Шпаргалка по "Теории языка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Теория языка".

Файлы: 1 файл

теор яз.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

А.А. Потебня (1835-1891) – крупнейший украинский и русский  филолог, оказавший огромное влияние  на развитие отечественного языкознания  и литературоведения. Его основные работы: «Мысль и язык»

А.А. Потебня  способствовал развитию лингвистического психологизма и сравнительно-исторического  языкознания. Он считал, что Гумбольдт  «именно положил основание перенесению  вопроса на психологическую почву  своими определениями языка как деятельности, работы духа, как органа мысли»

Касаясь общетеоретических  вопросов, Потебня уделял много внимания положению о языке как деятельности, в процессе которой беспрерывно  происходит обновление языка. С этим связывается и его интерес, с  одной стороны, к проблеме речи и ее роли в жизни языка (в частности, смыслового его аспекта), а с другой стороны, к проблеме художественного творчества в его отношении к языку. Для Потебни характерно индивидуалистическое решение этих проблем («Одного изолированного слова в действительности и не бывает. В ней есть только речь…Вырванное из связи слово мертво, не функционирует, не обнаруживает ни своих лексических, ни тем более формальных свойств, потому что их не имеет»).

В отличие от Г. Штейнталя, А.А. Потебня не отрывал язык от мышления, но вместе с тем подчеркивал специфичность логических и языковых категорий. («Язык есть тоже форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается…»)

Одним из первых А.А. Потебня указал на необходимость  изучать явления языка в их взаимосвязях, способствуя тем самым формированию понятия языковой системы.

 

42.  Концепция  И.А. Бодуэна де Куртене.

Бодуэн  де Куртенэ считал язык исключительно  психическим явлением и не принимал «законы», вообще скептически относясь к понятию закона в лингвистике.

проблема  сознательного и бессознательного затрагивается в большинстве  теоретических работ Бодуэна. Так, в статье «Некоторые общие замечания  о языковедении и языке» указывается, что влияние сознания «однообразит формы языка и по-своему совершенствует его». Особенно важны соображения, высказанные в известной статье «К критике международных языков» и ее русском варианте «Вспомогательный международный язык». «Язык ее есть ни замкнутый в себе организм, ни неприкосновенный идол, он представляет собой орудие и деятельность»; а человек вправе и даже обязан целенаправленно совершенствовать свои орудия, если «известные продукты стихийных процессов» не будут «соответствовать целям, которые мы ставим себе сознательно». Поэтому, говорит Бодуэн, «так как язык неотделим от человека и постоянно сопровождает его, человек должен владеть им еще более полно, сделать его еще более зависимым от своего сознательного вмешательства, чем это мы видим в других областях психической жизни».

Для Бодуэна  человеческий язык есть «язык, состоящий из случайных символов, связанных самым различным образом», т. е. пользуясь современными терминами, система знаков.

Человеческий  язык коренным образом отличается от языка животных тем, что языковый знак («символ») случаен, не мотивирован в синхронном плане, но только в генетическом. Недаром «основная сущность человеческого языка» — отсутствие в. нем «необходимости, непосредственности и неизменности», свойственных «языку» животных, т. е. как раз то, что считал характерным для языкового знака и де Соссюр.

Бодуэн  рассматривает усвоение языка как  процесс активный, а сам язык—как «одну из функций человеческого  организма в самом обширном смысле этого слова»'. Дальнейшее развитие этой концепции Бодуэна мы находим  в особенности в работах Л. В. Щербы.

Бодуэн  считал подлинной наукой только такое  языкознание, в основе которого лежит  психологический подход к языку, и с удовлетворением констатировал, что «современное языкознание становится более психологическим».

Фраза о том, что язык есть явление психическое или что психология является вспомогательной (базисной) наукой языкознания, встречается почти в каждой большой работе Бодуэна. Тезис о психической сущности языка принадлежал к истинам, которые Бодуэн никогда не уставал повторять.

Надо  сказать, что этот тезис никогда не оставался пустой декларацией. Хотя совершенно естественно, что при современном Бодуэну состоянии психологии можно было удовлетворительно объяснить лишь очень ограниченное количество языковых фактов, Бодуэн при любой возможности старался это сделать.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029" style=" margin-top: 0pt; margin-bottom: 13

Информация о работе Шпаргалка по "Теории языка"