Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Теория языка".
19. Языковая ситуация. Языковая политика.
Компоненты социально-
Функциональные отношения между компонентами
социально-коммуникативной системы на
том или ином этапе существования данного
языкового сообщества формируют языковую ситуацию, характерную для этого сообщества.
Понятие языковая ситуация применяется обычно к большим языковым
сообществам — странам, регионам, республикам.
Для этого понятия важен фактор времени:
по существу, языковая ситуация — это
характеристика социально-коммуникативной
системы в определенный период ее функционирования.
Например, на Украине, где социально-коммуникативная
система включает в качестве главных компонентов
украинский и русский языки (помимо них
есть белорусский, болгарский, венгерский,
чешский и некоторые другие), до распада
СССР наблюдалось относительное динамическое
равновесие между этими языками. Существовали
школы и с украинским, и с русским языком
обучения, в науке и высшем образовании
были в обращении оба языка, в известной
мере деля сферы применения (естественные
и технические науки — преимущественно
на русском языке, гуманитарные — преимущественно
на украинском). В бытовом общении выбор
языка определялся интенциями говорящего,
типом адресата, характером ситуации общения
и т. п. В 90-е годы XX в. функции русского
языка на Украине резко сужаются, он вытесняется
украинским языком из сфер среднего и
высшего образования, науки, культуры;
применение русского языка в бытовом общении
также сокращается. Эти перемены — несомненное
свидетельство изменения языковой ситуации,
в то время как состав социально-коммуникативной
системы, обслуживающей украинское языковое
сообщество, остается прежним.
Языковая политика может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Под конструктивной языковой политикой имеется в виду политика, направленная на расширение функций языков, сферы их применения, их социально-коммуникативной роли, на создание и развитие литературных языков.
В многоязычных регионах языковая политика характеризуется такими направлениями, как плюрализм, интеграция, ассимиляция, сегрегация. Плюрализм выражается в стремлении сохранить самобытность групп меньшинств, что достигается путем предоставления им значительной свободы в решении их собственных вопросов (этот принцип заложен в ратифицированном варианте Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств). Интеграция — процесс, направленный на объединение различных групп данного общества и предоставление им возможности сохранить свои отличительные особенности.6 Плюрализм и интеграция — две политические линии, которые могут проводиться одновременно, если государственная политика направлена на консолидацию полилингвистического общества, стабилизацию межэтнических отношений и на равноправие всех национальных и языковых групп.7 При ассимиляции группы национальных меньшинств вынуждены отказаться от своих традиций, культуры и языка в пользу доминирующей группы (этот принцип лег в основу политического поведения некоторых правых партий). Ассимиляция предполагает ряд мер прямого или косвенного принуждения, направленного на денационализацию меньшинств и лишения их права на самостоятельность.8 Сегрегация означает изоляцию группы меньшинств и проживание ее в худших условиях (этот принцип проповедуется, как правило, партиями нацистского и фашистского толка).
20. Языковые контакты. Пиджин. Креольский язык. Проблема билингвизма.
Это постоянное явление.
Форма контакта зависит от целого
ряда факторов – экономического, культурного,
военного. Более развитый язык оказывает
влияние на менее развитый – греческий
на латинский, арабский на африканский.
Формы ЯК:
Это ассимилятивные формы контакта.
В условиях многоязычия
возникает потребность в
Lingua franca (с 12 века) – применительно к языкам,
на котором говорили торговцы юга Европы.
Впоследствии стали появляться пиджины
– тип языков, не имеющих исконного коллектива
носителей.
Пиджин – крайне упрощённый тип языка (контактный
язык в определённой ситуации). Не является
ни для кого родным языком.
Пиджины – не результат естественного
развития языка. Они возникают в результате
вторичного преобразования в условиях
регулярных массовых этноязыковых контактов
дальнейшая ступень эволюции пиджина, который из упрощённого лингва франка постепенно становится родным для значительной части смешанного по происхождению населения и превращается в самостоятельный язык.
Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам[1].
21. Речевое общение. Функции общения. Типология видов речевого общения.
Речевое общение
это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.).
Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.
Формой проявления Р. о. является
речевое поведение
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:
· Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
· Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
· Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
· Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Основные виды общения:
· Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
· Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
· Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
· Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.
22. Индивидуальные
особенности речевой
Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингвокогнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.
Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.
Когнитивная (познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.
.Носитель языка,который
охарактеризован на основе
2.Название способа описания языковой способности человека,получение знания о личности на основе его письменного текста.
Со сферой действия литературного
языка связано существование четырёх
типов речевых культур: элитарной, среднелитературной,
литературно-разговорной и фамильярно-разговорной.
Элитарная
речевая культура – эталонная речевая культура, означающая
свободное владение всеми возможностями
языка, включая его творческое использование
Среднелитературная речевая культура - это чаще всего несостоявшаяся элитарная речевая культура. Для неё характерно неполное соблюдение всех норм и, в отличие от элитарной речевой культуры, владение лишь двумя (реже тремя) функциональными стилями (разговорная речь и научный стиль или разговорная речь и публицистический стиль и т. д.).
Литературно-разговорный
тип (и как самостоятельный, и как разновидность
элитарной или среднелитературной речевой
культуры) описан в работах по разговорной
речи.
Фамильярно-разговорный
тип (и как самостоятельный, и как разновидность
главным образом среднелитературной речевой
культуры) характеризуется общей стилистической
сниженностью и огрублённостью речи, что
сближает его с просторечной речевой культурой
23. Психолингвистика. Истоки, становление и основные этапы. Порождение речи. Фазы порождения речи. Внутренняя речь.
Психолингвистика - это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте - как психический феномен [6]. А раз язык - это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Однако, практически во всех определениях представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства.
Таким образом, психолингвистика - это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования (эксперимент, лингвистический эксперимент, формирующий эксперимент) ближе к психологии.
История зарождения психолингви
Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования «молекулярных структур» языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны, прежде всего, с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы. С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать «идеального» носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя [1].
В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? и т.д.
По утверждению Брауна, зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время «амальгаму философии языка».