Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:46, реферат

Краткое описание

В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО) является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Поэтому вступление в ВТО является очень актуальной проблемой для современной России. Данная интеграция крайне необходима для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития.…………………………………………………………..

Оглавление

Введение……………………………………………………………....3
1 Основные сведения о ВТО………………………………..…….…5
1.1 История создания ВТО………………………………..…………5
1.2 Основополагающие принципы и функции ВТО…………………………………….…………….………………..8
1.3 Организационная структура ВТО……………………………….15
2 Ретроспективный анализ вступления России в ВТО…………………..………………………………………………..17
2.1 История переговорного процесса СССР-России с ВТО………………………………………………………………...….17
2.2 Основные направления переговоров……………………….......23
3 Проблемы и экономические последствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………... 29
3.1 Основные риски при вступлении России в ВТО…………………………………………………………………... 29
3.2 Выгоды и преимущества……………………………………..…33
3.3 Последствия вступления России в ВТО…………………….…. 36
Заключение… …………………………………………………….......39
Список использованной литературы…………………………….…..41
Приложение

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2       Ретроспективный анализ вступления России в ВТО 
 
2.1      История переговорного процесса СССР-России с ВТО 
 
СССР в 1946 г. отклонил предложение принять участие в ГАТТ, и стал несколько позднее учредителем СЭВ - интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода "заменителем" ГАТТ в торговле между странами соцлагеря. Эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС. ………………………………… 
 
В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении СССР статуса наблюдателя. Однако, такой статус был предоставлен СССР только в 1990 г. после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и других ведущих западных стран. Россия унаследовала этот статус с 1992г. 
 
Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В 1993 г. Россия обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ, которая в 1994 г. была переоформлена на просьбу о присоединении к ВТО. В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат Рабочей группы (РГ) – изучить торговый режим России и выработать условия ее участия в ВТО. ……………………………………………… 
 
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет Шувалов И.И. – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.[5] …………………………. 
 
В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли. В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. ……………………………………………………….. 
 
В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. ...................................................................... 
 
Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. …………………………………………… 
 
Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя. 
 
Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) — Секретариате ВТО. ………………………………………. 
 
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. До 1998 г. его основное содержание сводилось исключительно к изучению российского внешнеторгового режима, проходившее в форме представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов РГ, представила сотни законодательных и нормативных актов. …………………………………………… 
 
В 1998 г. Россией были представлены первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства РФ по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), а в октябре 1999 г. – предложения по торговле услугами. С этого времени (1998-1999 гг.) Россия приступила к двусторонним переговорам по условиям доступа на рынки товаров и услуг и обязательствам в сфере сельского хозяйства с заинтересованными странами-членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. 
 
Одновременно на этих переговорах ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики, что подразумевает введение ряда изменений в положения российской правовой системы для ее приведения в соответствие с указанными Соглашениями. Подведение промежуточных итогов осуществляется на заседаниях РГ по присоединению России к ВТО в многостороннем формате. Также в многостороннем формате, но с ограниченным числом изъявивших такое желание членов Рабочей группы, проходят переговоры по обязательствам России в сфере связывания размеров государственной поддержки сельского хозяйства и экспортных субсидий. ………………………………………………………………… 
 
Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. За последние десять лет подготовки к вступлению в ВТО Россия провела двусторонние переговоры более чем с 60 партнерами, в том числе с США, странами ЕС, Японией, Китаем, Индией и Южной Кореей.[6] В ходе этих переговоров с начала 1999 г. российская сторона ведет углубленное обсуждение с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации. В июле 1999 г. было завершено "первое чтение" российских тарифных предложений, и начата подготовка уточнений к первоначальным тарифным предложениям, которые были утверждены Правительством Российской Федерации и переданы странам - членам ВТО в начале марта 2000 г. В феврале 2001 г. Россия передала странам - членам Рабочей группы третью редакцию тарифных предложений, на основе которых начат следующий, текущий тур тарифных переговоров. ……………………………. 
 
Наряду с тарифными переговорами частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение политики России по поддержке аграрного сектора. Здесь имеются значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических низких показателей за предыдущие три года). Правительством России одобрены изменения в первоначальные предложения России по мерам внутренней поддержки и экспортным субсидиям, которые в мае 2000 г. представлены в Секретариат ВТО. …………………………… 
 
В марте 2001 г. начался новый этап переговоров по сельскохозяйственной тематике на основе переданных Россией в марте 2001 г. официальных документов с изложением направлений правительственной политики и оценкой потребностей в финансировании данного сектора, положенных в основу обновленных подходов российской стороны. …………………………………………………………………. 
 
После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами, российская сторона приступила к двусторонним переговорам по доступу на российский рынок услуг. Всего двусторонние переговоры по услугам проведены с делегациями примерно 30 стран, причем с большинством - по 2-4 встречи. Меньшее количество государств, участвующих в переговорах, объясняется тем, что ряд стран не представили коммерчески значимых запросов на переговоры по услугам. ………………………………….. 
 
В настоящее время начат очередной раунд переговоров по услугам на основе представленной в феврале 2001 г. второй редакции предложений в сфере услуг. 
 
В соответствии с установленной процедурой переговоры о присоединении России ко Всемирной торговой организации проходят в рамках специальной Рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (членами РГ являются 58 стран, включая ЕС). Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: "Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении". 
 
Первое заседание прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г., и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по так называемым "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами). 
 
В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. 
 
Далее состоялся целый ряд заседаний Рабочей группы, в ходе которых обсуждались и были приняты решения по следующим вопросам: сфера торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, вопросы сельского хозяйства, вопросы обзора развития российского законодательства,  
 
В период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой. …………………………………... 
 
В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и двусторонних консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально представила странам-членам РГ предложения по доступу на внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям. Тогда же были проведены предварительные консультации по услугам с четырьмя странами. В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить "первое чтение" российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г., и приступить к подготовке скорректированных тарифных предложений. Обновленные тарифные предложения России были распространены среди членов Рабочей группы в марте 2000 г. ………………………………………... 
 
В общей сложности в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных тарифных предложений России двусторонние встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. ……………………………………………………………. 
 
С 17 по 21 июня 2002 г., в рамках заседания РГ проведено более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены системные вопросы. 
 
В мае 2005 года Евросоюз (в том числе и Великобритания) согласился на вступление России в ВТО. И это при том, что евро-комиссар по торговле британец Питер Мандельсон выражал недовольство недостаточной российской активностью в деле устранения несправедливых сборов за пролет европейских самолетов над Сибирью. ………………………………………………………………. 
 
И вот в ноябре 2006 года США присоединились к европейцам, одобрив российское вступление в ВТО. Надо заметить, что администрация президента Буша убеждала американскую общественность в том, что вступление России пронесёт выгоду США: Россия закупает американских сельскохозяйственных товаров на $1 млрд. в год (при этом является главным потребителем американской курятины), а американских промтоваров - на $2-3 млрд. А после вступления в ВТО будет покупать американскую продукцию ещё лучше. Стремление американских властей оправдать вступление России в ВТО неудивительно – конгресс постоянно ставит вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания в ВТО самих США. А участники организации постоянно сомневаются в целесообразности существования организации вообще, коль скоро уже восемь лет члены ВТО не могут достичь в ходе так называемого Дохского раунда переговоров о дальнейшей либерализации своего сельского хозяйства, а те хотят, чтобы развивающиеся страны сами хоть что-нибудь либерализовали. Развивающиеся страны беспокоятся, в частности, по поводу того, что в США усилятся протекционистские тенденции, и они выдвинут дополнительные требования к другим странам – будут настаивать на повышении в этих странах уровня оплаты труда, защиты природы и прав человека, чтобы таким образом сделать иностранные товары менее конкурентно способными по сравнению с американскими. ………………………………………………………… 
 
К концу июля 2008 года российская сторона завершила подготовку замечаний к проекту доклада рабочей группы по вступлению России во Всемирную торговую организацию. 
 
Все материалы направлены в секретариат ВТО для подготовки новой версии доклада – уже четвертой. …………………………………………………………….. 
 
Так же возобновлено обсуждение проблемы экспортных пошлин РФ на необработанную древесину с представителями Евросоюза. Кроме того, состоялись консультации с заинтересованными странами по вопросам применения в России ветеринарных и фитосанитарных мер. ……………………. 
 
Россия более 15 лет ведет переговоры о вступлении в ВТО. Сроки присоединения к этой организации переносятся уже несколько лет. За эти годы было проведено более 35 заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В конце 2008 года власти России заявили, что не намерены вести переговоры бесконечно.  
 
Россия настроена на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и рассчитывает, что в 2009 году будут сделаны более решительные шаги в этом направлении. Президент Дмитрий Медведев планирует продолжать курс на вступление в ВТО. Россия, по его словам стремится участвовать в ВТО на полноформатных, полноценных условиях, не дискриминационных, не унизительных.[7] На данный момент на  переговорах о вступлении России в ВТО осталось 20 вопросов. Самые важные касаются объемов поддержки сельского хозяйства, экспортных пошлин и работы российских госпредприятий после вступления в торговую организацию. ……………………………………………….. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.2      Основные направления переговоров. ……………………………………… 
 
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.  
 
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров. ……………………………………… 
 
В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям: ………………………………………………………………. 
 
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. ……………………………………… 
 
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.  
 
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.  
 
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. 
 
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно    14,8%,   11,5 %  и 12,9%……………………………………………………………….
 
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. ………………………. 
 
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер. …………………………………………….. 
 
22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. 
 
23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).  
 
По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке. ………………………………………………………….. 
 
В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить. ……………………………………………. 
 
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.  
 
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем. ………………………………….. 
 
4. Переговоры по системным вопросам……………………………………………. 
 
Переговоры посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы: 
 
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО. [8] 
 
Госдума 02 февраля 2009 года одобрила во втором чтении правительственный законопроект, согласно которому вносятся поправки в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, об усилении охраны авторских прав. Законопроект направлен на реализацию обязательств России в рамках переговоров по присоединению к ВТО и предусматривает приведение ГК РФ в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Базовый закон о защите авторских прав, в частности, прав на результаты интеллектуальной деятельности, вносящий поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, был принят Госдумой в ноябре 2006 года. Он определил виды интеллектуальной деятельности, результаты которой подлежат охране. К ним, в частности, относятся произведения литературы и искусства, научные разработки и изобретения, фирменные наименования, компьютерные программы, а также базы данных;…………………………………………………….. 
 
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования); 
 
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО: присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.  
 
Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются: 
 
– либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, а также шифровальной техники; 
 
– приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах;  ……………………… 
 
– приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО; 
 
– обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству; ………………………………………………… 
 
– сокращение возможностей применять экспортные пошлины в качестве инструментов регулирования торговли; ……………………………………………… 
 
– обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.  
 
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.  
 
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие  которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. ……………………………………… 
 
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ),  «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.  
 
Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; IV части Гражданского кодекса, а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс. ………………………………………………. 
 
В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.  
 
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Но в сложившейся ситуации мирового кризиса изменились и прогнозы интеграции и стратегия вступления России в ВТО. 
 
В мировой торговле в условиях кризиса начинает преобладать стремление каждой страны спасти, в первую очередь, свою национальную экономику. И, как следствие, можно констатировать, что наступили непростые времена для такой организации, как ВТО, так как она призвана следить за соблюдением единых правил игры на мировых рынках и бороться с протекционизмом. Но, очевидно, то, что было эффективным инструментом при нормальном развитии экономики, оказалось совершенно не годным в ситуации мирового кризиса. Авторитет ВТО как всеобщего регулятора международной торговли начал стремительно падать. 
 
Соответственно, встает вопрос об актуальности присоединения России к этой организации. Позиция российских властей по этому вопросу следующая: в сложившейся ситуации российская сторона не будет стремиться форсировать тему вступления в ВТО. Поскольку главной задачей этой международной организации является регулирование таможенных пошлин, которые на сегодня являются одним из немногих механизмов защиты отечественной экономики, значит интеграция в ВТО в сложившейся ситуации – крайне не выгодна.  
 
Таким образом, можно сделать общий вывод, что Россия в ближайшее время, по крайней мере, пока продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная финансово-экономическая архитектура мира, не собирается вступать в ВТО. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3       Проблемы и экономические последствия вступления России в В Т О.

 

3.1          Основные риски при вступлении России в ВТО ……………………….……………………………………………………………….. 
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики. ………………………………………………………………… 
 
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России уже сейчас приходится пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. 
 
В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. …………………………………………………………………… 
 
Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований, предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО. ………………………….. 
 
Наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин: …………………………………………………………………… 
 
1) Основными системными рисками при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) станут увеличение конкуренции и приход крупных игроков на российский рынок. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.  
 
2) Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.  
 
3) Закрытие предприятий и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы. ………………………………………….
 
4) Рост цен. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.  
 
5) Отток капиталов из России – имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику. …………………… 
 
6) Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли: …………………………………………………………………….. 
 
1. Низкая производительность приведет к падению конкурентоспособности продукции следующих отраслей: …………………………………………………. 
 
– Аграрный сектор. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. 
 
–Металлургия – высокая энергоемкость производства …………………………… 
 
–Обрабатывающая промышленность ……………………………………………… 
 
–Текстильная промышленность 
 
–Химическая промышленность ……………………………………………………… 
 
–Машиностроение  
 
–Автостроительная промышленность ……………………………………………… 
 
–Авиастроительная промышленность ………………………………………………. 
 
–Электронная промышленность …………………………………………………….. 
 
–Легкая промышленность ……………………………………………………………. 
 
–Фармацевтическая промышленность ……………………………………………… 
 
–Розничная торговля …………………………………………………………………. 
 
–Пищевая промышленность …………………………………………………………… 
 
2. Автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок, в т.ч. б/у и запчастей к ним. …………………….. 
 
3. Финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов наших. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости». …………………………………………….. 
 
4. Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.  
 
5. Услуги. Запад, руководство ВТО, настаивает, чтобы Россия реально открыла рынок услуг – консалтинговых, юридических, медицинских.  
 
6. Ухудшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета. Справедливости ради, надо отметить, что это снижение не будет критичным, пока государство получает сверхприбыли от возросших цен на нефть. ……………………………………………………………………………….. 
 
7. Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и так далее. ………………………………………………………………………………. 
 
8. Кроме того, станет невозможным наличие субсидий на производство товаров и услуг в ущерб экономике других стран. Например, российские автопроизводители не смогут рассчитывать на финансовую помощь, если это будет идти в разрез с интересами европейских автопроизводителей.[9] …………………………………… 
 
9. Угроза продовольственной безопасности. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно. ………………………………. 
 
10. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России. ……………………………………………………… 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2          Выгоды и преимущества. ………………………………………………….. 
 
Прежде всего, распространится принцип наибольшего благоприятствования. Это означает, что отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. ………………………………………………. 
 
Появится также возможность разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу. Существенно повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для отечественного производителя. В перспективе вступление в ВТО - это возможность получить таможенные льготы, облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов, получить передовые технологии.  
 
Кроме того, вступление в ВТО означает, что у России появятся следующие преимущества: 
 
1) Интеграция в мировую экономику. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.  
 
2) Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.  
 
3) Разрешение споров. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления 
 
4) Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности. Поскольку по прогнозам Россия будет принята в ВТО уже к 2010 году и это присоединение поддерживается многими странами (США[10], Куба[11], Украина[12]), уже сейчас заметна положительная динамика в состоянии внешней торговли. В январе-феврале 2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 60,5 млрд. долларов США (56,5% к январю-февралю 2008г.), в том числе экспорт - 36,7 млрд.долларов (52,3%), импорт - 23,8 млрд.долларов (64,5%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 13,0 млрд. долларов США (в январе-феврале 2008г. - 33,4 млрд. долларов).(приложение 2) ………………………………….. 
 
5) Ослабление дискриминации России на международных рынках. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.  
 
6) Развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. …………………………………………………….. 
 
7) Стимулирование экономики: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции. …………………………… 
 
8) Открывается доступ к рынкам. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты сразу же и некоторые из них нам могут быть пока недоступны, это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь: среднее и тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, интеллектуальные технологии – высокие технологии, инновации  
 
9) Рост производства, в основном в конкурентных областях: энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг. 
 
10) Рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране, а значит и рост рабочих мест, занятости, зарплат, населения. ……………………………………………………………………. 
 
11) Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий. ………………………………………………
 
12) Рост инвестиционной привлекательности России и как следствие приход западных финансовых корпораций. Вступление в ВТО – это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов. …………………. 
 
13) Расширение возможностей для развития производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.[14] …………………………… 
 
Как видно из приведенного перечня положительных и отрицательных сторон, не все так однозначно в вопросе интеграции нашей страны в ВТО, как может показаться на первый взгляд. Практически любое последствие вступления России в организацию представляется двояко. Например, с одной стороны, получение выходов на новые рынки расширит возможности отечественных предприятий, но с другой стороны, это приведет к значительному росту иностранной конкуренции, а на некоторых рынках попросту не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, в силу отсталости отраслей. ……………………………………….. 
 
В качестве обобщения всех вышеназванных преимуществ и возможных отрицательных последствий вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию можно представить следующие таблицы: …………………………… 
Последствия вступления Россия от ВТО(приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3          Последствия вступления России в ВТО …………………………….. 
 
Очевидно, что кроме вышеперечисленных угроз и возможностей новая ситуация на рынке, новый передел рынков будет характеризоваться рядом новых процессов.  
 
При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка по договоренности должна быть снижена до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%. В настоящее же время происходит абсолютно противоположные процессы: в декабре 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал предложения об увеличении до 15% (не менее 120 евро 1 кВт мощности двигателя) импортных пошлин на сельхозтехнику[15], Минсельхоз считает целесообразным повышение импортных пошлин на сыр твердых с 15 до 25%[16], с 12 января 2009 года вступили в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили[17]. …………………………………………… 
 
По некоторым оценкам рост российского валового внутреннего продукта (ВВП) в результате вступления во Всемирную торговую организацию в среднесрочной перспективе может составить 3,4%, а рост потребления населения 7%. Его источниками являются: ……………………………………………………………….. 
 
– увеличение прямых иностранных инвестиций в экономику России;  
 
–повышение производительности российских предприятий благодаря притоку технологий из-за рубежа в результате снижения торговых барьеров;  
 
–улучшение условий на мировых рынках для российского экспорта.  
 
Однако распределение экономического роста по отраслям будет происходить неравномерно: наибольшее расширение производства ожидается в основных экспортных отраслях российской экономики. Наибольший рост занятости ожидается в добыче газа, а также в цветной и черной металлургии и в химической промышленности. В отраслях, где экспорт не значителен и высока защита внутреннего рынка от импорта, ожидается сокращение производства и занятости. В обрабатывающих отраслях самое большое сокращение занятости может произойти в пищевой промышленности, легкой промышленности, в производстве строительных материалов и в машиностроении. …………………………………… 
 
В целом, по отчету ВБ, в связи с либерализацией торговых барьеров безработица в России возрастет. Это связано со структурой экономики России, где существует большой бюджетный сектор, а основные доходы генерируются всего в нескольких отраслях: ТЭК, металлургия, машиностроение, строительство, пищевая промышленность и торговля. ………………………………………………. 
 
При этом надо помнить, что одним из условий членства страны в ВТО является либерализация рынка труда. Это означает фактическое снятие запретов на массовый въезд выходцев из трудоизбыточных стран на российскую территорию. 
 
Для российского предприятия вступление в ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны. Преимущества связаны с возможностью использовать ресурсы мирового хозяйства и осуществить: ……………………………………… 
 
–расширение рынка сбыта своей продукции; ……………………………………. 
 
–привлечение иностранных инвестиций; …………………………………………… 
 
–привлечение зарубежных прогрессивных технологий посредством создания совместных предприятий. ……………………………………………………………. 
 
Для этого предприятие должно укреплять свою конкурентоспособность: внедрять инновации, осуществляя разработку новых продуктов и новых технологий, улучшать качество продукции и качество менеджмента. Управление предприятием должно быть нацелено на использование ресурсов мирового хозяйства, оно не должно ограничиваться отечественными рынками. Вступление в ВТО заметно снизит значимость национальных границ и ослабит барьеры в торговле, этим необходимо воспользоваться и попытаться «встроить» свое предприятие в систему мирохозяйственных связей, чтобы наиболее полно использовать все доступные ресурсы.[18] ………………………………………….. 
 
При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия. ……………………………………………………. 
 
С одной стороны, расчеты (выполненные по второму сценарию) показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания, заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства. …………………………………………………. 
 
 
Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики(приложение 4)

Информация о работе Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы