политических задач.

 Решение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ) было  принято президентами России, Белоруссии  и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

 Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.

 Между странами — участницами  интеграционного объединения, прежде  всего снижаются или отменяются  вообще таможенные пошлины; таможенный  союз, когда наряду с отменой  внешнеторговых ограничений устанавливается  единый таможенный тариф и  проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

 По ряду объективных, а также  субъективных причин именно в  Западной 

 Интеграция в СНГ опирается  на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом  разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

 Главные препятствия интеграции  — опасения в странах —  членах СНГ ограничить свой  суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства  новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

35. Этапы эволюции ЕС. Правовая основа ЕС

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

(хронология)

9 мая 1950 года – Mинистр иностранных дел Франции Робер Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы двух недавних военных противников – Франции и Германии.

18 апреля 1951 года –в Париже был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Парижский договор подписали Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

25 марта 1957 г. – подписание в Риме странами-членами ЕОУС договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

4 января 1960 г. – oбразованаEвропейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания.

9 июля 1961 г. – ЕЭС и Греция подписали Соглашение об ассоциации – первый подобный документ в истории Сообщества.

20 июля 1963 г. – была подписана Яундская конвенция – соглашение, заложившее основы ассоциированных связяей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществами в течение 5 лет.

1 июля 1964 г. – в ЕЭС создается общий аграрный рынок, началась деятельность Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА).

1 июля 1968 г. – с опережением графика на 18 месяцев завершено создание Таможенного союза и отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС.

Октябрь 1970 г. – комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам, возглавляемая премьер-министром Люксембурга Пьером Вернером, представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза – так называемый “план Вернера”. В соответствии с ним в 1980 г. было запланировано создание полного экономического и валютного союза с единой валютой.

24 апреля 1972 г. – появилась на свет “валютная змея”, предусматривавшая изменение валютного курса в рамках установленных границ.

1 января 1973 г. – вступление Дании, Ирландии и Великобритании в Сообщество.

21 января 1974 г. – Совет министров ЕС начинает осуществление “программы социальных действий”, нацеленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда.

9 и 10 декабря 1974 г. – на встрече глав государств и/или правительств в Париже было принято решение избирать Европейский парламент всеобщим и прямым голосованием.

28 февраля 1975 г. – Европейское сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ломейскую конвенцию, призванную заменить Яундскую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли.

9 и 10 марта 1979 г. – в Париже состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает в себя четыре составляющих: Европейскую валютную единицу (ЭКЮ), механизм валютного обмена и информации, кредитные условия и трансфертный механизм.

1 января 1981 – Греция вступает в Сообщество.

8 декабря 1984 г. – 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломейскую конвенцию. Ломе III содержала больше по сравнению с предыдущими конвенциями усовершенствований: в частности, впервые была прямо выражена идея уважения прав человека.

9 сентября 1985 г. – в Люксембурге открылась межправительственная конференция, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов.

2–4 декабря 1985 г. – на сессии Европейского Совета в Люксембурге принимается Единый европейский акт, призванный усовершенствовать Римский договор и создать к 31 декабря 1992 г. единый внутренний рынок.

1 января 1986 г. – Испания и Португалия становятся членами Европейского сообщества. Число стран-членов возрастает до двенадцати.

1–13 февраля 1988 г. – в Брюсселе работает чрезвычайная сессия Европейского Совета. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая т. н. “Пакет Делора-I”, а также ограничения расходов на общую аграрную политику.

8–12 декабря 1989 г. –на сессии Европейского Совета в Страсбурге принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза. 11 участников встречи принимают “Хартию основных социальных прав трудящихся”, призванную сделать более гармоничными индивидуальные и коллективные права трудящихся и закрепить уже завоеванные права.

15 декабря 1989 г. – 12 государств-членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию.

18 декабря 1989 г. – подписание Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским сообществом и СССР.

29 мая 1990 г. – в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах ЦВЕ.

19 июня 1990 г. – Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества.

Информация о работе Шпаргалки по «Международным отношениям»