Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработать рекомендации по повышению эффективности сотрудничества Белорусских предприятий с ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Проанализировать теоретические основы возникновения и деятельности ТНК;
 Проанализировать роль ТНК в научно-технической глобализации и их влияние на мировую экономическую политику.
 Проанализировать существующий опыт ТНК на территории Республики.
 Разработать практические рекомендации по усилению белорусских предприятий и ТНК с учетом отраслевой специфики

Оглавление

Введение
1. Транснациональные корпорации как субъекты мировой экономики: понятия, критерии, виды, этапы развития ТНК
2. Роль ТНК в процессе глобализации
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию
2.2 Роль ТНК в международной политике
3. ТНК в Республике Беларусь
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь
3.2 Перспективы сотрудничества международных корпораций с Республикой Беларусь
3.3 МТС как представитель ТНК в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Нередки случаи, когда компании, являясь аутсайдерами на внутреннем рынке своей страны, стремятся к завоеванию стратегических позиций за рубежом, причем в ускоренном режиме. Пример южнокорейской ТНК «Daewoo Motors» [9; 21; 24] подтверждает, что отставание на рынке своей страны базирования не только не является помехой для осуществления транснационализации деловой активности, но во многом служит «подталкивающим» фактором к ее интенсификации. Исходя из этого нам представляется, что критерий «лидерство» не является весомым, а скорее отражает классическое представление о ТНК как о крупных порой монопольных игроках национального и/или мирового масштаба.

Размер. Данный критерий во многом пересекается с предыдущим и отражает значение размера компании, которого она достигла, для транснационализации ее деловой активности. При этом в большинстве исследований размер фирмы связывается с ее годовым оборотом. Так, в исследовательском подходе ООН ранее к ТНК относились лишь те компании, годовой оборот которых превышал 100 млн дол. США [5, с. 102].

Как и при оценке критерия «лидерство», отметим, что значение рассматриваемого критерия основано на традиционном представлении о ТНК как априори крупных компаниях, в силу своей финансовой и технологической мощи осуществляющих международную экспансию. Однако сами по себе крупные размеры компании не обусловливают ее транснациональной сущности, поскольку могут быть связаны исключительно с ее деловой активностью в масштабах одной или двух стран. Вместе с тем, ряд исследований свидетельствуют о том, что в современных условиях глобализации мировой экономики небольшие по размерам предприятия, желающие интернационализировать свою деловую активность, испытывают значительно меньше финансовых трудностей и проблем, чем это принято традиционно считать [7; 23; 26; 27]. Более того, для проникновения на зарубежные рынки МСП могут воспользоваться услугами и специфическими знаниями партнеров по международным сетям и/или же международных консалтинговых структур, которые в последние годы получили широкое распространение. Поэтому перед МСП не возникает, как прежде, проблема значительных затрат на изучение специфики рынков зарубежных стран исключительно собственными силами. Исследователи однозначно фиксируют тенденцию возрастания числа МСП, имеющих четко обозначенную международную направленность деловой активности, в том числе выраженную в их зарубежной инвестиционной деятельности [26]. Данные МСП превращаются в небольшие транснациональные структуры, осуществляющие зарубежную деловую активность посредством тех же институциональных форм, что и крупные ТНК.

Таким образом, размер компании не является чертой, характеризующей ее транснациональную сущность. Гораздо более важным представляется ее международная направленность и используемые при этом формы зарубежной деловой активности.

Доля зарубежных операций. Данный критерий предназначен для оценки вовлеченности компании в международные операции, т. е. позволяет оценить масштабы зарубежной деловой активности и главное — ее вес в общей деятельности компании. В своей работе И. Г. Владимирова указывает, что согласно некоторым исследовательским подходам к ТНК относятся лишь компании, доля зарубежных операций которых в их доходах и/или продажах составляет не менее 25 % [5, с. 102]. Тем не менее, объективность данного критерия в вопросе определения статуса ТНК вызывает обоснованные сомнения. Это связано с тем, что значение зарубежных операций может быть низким не из-за небольших абсолютных значений показателей, характеризующих заграничный бизнес компании, а из-за значительной роли национальных активов и/или продаж в стране базирования. Кроме того, очевидно, что предприятие, реализующее за рубежом менее 25 % произведенной продукции, но имеющее собственную товаропроводящую сеть, например в пяти странах, имеет гораздо больше оснований считаться транснациональным, чем компания, доля зарубежных продаж которой составляет 50 %, но осуществляются они посредством простых экспортных поставок. Аналогичная ситуация складывается и в отношении объема зарубежных активов. Так, компания, купившая лишь 10 % акций крупной зарубежной фирмы за 50 млн дол. США, на наш взгляд, не может считаться транснациональной, в отличие от той, которая владеет контрольным пакетом акций зарубежных субъектов хозяйствования в пяти странах, но при этом объем накопленных за рубежом инвестиций составляет менее 10 млн дол. США.

В качестве критерия, аналогичного доле зарубежных операций, порой предлагается использовать индекс транснациональности (рассчитывается как среднее значение суммы трех показателей: отношение зарубежных активов к общим активам; отношение зарубежных продаж к общему объему продаж; отношение количества зарубежных работников к общему штату компании) [29, p. 282]. На наш взгляд, указанный индекс предназначен не для выделения ТНК из общей массы компаний, а скорее для оценки степени вовлеченности последних в международные операции. Другими словами, для каждой из компаний, осуществляющих зарубежную деловую активность, независимо от их масштабов, может быть рассчитан индекс транснациональности. Однако это вовсе не указывает на их транснациональный статус, а лишь позволяет сопоставить друг с другом уровни международной зрелости каждой из них.

Зарубежное производство. По мнению ряда специалистов, компания может считаться транснациональной лишь при условии, что она контролирует за рубежом именно производственные предприятия. Так, А. В. Кузнецов утверждает, что этот критерий «позволяет отсечь как капиталовложения в зарубежную недвижимость и прочие непрофильные активы, часто оформляемые российскими предпринимателями на фирмы, так и крупных экспортеров, не стремящихся к интернационализации своего производства». Вместе с тем, ученый задает вопрос «…оправдано ли исключение из числа российских ТНК, например, компании "АвтоВАЗ", которая за рубежом пока выступает только в качестве совладельца сбытовых фирм, тогда как сборку ее автомобилей осуществляют по лицензии независимые фирмы…» [12, с. 163—164].

Компании, интернационализирующие свою деловую активность, могут выносить за рубеж различные стадии своего производственного процесса, начиная с научно-исследовательских работ, сбытовых операций и заканчивая организацией производственных предприятий. Причем каждое из этих функциональных звеньев может быть организовано как на базе независимых сторонних организаций, так и посредством собственных зарубежных капиталовложений [9, с. 22—25]. На наш взгляд, вопрос транснационализации деловой активности возникает не столько в функциональной плоскости, сколько в аспекте инвестиционного вовлечения компании в деятельность за рубежом. Очевидно, что фирма, имеющая несколько зарубежных предприятий промышленной сборки, осуществляемой на лицензионной основе, значительно больше вовлечена в зарубежные рынки, чем компания, экспортирующая свои товары посредством независимых посреднических структур. Однако совсем иначе складывается ситуация, когда компания на основе осуществления прямых зарубежных капиталовложений организует собственную товаропроводящую сеть. Поэтому ключевым признаком транснационализации деловой активности фирмы является наличие ее зарубежной инвестиционной активности, независимо от того, направляются эти капиталовложения в создание НИОКР лабораторий, сбытовых и/или производственных подразделений. Исходя из вышесказанного представляется, что критерий «зарубежное производство» не может быть применен для определения транснационального статуса компаний.

Следует все же отметить, что ориентация капиталовложений на организацию за рубежом различных функциональных звеньев может быть использована для своеобразной классификации процесса транснационализации и, в определенной степени, его разбиения на уровни в зависимости от степени международного вовлечения предприятия. На наш взгляд, целесообразно выделять, например, сбыто- и производственно-ориентированную транснационализацию деловой активности компании. Первая предполагает осуществление зарубежной инвестиционной активности в направлении создания и развития международной сбытовой сети. В то время как создание производственных объектов за рубежом предполагает соответственно производственно-ориентированную транснационализацию деловой активности фирмы. Последняя требует вовлечения значительно больших капиталовложений и сопряжена с высоким уровнем риска инвестиционных потерь. Поэтому производственно-ориентированная транснационализация, как правило, свойственна зрелым компаниям, имеющим значительные инвестиционные ресурсы и опыт зарубежной деловой активности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что не все критерии определения ТНК, получившие широкое распространение в современной экономической науке, действительно отражают транснациональную сущность компаний и пригодны для включения в разрабатываемый нами комплексный теоретико-методический подход. На наш взгляд, определение транснационального статуса компании должно базироваться на оценке ее зарубежной деловой активности лишь по таким наиболее значимым критериям, как «доля собственности» и «количество стран». При этом для наиболее полного отражения транснациональной сущности деловой активности компании необходим непременный учет минимальных (пороговых) значений выбранных нами критериев. Исходя из этого транснациональной может считаться компания, контролирующая активы (а следовательно, деятельность и управление) экономических субъектов, независимо от их функциональной направленности, в двух и более зарубежных странах, посредством владения более 50 % их собственности (акционерного капитала).

В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.

Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами.

Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками.

Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. А главной формой их организации является внешнеэкономическая деятельность [1, с.212].

Для более детального рассмотрения данного вопроса, важно обратить внимание на такой важный аспект, как этапы развития ТНК:

I этап (конец XIX - начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных метрополий, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик.

На этом этапе международные корпорации приобретают качественно новые черты:

              происходит отказ от четкой отраслевой ориентации;

              промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой;

              активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций - глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем: во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций; во-вторых, они используют глобальные факторы (380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений); в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира [4, с.799-805].

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:

—              в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;

—              создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

—              расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

—              международное производство, создаваемое ими,- не только материальное, но и нематериальное; в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки [42, с.800].

 

1.2.           Структура и типы ТНК

 

Представляя собой многоотраслевые концерны, современные ТНК имеют соответствующую организационную структуру. В упрощенном варианте она может быть представлена в следующем виде:

Информация о работе Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями