Россия в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. К этому событию страна шла долго и непросто, проводя зачастую сложные переговоры с партнерами в течение 18 лет. Условия, которые РФ удалось выторговать при вступлении в ВТО вполне благоприятны. Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО.

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПЕЧАТЬ.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия  стала полноправным членом Всемирной  торговой организации. К этому событию  страна шла долго и непросто, проводя зачастую сложные переговоры с партнерами в течение 18 лет. Условия, которые РФ удалось выторговать при вступлении в ВТО вполне благоприятны. Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО.

Актуальность  данной темы, как никогда важна, сейчас, когда мы уже год как в ВТО, можно сделать определенные выводы. В работе использованы источники за последние 2 -3 года, для того что бы более полно представить процес вступления РФ в ВТО от стадии формирования до финальных этапов и последствий, первых результатов.

Цель работы: проанализировать научную литературу, правительственные источники и  теоретический материал, касающихся процесса вступления России в ВТО. Для  достижения цели были  поставлены следующие  задачи:

  1. Проанализировать научные источники, журналы, статьи, публицистику, учебные и методические материалы.
  2. Ознакомится с официальной точкой зрения Правительства РФ
  3. Выявить оппозиционные взгляды на проблему. Все «за» и «против»

Структура работы:

В Главе  №1 рассмотрены:  краткая история ВТО и ее структура, цели,

роль и принципы ВТО, содержание работы ВТО, плюсы торговой системы ВТО.

В Главе №2 рассмотрены: цели вступления России в ВТО, препятствия вступления России в ВТО и пути их разрешения, вступление России в ВТО, этапы и первые результаты, анализ последствий вступления России в ВТО.

 

 

 

ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

    1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВТО И ЕЕ СТРУКТУРА

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемником  действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).Она начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров, или «раундов» . Вначале в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994 годов, «Уругвайский раунд», - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947г. обсуждение глобальных проблем либерализации  и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К  настоящему времени проведено 8 раундов  МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний  день в организацию входят 149 государств; еще более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

1.1.2.СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВТО

 

 

ВТО – это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.

Решения принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса (способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц), что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Также Генеральному совету подчиняются комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Как было сказано выше, существует четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине. Они привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. 

Главами ВТО  являлись:

  1. Паскаль Лами, 2005-
  2. Супачаи Панитчпакди, 2002—2005
  3. Майк Мур, 1999—2002
  4. Ренато Руджеро, 1995—1999
  5. Питер Сазерленд, 1995

Генеральный совет  делегирует функции трем основным органам, находящимся на следующем уровне в структуре ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В деятельности ему оказывает помощь ряд специализированных комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет осуществляет контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Совет сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.  

Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.( На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.)

 

Комиссия по урегулированию споров

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между  государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) —орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО.

 

1.2 ЦЕЛИ, РОЛЬ И ПРИНЦИПЫ ВТО

 

ВТО выделяет следующие  основные цели своей деятельности:

  • получение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем равного доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

 

Для достижения указанных целей ВТО решает следующие задачи:

  1. Либерализация торговли. Либерализация торговли является инструментом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. По неоднократным заявлениям ВТО «развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку».
  2. Глобализация торговли. Мировая торговля должна быть свободной, либеральной, глобальной.
  3. Национальные самоограничения в области торговой политики. Государство, вступившее в ВТО, не сможет как суверенное государство просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить какие-либо условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров.
  4. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение о снятии ограничений в торговле с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к другим государствам.
  5. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (квоты, эмбарго, запрет, введение минимальной цены за экспорт и импорт). Так как общественные блага по правилам ВТО – тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов в сферу образования, медицинских услуг, страховой и банковской деятельности и т.д.
  6. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны.
  7. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать товары, произведенные только в этой стране, или обязывать их принимать на работу население этой страны.
  8. Признание статуса и полномочий суда ВТО. Каждая страна может предстать перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает правила ВТО» и «принцип свободной торговли».

 

1.3 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  ВТО

 

Направления деятельности ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Информация о работе Россия в ВТО