Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Теория языка".
1. Языкознание
как гуманитарная дисциплина
и его место в системе
Общее языкознание как наука
о естественном языке. Общее языкознание
изучает естественный человеческий язык
вообще и все языки мира — индивидуальные
его представители. Поскольку язык является
важнейшим средством коммуникации в обществе
и тесно связан с мышлением и сознанием,
языкознание входит в качестве одной из
центральных наук в круг гуманитарных
и социальных научных дисциплин, исследующих
человека и человеческое общество. Из
них с общим языкознанием теснее всего
связана этнография и ее различные области,
разрабатывающие, в частности, основные
принципы функционирования языка в обществах
разного типа, в том числе и в архаичных,
или «первобытных», коллективах.
Разные виды коммуникации в обществе исследуются
не только в языкознании, но и в теории
коммуникации, культурной антрополо гии
и семиотике. Естественный язык — наиболее
важная и лучше всего изученная знаковая
система, поэтому языкознание часто рассматривается
как ведущая семиотическая дисциплина.
Языкознание здесь оказывается центральной
наукой, поскольку язык служит средством
для построения целого ряда текстов (в
частности, в художественной литературе)
и «надъязыковых» систем (семиотических
моделей мира), изучаемых семиотическими
дисциплинами.
Для исследования языковых текстов, служащих
знаковым задачам «надъязыковых» систем
(мифологии, ритуала, религии, философии
и т.д.), соответствующие научные дисциплины
обращаются за помощью к языкознанию и
ряду научных дисциплин, пограничных с
ним, — к филологии, исследующей тексты,
герменевтике, занимающейся их пониманием,
и т.д.
Общее языкознание в кругу других наук.
Соотношение между языкознанием и другими
науками можно исследовать в зависимости
от характера знаковой или незнаковой
природы предмета каждой из этих наук.
Теснее всего с языкознанием из семиотических
дисциплин сближается грамматология —
наука о письме.
Ключевая роль языкознания для многих
смежных гуманитарных наук состоит в том,
что выводы, сделанные в языкознании, воспринимаются
как важнейшие для гуманитарного знания
в целом. По используемым методам языкознание
сближается с историей и другими науками,
исследующими изменение во времени социальных
структур, содержание которых в ряде случаев
определяет и ход языковой эволюции, и
развитие культуры, литературы, искусства.
2. Антиномии языка как диалектическое выражение его сущности
Гумбольдт
Антиномия языка и мышления. С одной стороны, язык есть орган, образующий мысль. Без языка невозможно образование понятий; понятие не может отрешиться от слова; слово есть индивидуальная физиономия понятия; слово является единством звука и понятия; между словами и понятиями должно быть соответствие -- этими и многими другими положениями Гумбольдт подчеркивает мысль о неразрывном единстве языка и мышления. С другой стороны, "дух" человека постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. И это лишь обогащает язык средствами выражения.
Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка. Слова -- знаки отдельных понятий, слово облекается в звуковую форму. Звуки и понятия по природе своей различны: звук служит для человека представителем предмета; понятие является выражением нашего взгляда на предмет, формирование понятий представляет собой внутренний процесс. По мнению Гумбольдта, нет связей между звуковым выражением и понятием:
Антиномия объективного и субъективного в языке.
Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности.
Антиномия устойчивости и движения в языке. Язык вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив.
Антиномия целого и единичного в языке. (принадлежит отдельному человеку и коллективу)
Антиномия индивидуального и коллективного в языке. (его порождает и народ, и отдельные лица)
Антиномия языка и речи.
Антиномия понимания и непонимания.
3. Функции языка как проявление его сущности
коммуникативная (функция общения, Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.
С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.
Достижение функциональной
эффективности общения
4. Становление семиотической проблематики. Семиотические идеи Ч Пирса, Ч Морриса. Семиотические проблемы в концепции Ф. де Соссюра
Ч. Пирс первым отметил важность учета в общей теории знака фактора субъекта практической и коммуникативной деятельности (последняя выступает у него как знаковый процесс, семиозис).
По Пирсу, знак конституирует трёхчленное отношение. В качестве членов выступают:
а) знак (в его терминологии репрезентамен), понимаемый как знаковое средство, т.е. некая величина, имеющая физическую природу и способная замещать что-либо;
б) производимый этим знаком другой знак, локализуемый в сознании интерпретатора и определяемый как интерпретанта первого знака;
в) объект, представляемый знаком.
Ч. Моррис - В семиозисе взаимодействуют:
а) знак, трактуемый Ч. Моррисом как знаковое средство, знаконоситель (sign vehicle);
б) десигнат (designatum), т.е. то, на что указывает знак, объект референции;
в) интерпретанта (
г) интерпретатор (interpreter) — действующее лицо процесса семиозиса. Все эти составляющие подразумевают друг друга.
В семиотике три раздела – семантика, прагматика, синтактика
Основные положения концепции ФдС:
1) Определение языка. Теория языка и речи. Язык – это определенная часть речевой деятельности (язык для нас – это речевая деятельность минус сама речь). Язык противостоит речи – второй стороне речевой деятельности. РД объединяет язык и речь, основное различие между которыми: язык – социален, речь – индивидуальна
2) Язык как система ФдС различает 2 типа отношений – синтагматические и ассоциативные (парадигматические).
3) учение о лингвистическом знаке – линейность и произвольность
4) учение о синхронии и диахронии
«Синхронично все, что относится к статическому
аспекту нашей науки, диахронично все,
что касается эволюции → синхрония –
состояние языка, диахрония – фазы эволюции.
При изучении языка ФдС различает синхроническое
его рассмотрение. Предпочтение отдает
синхроническому изучению, т.к. «для говорящей
массы он – подлинная и единственная реальность».
^ 5) внешняя и внутренняя лингвистика
5. Специфика яз знаковой системы. Типы яз знаков. Измерения семиозиса. Два этапа яз семиозиса
В языковой знаковой системе несколько уровней структурации и несколько уровней интеграции. Универсальное свойство языковой системы заключается в том, что для выражения каждой ситуации не требуется особый не членимый знак.
Минимальной единицей языка,
имеющей знаковый характер, является морфема (монема). Это минимальная
языковая единица, обладающая собственным
значением.
В знаке выделяются две стороны – план
выражения и план содержания. ПВ разложим
на фигуры плана выражения (фонемы и ДП
фонем), а план содержания разложим на
фигуры плана содержания (семы, семантические
множители).
Морфология языка была бы несложной, если
бы означающее каждой из монем (морфем)
не изменяло свою форму и имело постоянную
реализацию, занимая одну и ту же позицию
на определенном участке речевой цепи,
не вторгаясь на территорию соседних означающих,
приблизительно соответствуя тому идеалу,
который нарисовал Ф. де Соссюр:
Из морфем складываются
слова. План содержания слов не является
простой суммой планов содержания входящих
в состав слова знаков-морфем. Соединение морфем в слово представляет
собой возникновение нового знака, в котором
можно уже не заметить связи с составившими
его знаками.
Итак, членение языка (разложимость языковых
высказываний на более мелкие элементы)
оправдано принципом экономии, следствием
которого оно является.
В языковой системе можно выделить знаки
полные, т.е коммуникативно завершенные,
самодостаточные (тексты, высказывания)
и знаки частичные, т.н. коммуникативно
недостаточные (слова, морфемы). Языкознание
традиционно концентрировало внимание
на назывных знаках. Новейшая семиотика
сосредоточивает свое внимание на высказывании
как полном знаке, с которым соотносится
не отдельный элемент опыта, а некая целостная
ситуация, положение дел.
К. Бюлер называл язык двупольной системой.
Язык включает поле предложения и словесное
поле. Простейшие системы сигналов и коммуникативные
системы животных не включают в свой состав
знаки-наименования. В них есть только
знаки-сообщения, соответствующие предложениям
естественного языка.
Сочетание языковых знаков есть не просто
механическое объединение равноправных
знаков, но дает в результате сложный знак,
обладающий свойством не выводимым из
суммы свойств составляющих его элементов.
Типы – указатели (здесь), изображения (кукарекать), символы (цвет сфетофора)
6. Системность языка в концепции Соссюра. Системный аспект языка. Внутренняя структура языка
Ф. де Соссюр понимает язык в целом как систему, состоящую из трёх частей: собственно язык (langue), речь (parole), и речевую деятельность (language). - Понятие речевой деятельности исходно, и ему не даётся чёткого определения. К ней относятся любые явления, традиционно рассматриваемые лингвистикой: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т. д. Язык - это грамматическая система и словарь, т.е. инвентарь языковых средств, без овладения которыми невозможно речевое общение. Язык как грамматическая и лингвистическая система потенциально существует в сознании индивидов, принадлежащих к одной языковой общности. Как общественный продукт и как средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нём говорит. Индивид должен прилагать усилия, чтобы в совершенстве овладеть системой языка. Изучение языка - чисто психологический процесс. Тем самым впервые реализуется подход к языку как к явлению, внешнему по отношению к исследователю и изучаемому с позиции извне. Языку противопоставляется речь. Это всё, что имеется в речевой деятельности минус язык. Причины такого противопоставления в следующем: язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, тогда как речь индивидуальна; речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи; язык же независим от способов физической реализации: устная, письменная, жестовая речь отражает один и тот же язык.
Психическая часть речевого акта тоже
включается Соссюром в речь, но ему
не удаётся последовательно
Соссюр различал в языке два аспекта, две оси - синхронию (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект). Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики - синхроническую и диахроническую. Он справедливо замечает синхронический характер грамматики Пор-Рояля, как и всей лингвистики 18 века.
Языковой знак, с одной стороны, произволен, условен (это относится к выбору знака), но, с другой, он обязателен для языкового коллектива. Соссюр подчёркивает, что составляющие язык знаки представляют собой не абстракции, а реальные объекты, находящиеся в мозгу говорящих. Однако он говорит, что единицы языка нам непосредственно не даны, что нельзя считать таковыми слова или предложения.
7. Проблемы
изучения фонетической
Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал Ф. де Соссюр). Все в языке и в речи подчинено одной задаче: служить средством передачи информации. Поэтому и функция звуков речи - минимальных единиц фонетики - заключается в том, чтобы создавать речь, формировать слова, различать слова, создавать ритм (ударение) и формировать интонацию, с помощью которой различаются целые предложения (высказывания). Именно эта способность звуков речи - быть носителем информации (т.е. создавать языковые единицы и различать эти единицы) - лежит в основе любой системы описания звуков для каждого языка (его фонетической и фонологическойсистем). На основании того, как, какие параметры звуков с точки зрения их артикуляции участвуют в различении языковых единиц, каждый звук языка может быть представлен своим набором (комплексом) артикуляторных характеристик. Несмотря на бесконечное разнообразие языков, которые функционируют в человеческом обществе и многообразие звучания речи на этих языках, в фонетической системе любого из них используются несколько базовых артикуляторных противопоставлений (такие общие для всех языков мира свойства называются языковыми универсалиями), а именно: