Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель данной работы – разработать рекомендации по повышению эффективности сотрудничества Белорусских предприятий с ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы возникновения и деятельности ТНК;
Проанализировать роль ТНК в научно-технической глобализации и их влияние на мировую экономическую политику.
Проанализировать существующий опыт ТНК на территории Республики.
Разработать практические рекомендации по усилению белорусских предприятий и ТНК с учетом отраслевой специфики
Введение
1. Транснациональные корпорации как субъекты мировой экономики: понятия, критерии, виды, этапы развития ТНК
2. Роль ТНК в процессе глобализации
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию
2.2 Роль ТНК в международной политике
3. ТНК в Республике Беларусь
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь
3.2 Перспективы сотрудничества международных корпораций с Республикой Беларусь
3.3 МТС как представитель ТНК в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, ТНК является одним из главных субъектов мирового рынка технологий.
Проводить успешную стратегию глобальных операций, быть лидером во многих отраслях производства, сферы услуг, носителем передовых технологий во многом позволяет и организационная структура ТНК. Для ТНК характерна трехуровневая организация:
• головная компания;
• подконтрольные филиалы;
• конкретные предприятия [11, с.38-45].
Головная компания, как правило состоит из холдинговой и оперативной компании. Холдинговая компания - компания держательница контрольного пакета акций дочерних обществ THK. Оперативная компания - компания, осуществляющая общестратегическое руководство, финансовое, бухгалтерское планирование, научные исследования, разработки, ведение статистического учета, связи с общественностью.
Подконтрольные подразделения тесно привязаны к головной компании в производственном и технологическом отношениях - это:
1. филиалы и отделения, которые не имеют юридической и финансовой самостоятельности;
2. дочерние акционерные общества, являющиеся юридическими лицами, сохраняющие определенную независимость в финансово-хозяйственной и исследовательской деятельности, но частично или полностью принадлежащие по капиталу холдингу ТНК.
Третий уровень - это конкретные предприятия – первичные звенья организационной структуры ТНК, занимающиеся производственной, сбытовой, обслуживающей, финансово-кредитной, научно-исследовательской деятельностью.
Стратегия ТНК включает сегодня различные сложные формы их интеграции: одновременно с созданием традиционных зарубежных филиалов создается сеть филиалов за рубежом, которые наделяются различной степенью автономии в отношении головной компании, а также различные формы межфирменных связей (лицензионные и субподрядные соглашения и т.п.). С помощью информационной технологии ТНК руководят сетью предприятий, выполняющих различные функции во многих регионах и странах. Такая стратегия комплексной интеграции позволяет поставлять товары на большое число национальных рынков и осуществлять необходимую сегментацию рынков. Важнейшие функции - НИОКР, счетоводство, сбор и обработку информации, производство специфических товаров и т. д. - ТНК осуществляют с помощью замкнутых связей между:
1) головной фирмой и ее дочерними филиалами;
2) между самими зарубежными филиалами;
3) путем заключения различного рода соглашений с независимыми фирмами.
При таком типе интеграции успех компании в размещении своей деятельности оценивается не с точки зрения принимающей страны, а по способности филиалов или партнеров вносить вклад в повышении рентабельности компании в целом [44, с.98-101].
Множественные стратегические альянсы приводят к формированию международной сети внутри- и межфирменных связей, которые затрагивают все больше и больше функций. Расширение этой сети альянсов является главным фактором усиления международной экономической взаимозависимости стран. Таким образом, ТНК представляют силу, с которой не может не считаться ни одно национальное государство. Первоначальная экономическая сила ТНК приобретает политический характер и уже сейчас корпорации являются новыми субъектами мирового политического процесса.
2.2 Роль ТНК в международной политике
ТНК играют сегодня огромную роль не только в мировой экономике. Они оказывают воздействие на формирование внешней и внутренней политики государств, непосредственно проводят ее в жизнь, имеют в своем распоряжении целый арсенал средств и возможностей реализации и контроля своих интересов, являются источником политической активности, носителем предметно-практической деятельности, направленной на осуществление своих целей в сфере мировой политики, обусловленных экономическими интересами.
Нетрудно убедиться, что их политические позиции как в масштабах отдельного государства, так и в масштабах всего мира определяются во многом накопленной экономической мощью. Ведь и во всем мире возрастающее воздействие на мировую политическую ситуацию оказывают процессы, происходящие в мировой экономике. Мощная интеграция, динамичное формирование единого мирового рынка, мировых производительных сил, развитие научно-технической революции, интернационализация производства, сферы обращения - всё это создает материально-техническую базу для мирового политического процесса. Таким образом, несмотря на относительную самостоятельность политического процесса, сохраняется его детерминация экономическими факторами [9, с.144].
В своём докладе о транснациональных корпорациях эксперты ООН делают вывод, что ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов. Вместе с тем речь идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством ТНК. В действительности деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли [28, с.736].
Принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.
Однако необходимо отметить, что наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, существует и их негативное влияние на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают на:
противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;
нарушение законодательства стран пребывания. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран [40, с.423].
В принимающей стране должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений инвестора с местным политическим окружением.
Международные корпорации могут организовать давление на правительство принимающей страны и вовлечь ее в конфронтацию. Они могут также подкупить местных политиков и финансировать заговоры против правительства. Именно так поступила компания ITT по отношению к правительству Сальвадоре Альенде в Чили в 1972-1973 годах [60, с127].
Однако фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение монопольной власти таких корпораций и суверенитета государства. Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.
Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения:
1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными;
2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.
Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с
ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.
В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним.
В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.
Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система, армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так, стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2 млрд. долларов [46, с.37-46].
Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.
Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие [22, с.312].
В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.
Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные финансовые интересы.
Поскольку американские корпорации являются очень крупными вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.
Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов существует в различных областях.
Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает оставаться весьма сильным [10, с.77-80].
Американские политические лидеры убеждены, что национальные интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила - финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке [3, с.34-36].