Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработать рекомендации по повышению эффективности сотрудничества Белорусских предприятий с ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Проанализировать теоретические основы возникновения и деятельности ТНК;
 Проанализировать роль ТНК в научно-технической глобализации и их влияние на мировую экономическую политику.
 Проанализировать существующий опыт ТНК на территории Республики.
 Разработать практические рекомендации по усилению белорусских предприятий и ТНК с учетом отраслевой специфики

Оглавление

Введение
1. Транснациональные корпорации как субъекты мировой экономики: понятия, критерии, виды, этапы развития ТНК
2. Роль ТНК в процессе глобализации
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию
2.2 Роль ТНК в международной политике
3. ТНК в Республике Беларусь
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь
3.2 Перспективы сотрудничества международных корпораций с Республикой Беларусь
3.3 МТС как представитель ТНК в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Таким образом, ТНК является одним из главных субъектов мирового рынка технологий.

Проводить успешную стратегию глобальных операций, быть лидером во многих отраслях производства, сферы услуг, носителем передовых технологий во многом позволяет и организационная структура ТНК. Для ТНК характерна трехуровневая организация:

• головная компания;

• подконтрольные филиалы;

• конкретные предприятия [11, с.38-45].

Головная компания, как правило состоит из холдинговой и оперативной компании. Холдинговая компания - компания держательница контрольного пакета акций дочерних обществ THK. Оперативная компания - компания, осуществляющая общестратегическое руководство, финансовое, бухгалтерское планирование, научные исследования, разработки, ведение статистического учета, связи с общественностью.

Подконтрольные подразделения тесно привязаны к головной компании в производственном и технологическом отношениях - это:

1. филиалы и отделения, которые не имеют юридической и финансовой самостоятельности;

2. дочерние акционерные общества, являющиеся юридическими лицами, сохраняющие определенную независимость в финансово-хозяйственной и исследовательской деятельности, но частично или полностью принадлежащие по капиталу холдингу ТНК.

Третий уровень - это конкретные предприятия – первичные звенья организационной структуры ТНК, занимающиеся производственной, сбытовой, обслуживающей, финансово-кредитной, научно-исследовательской деятельностью.

Стратегия ТНК включает сегодня различные сложные формы их интеграции: одновременно с созданием традиционных зарубежных филиалов создается сеть филиалов за рубежом, которые наделяются различной степенью автономии в отношении головной компании, а также различные формы межфирменных связей (лицензионные и субподрядные соглашения и т.п.). С помощью информационной технологии ТНК руководят сетью предприятий, выполняющих различные функции во многих регионах и странах. Такая стратегия комплексной интеграции позволяет поставлять товары на большое число национальных рынков и осуществлять необходимую сегментацию рынков. Важнейшие функции - НИОКР, счетоводство, сбор и обработку информации, производство специфических товаров и т. д. - ТНК осуществляют с помощью замкнутых связей между:

1) головной фирмой и ее дочерними филиалами;

2) между самими зарубежными филиалами;

3) путем заключения различного рода соглашений с независимыми фирмами.

При таком типе интеграции успех компании в размещении своей деятельности оценивается не с точки зрения принимающей страны, а по способности филиалов или партнеров вносить вклад в повышении рентабельности компании в целом [44, с.98-101].

Множественные стратегические альянсы приводят к формированию международной сети внутри- и межфирменных связей, которые затрагивают все больше и больше функций. Расширение этой сети альянсов является главным фактором усиления международной экономической взаимозависимости стран. Таким образом, ТНК представляют силу, с которой не может не считаться ни одно национальное государство. Первоначальная экономическая сила ТНК приобретает политический характер и уже сейчас корпорации являются новыми субъектами мирового политического процесса.

 

 

2.2 Роль ТНК в международной политике

 

ТНК играют сегодня огромную роль не только в мировой экономике. Они оказывают воздействие на формирование внешней и внутренней политики государств, непосредственно проводят ее в жизнь, имеют в своем распоряжении целый арсенал средств и возможностей реализации и контроля своих интересов, являются источником политической активности, носителем предметно-практической деятельности, направленной на осуществление своих целей в сфере мировой политики, обусловленных экономическими интересами.

Нетрудно убедиться, что их политические позиции как в масштабах отдельного государства, так и в масштабах всего мира определяются во многом накопленной экономической мощью. Ведь и во всем мире возрастающее воздействие на мировую политическую ситуацию оказывают процессы, происходящие в мировой экономике. Мощная интеграция, динамичное формирование единого мирового рынка, мировых производительных сил, развитие научно-технической революции, интернационализация производства, сферы обращения - всё это создает материально-техническую базу для мирового политического процесса. Таким образом, несмотря на относительную самостоятельность политического процесса, сохраняется его детерминация экономическими факторами [9, с.144].

В своём докладе о транснациональных корпорациях эксперты ООН делают вывод, что ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов. Вместе с тем речь идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством ТНК. В действительности деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли [28, с.736].

Принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.

Однако необходимо отметить, что наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, существует и их негативное влияние на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают на:

              противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

              нарушение законодательства стран пребывания. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

              установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран [40, с.423].

В принимающей стране должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений инвестора с местным политическим окружением.

Международные корпорации могут организовать давление на правительство принимающей страны и вовлечь ее в конфронтацию. Они могут также подкупить местных политиков и финансировать заговоры против правительства. Именно так поступила компания ITT по отношению к правительству Сальвадоре Альенде в Чили в 1972-1973 годах [60, с127].

Однако фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение монопольной власти таких корпораций и суверенитета государства. Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.

Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения:
1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными;

2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.

Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с

ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.

В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним.

В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.

Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система, армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так, стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2 млрд. долларов [46, с.37-46].

Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.

Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие [22, с.312].

В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.

Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные финансовые интересы.

Поскольку американские корпорации являются очень крупными вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.

Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов существует в различных областях.

Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает оставаться весьма сильным [10, с.77-80].

Американские политические лидеры убеждены, что национальные интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила - финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке [3, с.34-36].

Информация о работе Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями