Шпаргалка по "Теории языка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Теория языка".

Файлы: 1 файл

теор яз.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

Тесей

Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми (θεσει - греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.

Сторонники тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но ведь»), чтобы подтвердить свою правоту.

На это сторонники фюсей ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.

Платон в своем диалоге  «Кратил», названном по имени сторонника фюсей, который спорил с Гермогеном, приверженцем тесей, предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.

 

38. Теория  языка в средние века. Становление  языкознания как самостоятельной  науки. «Грамматика Пор-Рояль».

^ Языкознание в Средние века и эпоху Возрождения Латинский язык в это время был языком мертвым, т.е. не обслуживал живые, непосредственные общения, не функционировал в устной речи. Поэтому фонетика не изучалась, звуки смешивались с буквами (подмена звука буквой). Возможно, поэтому фонетика не изучалась вплоть до XIX века. Влияние латинского языка было таким, что все другие языки изучались только как латинский язык: все явления в языке оценивались с точки зрения латинского. Правила латинского языка переносились на другие языки. В качестве пособий использовались грамматики Доната и Присциана. Греческий и латинский языки были обязательным компонентом средневекового образования. 

В XV-XVI веках в Европе большое внимание стало уделяться  изучению не отдельных фактов языка, а целых текстов. Так начала складываться филология. Появляются грамматики армянского, венгерского, персидского, японского, английского, французского, польского языков.

В XVII веке языкознание  развивается достаточно быстро: открываются  новые языки, появляется книгопечатание, создаются глоссарии (азбуковники) - словари иностранных слов, возникает проблема всеобщей рациональной грамматики.

В XVII веке крупным научным  центром становится монастырь Пор-Рояль  вблизи Версаля под Парижем, прославившийся тем, что в его стенах была создана уникальная грамматика.

огик Антуан Арно и  языковед Клод Лансло в 1660 году (по другим сведениям – в 1662 году) написали ученый трактат под названием "Грамматика всеобщая и теоретико-критическая, содержащая основы искусства речи, которые изложены ясным и простым языком; логические основы всего того, что есть общего между всеми языками, и главные различия между ними, а также многочисленные замечания по французскому языку", более известная под названием "Универсальная и рациональная грамматика". 
 
У авторов было стремление создать систему описания, пригодную для любого языка. Авторы подчеркивают всесилие человеческого разума. Грамматика построена на материале древнегреческого, древнееврейского, испанского, итальянского, латинского и французского языков. К основным положениям данной грамматики можно отнести следующие: язык существует для выражения мыслей человека; звуки и буквы - это средства выражения мыслей; внутренняя структура знака - значение слова; внешняя структура знака - звуки и буквы. 
 
Грамматика состоит из двух частей: фонетическая и грамматическая. Слова делятся на два типа: слова первого типа называют предмет мысли, к ним относятся существительные, артикли, местоимения, причастия, предлоги, наречия. Слова второго типа называют ход мысли, к ним относятся глаголы, союзы, междометия.  
 
Языковые знаки – слова – нужны человеку для обозначения и выражения готовых мыслей. Говорить – значит объяснять свои мысли при помощи знаков, изобретенных людьми для этой цели. В разделе "Синтаксис" рассматриваются отдельно учение о словосочетании и учение о предложении. Традиционным для того времени было описание языковых явлений с позиций латинского языка. Но в грамматике Пор-Рояль все явственнее проступает французский язык.

Грамматика Пор-Рояль  названа всеобщей, универсальной, т.к. содержит сведения, общие для разных по грамматическому строю языков, или универсалии

 

39. Возникновение  сравнительно-исторического языкознания.  Основные понятия компаративистики. Генеалогическая классификация  языков.

Сравнительно-историческое языкознание (лингвисти́ческая компаративи́стика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Сравнительно-историческое языкознание появилось после  открытия европейцами санскрита, литературного языка древней Индии. Ещё в XVI векеитальянский путешественник Филиппо Сассети заметил сходство индийских слов с итальянскими и латинскими

В начале XIX века независимо друг от друга разные ученые различных стран занялись выяснением родственных отношений языков в пределах той или иной семьи и достигли замечательных результатов.

Франц Бопп исследовал сравнительным методом спряжение основных глаголов в санскрите, греческом, латинском и готском, сопоставляя каккорни, так и флексии. На большом обследованном материале Бопп доказал декларативный тезис У. Джонса и в 1833 году написал первую «Сравнительную грамматику индогерманских (индоевропейских) языков».

Классификация

В мире насчитывается  несколько тысяч языков. Наиболее известные справочники включают только современные (т. е. живые и недавно вымершие) языки. Согласно Этнологу таковых 6909[1], а по Реестру Лингвосферы (англ.) — 4994[2]. Большинство из них объединяются в семьи, некоторые языки считаются изолированными (т. е. представляют одноязыковые семьи) или остаются неклассифицированными.

Семьёй языков считается генетическое языковое объединение примерно такого же уровня глубины, какиндоевропейские языки, то есть распавшееся примерно 6—7 тыс. лет назад. Некоторые семьи, традиционно так именуемые, на поверку оказываются более глубокими объединениями (например, австронезийские языки, кушитские языки). Ниже они именуются надсемьями.

Всего насчитывается  около 240 языковых семей, более 100 изолятов и более 100 неклассифицированных языков. Семьи нередко объединяются в единицы более высокого уровня — макросемьи (филы, англ. phylum), однако в настоящее время существование большинства из них продолжает оставаться лишь научной гипотезой, требующей дальнейшего подтверждения. Надёжное обоснование получили лишь теории о существовании ностратической иафразийской макросемей.

Наиболее удобным  способом упорядочивания такого большого числа семей является не генетический, а географический — по материкам или континентам, хотя границы языковых семей, конечно, не вполне соответствуют физическим границам.

Генетическое  разнообразие не одинаково у разных регионов.

  1. Евразия: всего 21 семья, 4 изолята и 12 неклассифицированных языков.
  2. Африка и Юго-западная Азия: всего 28 семей, 10 изолятов и 10 неклассифицированных языков.
  3. Океания: «папуасские» и австралийские языки. Всего 100 семей и 32 изолированных языка.
  4. Северная Америка (в том числе Мезоамерика): всего 42 семьи, 28 изолятов и 6 неклассифицированных языков.
  5. Южная Америка: по последним сведениям выделяется 55 семей, 43 изолированных и 77 неклассифицированных языков.

 

40. Значение  идеи В Гумбольдта для общего  языкознания.

ченый выделяет четыре ступени или стадии развития языков: «На низшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи оборотов речи, фраз и предложений... На второй ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи устойчивого порядка слов и при помощи слов с неустойчивым вещественным и формальным значением... На третьей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи аналогов форм... На высшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи подлинных форм, флексий и чисто грамматических форм». 
 
При этом он считает, что язык есть творение не отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу. Позднейшие поколения получают его от поколений минувших. 
 
По Гумбольдту, «язык тесно переплетен с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры». Он считает, что по сравнению с другими видами культуры язык наименее связан с сознанием. Подобная идея о полностью бессознательном развитии языка и невозможности вмешательства в него позднее получила развитие у Соссюра и других лингвистов.

По мнению ученого, дух народа и язык народа неразрывны: «Духовное своеобразие  и строение языка народа пребывают  в столь тесном слиянии друг с  другом, что коль скоро существует одно, то из этого обязательно должно вытекать другое...» 
 
Однако нельзя понять, как дух народа реализуется в языке, без правильного понятия, что же такое язык. Гумбольдт дает определение языка, ставшего знаменитым: «По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Даже его фиксация посредством письма представляет собой далеко не совершенное мумиеобразное состояние, которое предполагает воссоздание его в живой речи. Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia)

По Гумбольдту, язык состоит из материи и формы. При этом именно форма составляет суть языка: «Постоянное и единообразное  в этой деятельности духа, возвышающей  членораздельный звук до выражения  мысли, взятое во всей совокупности своих  связей и систематичности, и составляет форму языка». Форма «представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства». 
 
Гумбольдт особо выделял творческий характер языка: «В языке следует видеть не какой-то материал, который можно обозреть в его совокупности или передать часть за частью, а вечно порождающий себя организм, в котором законы порождения определенны, но объем и в известной мере также способ порождения остаются совершенно произвольными. Усвоение языка детьми - это не ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнением». В этих фразах уже есть многое из того, к чему в последние десятилетия пришла наука о языке, показателен сам термин «порождение».

 

41. Психологизм  в языкознании. Язык и народная  психология в теории Г. Штейнталя.  Проблемы связи языка и мышления  в концепции А.А. Потебни 

ПСИХОЛОГИЗМ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предполагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность обращения к человеческой психике (и, соответственно, к результатам изучающей ее дисциплины – психологии) для описания языка и объяснения его функционирования.

Г. Штейнталь  развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Он считал, что законы движения представлений  сводятся к изучению образования  и развития языка и мышления индивида (то есть речи-говорения и способности говорить) и происхождения и развития языка в обществе (то есть совокупности языкового материала у отдельных народов), так как «язык является самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа». Языкознание должно опираться не только на психологию индивида, изучая его речь, но и на психологию народов, изучая их языки.

Концепция Г. Штейнталя  базируется, как уже было отмечено, на ассоциативной психологии Гербарта, в соответствии с которой образование  представлений совершенно механическим образом управляется психическими законами ассимиляции, апперцепции и ассоциации. На основе этих законов Г. Штейнталь старается объяснить как происхождение языка, так и процессы его развития. При этом он категорически отвергает участие мышления в становлении языка («Категория языка и логики несовместимы и так же мало могут соотноситься друг с другом, как понятия круга и красного»). Все внимание исследователя сосредоточивается, таким образом, на индивидуальном акте речи, рассматриваемом как явление психическое.

Через посредство изучения явлений индивидуальной психологии Г. Штейнталь стремится постичь  «законы духовной жизни» в разного  рода коллективах – в нациях, в политических, социальных и религиозных  общинах – и установить связи  типов языка с типами мышления и духовной культуры народов (этнопсихология). Выполнение этой задачи стимулирует, по его мнению, то обстоятельство, что внутренняя форма языка (которая и обусловливает национальный тип языка) непосредственно доступна наблюдению только через его внешнюю форму, то есть главным образом через звуковую сторону языка, почему она в первую очередь и должна приниматься во внимание при изучении языка и его характерных особенностей («Мы не имеем права говорить о языковых формах там, где им не соответствует изменение звуковой формы»).

Лингвистическая концепция Александра Афанасьевича  Потебни

Информация о работе Шпаргалка по "Теории языка"