Россия и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:08, реферат

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………..2
2.Краткая история переговоров………………………………………………..4
3.Итоги переговоров с ВТО…………………………………………………….5
4.Обязательства и уступки в с/х некоторых стран, вступивших в ВТО…….9
5.ПЛЮСЫ - возможные выгоды России от членства в ВТО………………..11
6.МИНУСЫ - возможные потери России от членства в ВТО………………14
7.Вступление России в ВТО……………………………………………………17
8.Заключение……………………………………………………………………21
9.Список используемой литературы…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

реферат россия и вто!!!!!.docx

— 59.26 Кб (Скачать)

 

  

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………..2

2.Краткая история переговоров………………………………………………..4

3.Итоги переговоров с ВТО…………………………………………………….5

4.Обязательства и уступки в с/х некоторых стран, вступивших в ВТО…….9

5.ПЛЮСЫ - возможные выгоды России от членства в ВТО………………..11

6.МИНУСЫ - возможные потери России от членства в ВТО………………14

7.Вступление  России в ВТО……………………………………………………17

8.Заключение……………………………………………………………………21

9.Список используемой литературы…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I.                   Введение.

  Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

   ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

  Сегодня в ВТО уже втянуты 149 стран. ВТО абсолютно контролирует 90% всей мировой торговли.  Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

   Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры , в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. 

  Россия в ВТО – проблема общегосударственная и  требует взвешенного решения на межведомственном уровне.

  Проблему ВТО нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты  собственных рынков и борьбу за внешние. В основном это проблема сельского хозяйства, как отрасли, по единодушному мнению большинства экспертов, политиков и государственных деятелей, наиболее уязвимой в первые годы нашего членства в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Краткая история переговоров.

   Россия пытается стать членом ВТО уже почти 17 лет, заявка на присоединение была подана в 1993 году, хотя обычно эта процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести лет напряженных переговоров Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали протокол о присоединении РФ к ВТО в 20 ноября 2006 года.

   Однако с того момента и до сих пор ЕС и США регулярно выдвигали новые требования и условия. В итоге в июне 2009 года терпение лопнуло, и Россия заморозила переговорный процесс. Премьер Владимир Путин объявил о решении создать с 1 января 2010 года Таможенный союз России с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что «индивидуальные» переговоры прерываются, и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза. Буквально сразу после этого Евросоюз и США заявили о том, что в этом случае вопрос присоединения России, Белоруссии и Казахстана к организации осложняется. Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции. Глава российской делегации Максим Медведков в мае 2010 года объявил по итогам состоявшихся в Женеве многосторонних консультаций о решении возобновить переговоры о вступлении России в ВТО. Тогда же, по его словам, многие страны впервые четко заявили, что «ВТО без России – не ВТО».

   В конце июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев совершил официальный визит в США. Одним из главных экономических итогов визита стало то, что впервые за долгие годы России удалось договориться с США по срокам завершения переговоров о вступлении нашей страны в ВТО.

  После этого процесс вступления в ВТО резко активизировался и на серии процедурных переговоров был практически решен.

 Согласно правилам ВТО, претендент на членство в организации должен подписать двусторонние соглашения со всеми странами-участниками ВТО.

  К моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

III.               Итоги переговоров с ВТО .

  1. В сентябре 2010 года ходе переговоров Кернской группой* и с представителем США стороны пришли к соглашению, что одним из условий вступления России в ВТО станет сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое, а именно:

- до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем максимальном уровне - $9 миллиардов в год;

- с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику до $4,4 миллиарда.

  Ранее Россия настаивала как минимум на сохранении объема агросубсидий. Противниками этого была Кернская группа, препятствующая вступлению России. Члены Кернской группы так ратуют за снижение, а ещё лучше полный отказ, от господдержки АПК, вступающих в ВТО стран, поскольку сами не способны субсидировать свой АПК напрямую. А разница в субсидировании АПК различных стран создает абсолютно не равную конкуренцию, при которой «бедные» страны заведомо обречены на худшие условия для своих товаров.

  В период с 2013 по 2017 год Правительство РФ планирует увеличить финансирование направления «зелёной корзины»**. При этом объём «жёлтой корзины»*** к 2017 году вернётся к текущему уровню - 4,4 млрд. долларов США, что не ниже федеральной поддержки, которую мы имеем сейчас. Однако, например, если суммировать сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в этом году, получится около 250 млрд руб., что составляет почти $8 миллиардов. Что говорит о явном сокращении господдержки при вступлении в ВТО.

  В странах ЕС господдержка фермеров выше примерно в 10 раз, притом, что их АПК находится в изначально хорошо развитом состоянии, то есть фактически вся господдержка идет на текущие проблемы в сельском хозяйстве. Поэтому России следует настаивать на сокращении господдержки в ЕС, чтобы постепенно  оказаться в равных конкурентных условиях.

  В России средняя природная продуктивность гектара пашни, ее биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. В этой ситуации России требуется максимально развитое сельское хозяйство, для обеспечения себя продовольствием.  Имея невысокую продуктивность и вступая в ВТО, Россия может попасть в ситуацию, когда страны-участники захватят нас в качестве объекта для  новых рынков, что в итоге может представлять опасность для продовольственной безопасности страны.

* Кернская группа – это «внутренняя оппозиция» в ВТО сторонникам сохранения агросубсидий, представленным преимущественно Евросоюзом. В Кернскую группу входят 19 стран - ведущих либерально настроенных экспортеров продовольствия, в т.ч. Новая Зеландия, Австралия, Канада, а также некоторые страны Латинской Америки. После вступления в ВТО Россия в перспективе имеет возможность присоединиться к группе с целью консолидации позиции в сокращении господдержки ЕС.

** «Зелёная корзина» - меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю, к ним относятся:  социальное развитие села, плодородие, услуги по инфраструктуре и другие услуги общего характера, проведение научных исследований, экология, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных и другие меры. Такие меры применяются без ограничения.

*** «Желтая корзина» - меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, к ним относятся:  адресная бюджетная поддержка сельхозпредприятий , конкретные дотации, льготы, программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен, займы с льготными процентными ставками в сравнении с рыночными, удешевление стоимости оборотных средств, лизинг и другие меры. Такие меры применяются с ограничениями по договоренности сторон.

  Также было заявлено, что Россия соответствует регламенту ВТО в части отсутствия экспортных субсидий. В то время как, по оценкам экспертов развитые страны прямо или косвенно традиционно субсидируют свой экспорт. В таком контексте нужно прямо признать, что изначально отказались от борьбы за расширение участия России во внешних рынках.

2. 07 декабря 2010 в Брюсселе подписан меморандум о взаимопонимании между РФ и ЕС о завершении двусторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

  Были достигнуты соглашения по всем ключевым двусторонним вопросам, например, экспортной пошлине на древесину и железнодорожным тарифам

  С 2010 года Россия собиралась повысить экспортные пошлины на необработанную древесину вплоть до фактически заградительного уровня — с 15 евро за 1 кубометр круглого леса (25% таможенной стоимости) до 50 евро (80% таможенной стоимости). После вступления в ВТО максимальный размер пошлины будет снижен с 25% таможенной стоимости до 15%. А пока министр экономического развития России Эльвира Набиуллина пообещала продлить мораторий на новые пошлины,  еще на год, до 1 января 2012 года. Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий из России, по данным Росстата, за первые 9 месяцев 2010 года вырос на 18,5% до 6,357 млрд долларов.

  Для России вопрос экспортных пошлин на древесину — принципиален, так как эти меры вводятся для стимулирования переработки древесины внутри страны, что «укладывается в концепцию увеличения доли производства продукции с высокой добавленной стоимостью».

  По железнодорожному вопросу — российское правительство взяло на себя обязательство приравнять экспортный грузовой тариф к внутреннему (сейчас первый в два раза ниже второго, а это нарушает всемирные правила равной конкуренции)

  07 декабря 2010 на 26-й саммите Россия-Евросоюз в Брюсселе, где большую делегацию возглавлял Президент РФ Д.Медведев было официально объявлено об окончании переговоров между Россией и ЕС по вопросам вступления РФ в ВТО.

  Проблем было три: вступление России в ВТО, отмена виз для взаимных поездок граждан и разработка нового базового соглашения между Россией и ЕС.

  Обсуждался также вопрос энергетического сотрудничества и энергобезопасности, в частности вопросы Третьего энергетического пакета, «который способен нанести ущерб российским интересам». В Третьем энергетическом пакете, одобренном властями ЕС в конце 2009 года, содержится требование предоставлять доступ третьих лиц к газотранспортным мощностям.

   Несомненно, что принятые уступки в сфере сельского хозяйства стали компромиссом для достижения каких-то приемлемых условий по другим отраслям России и актуальным политическим проблемам международных взаимоотношений. Вопрос о субсидиях стал частью весьма сложного размена: уступая по сельскому хозяйству, нам уступили в чем-то другом и дали "зеленый свет" процедуре вступления.

  Несомненно, одно: ВТО в последнее десятилетие испытывает серьезные противоречия внутри себя, особенно в после мирового финансового кризиса, и Россия в очередной раз выступает в роли спасителя мирового сообщества, на этот раз, системы глобальной экономики, частью которой она де факто уже является сама. И многие страны впервые признали, заявляя, что «ВТО без России – не ВТО».

 Рассмотрим опыт других стран, недавно вступивших в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.        Обязательства и уступки в сельском хозяйстве некоторых стран, вступивших в ВТО

Болгария: снижение экспортных субсидий по с/х по реальным выплатам на 35,8% и по ассигнованиям на 22,0% за 6 лет; агрегированные меры поддержки с/х- снижение на 79% за два года.

Грузия: Агрегированные меры поддержки с/х - 10% от ВНП с/х.

Молдова: Агрегированные меры поддержки с/х- снижение на 16% за 4 года.

Хорватия: Агрегированные меры поддержки с/х - снижение по отношению к базовому периоду 1996-1998 на 20% ежегодно равными частями в течение 5 лет с даты вступления.

  Украина. Украина вступила в ВТО в май 2008 года. Только в I квартале 2009 года, в связи с понижением ввозных пошлин, потери бюджета Украины от вступления в ВТО составили 707 миллионов гривен. В 2009 году почти в 2 раза снизился уровень господдержки аграриев. По 7 бюджетным программам совсем отсутствует бюджетное финансирование.

Информация о работе Россия и ВТО